Изучение обрядовой поэзии в 6-м классе. Традиции и современность

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • расширить знания учащихся о духовном наследии русского народа, приобщить к национальной культуре, народному досугу;
  • способствовать воспитанию духовно богатой, гармонично развитой личности, способной на совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую, игровую деятельность.

Задачи: 

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;
  • развитие творческого мышления, умения формулировать и найти пути решения выдвинутой проблемы;
  • формирование коммуникационных компетентностей.

№ п/п

Содержание урока

Деятельность учащихся

Приложение 1

Время

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Слово учителя: тема, цели, задачи.
Презентация учащихся.
Постановка проблемного вопроса
Масленица. Историческая справка.
Масленичные дни
Блюда Масленичного стола
Развлечения Масленичной недели
Масленица в пословицах и поговорках
Масленица в произведениях русской классики
Масленица в изобразительном искусстве
Масленица в музыкальных произведениях
Масленица не только в России
Ответ на проблемный вопрос
Слово учителя. Приглашение сыграть «Широкую Масленицу»
Домашнее задание: сочинение-рассуждение по теме урока
Работа 1 группы
Работа 2 группы
Работа 3 группы
Работа 4 группы
Работа 5 группы
Работа 6 группы
Работа 7 группы
Работа 8 группы
Работа 9 группы
Работа 10  группы
Работа 11 группы

Принимают участие все учащиеся

Слайд 1
Слайды  2-3
Слайд 4
Слайды 5-11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайды 16-20
Слайды 21-22
Слайды 23- 27
Слайды 28-33
Слайд 1 (иллюстрационный материал к сценарию)
1 мин.
3 мин.
3 мин.
3 мин.
3 мин.
3 мин.
3 мин.
3 мин.
3 мин.
3 мин.
3 мин.
3 мин.
10 мин.
1 мин.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Тема, цели, задачи урока.

Слово учителя: Дорогие ребята, на завершающем уроке по обрядовой поэзии мы  должны ответить на вопрос: «Какое значение в жизни современного человека имеет обрядовый фольклор?» В течение нескольких дней,
разбившись на группы, вы работали над темами вашей презентации. И теперь в процессе её защиты  мы и  постараемся найти ответ.

II. Содержание урока

1. Защита презентации (по одному человеку от групп).

Цель проекта: в результате защиты проекта ответить на вопрос: «Какова роль обрядовых традиций в жизни современного общества?»

– Чтобы ответить на поставленный вопрос, нам пришлось изучить:

  • Историю праздника (слайд 4)
  • Дни Масленицы (слайды 5-11)
  • Блюда масленичного стола (слайд 12)
  • Развлечения масленичной недели (слайд 13)
  • Масленицу в пословицах и поговорках (слайд 14)
  • Масленицу в русской классике, музыке  и изобразительном искусстве (слайды 15-22)
  • Масленицу не только в России (слайды 23-27)

– Таким образом, изучив материалы по теме  Масленица, мы пришли к выводу, что, несмотря на свой возраст, Масленица продолжает радовать нас своими традициями. 
Ежегодно  Широкую Масленицу встречают и провожают в  разных городах России.

2. Вопросы учащимся:

– Почему художники часто обращались к теме Масленица?
– Почему церковь не воспротивилась этому языческому празднику?
– Для чего каждый день недели имел свое название ?

3. Комментарий оценок

III. Праздник «Широкая Масленица»

IV. Домашнее задание: сочинение-рассуждение по теме урока

Сценарий праздника «Широкая Масленица»

(Приложение 2)

А.Н. Серов. Опера  «Вражья сила»,  песня Еремки (Слайд 1)

Скоморох:  (Слайд 2)

Собирайся, народ!
Весна красная идет!
Надо зимушку спровадить,
Дружно Масленицу сладить!
Так что пой, гуляй, пляши
Семь денечков от души!

(Слайд 3) Звон колоколов. Собираются участники представления. Слова распределяются произвольно.

Ой, ой, ты Масленица,
Ой, и ко двору въезжает,
Ой, да ты широкая,
Ах, ко двору въезжает.

Масленица – древний славянский праздник,  доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это – веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. (Слайд 4)

Русская народная песня «Как у наших у ворот».

–  Само слово "масленица" появилось в 16 веке. Масленицу в народе так любили, что придумали названия для каждого из семи дней. Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого угощает.

– Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,  (Слайд 5)
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК...
Наступает «ВСТРЕЧА».
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

– Главное угощение на масленице – блины, пеклись и поедались в несметных количествах.

(Слайд 6)

– Блины на Масленицу пекут каждый день масленой недели . В первый – блинища, во второй – блины, в третий – блинцы, в четвертый – блинчики, в пятый – блинки, в шестой – блиночки, в седьмой – царские блины.

– К блинам подавались: сметана, варенье, масло, икра, мед.

Конкурс необычных рецептов блинов (Слайд 7)

Конкурс: Кто больше знает пословиц о блинах

– Масленицу мы встречали,
Сыр с маслицем починали..
Расходиться нам пора –
Завтра снова со двора!

– «ЗАИГРЫШ» беспечный – ВТОРНИКА отрада. (Слайд 8)
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

– Наступает день второй,
Весь наполненный игрой!

– Подходи, торопись,
Вместе с нами веселись!

– Срочно нужен богатырь                               Бой петухов
Бросить в небо пару гирь!                              (На одной ноге,  руки за спиной вытолкнуть из круга)
Кто желает попытать?
Свою силу показать?

– А теперь прошу вниманья!                         Борьба наоборот
Новое соревнованье!                                      Пройти по канату с закрытыми глазами
Кто захочет – стар и млад
Перетягивать канат?

–.Нынче вволю наигралась
Наша чудо-детвора.
Отдохнуть бы надо малость –
Завтра снова со двора!

– Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовётся. (Слайд 9)
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

– Нынче Лакомка у нас!
Угощенье – это раз!
Объеденье – это два!
Пляски прямо у стола!

– Угощаемся блинами, Заедаем пирогом!
Мы ни крошки не оставим,
Посидевши за столом!

Песня «Как на масленой неделе»

 «Как на масленой неделе».
Из печи блины летели.
Уж блины, блины мои, 
Вы блиночки мои.
И сыр и творог –
Все летело под порог!
Уж блины, блины мои,
Вы блиночки мои.

– А уж как моя сестрица,
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть.
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И блины-то все поели.
Вместе: Хорошие были блины!

– В среду теща приглашала зятя (мужа дочери) на блины

(Сценка)

– Заходи, любезный зятюшка.Будешь гостем дорогим, жданным.

Зять: Принес я слово приветное от дочки твоей – свет Дунярушки.
Желает она тебе добра здравия,чтобы сыр с маслицем не переводилися, Чтобы куры неслись, коровы паслись, да с молочком и хлебушком было хозяйство твое.

Теща: За приветное слово спасибо.А я уж угощение приготовила. Садись-ка, зятюшка, на почетное место. Место заветное, в доме главное. Отведай моего угощеньица. А я уж и пирог спекла. В этом пироге три осьмины муки, соли да крупы на четыре рубли,лучку да мачку на семь рублей, маслица с яичком на восемь рублей, сахару, изюму на девять рублей.

Зять: Ой, уж спасибо, тещенька, за приглашение. Печь, стряпать ты мастерица. Уж попотчевать твои блюда – великая честь.

Ты уже садись рядышком,
Всех своих домашних усаживай,
А мы угощеньем не побрезгуем,
Милу беседу заведем, покалякаем.

Ну, спасибо, тещенька! Накормила, навеселила, пора и честь знать. Все поперепробовал, всем угостился. Наелся, наплясался, повеселился.

Теща (глядя на стол). Да как же так, зятечек? Думала-гадала семерых угостить, а зятюшка сел да зараз все съел! Я-то старалась пирог пекла, соль да муки на четыре рубли, сахара-изюма на восемь рублей, соли да крупы на четыре рубли, лучку да мачку на семь рублей, маслица с яичком на девять рублей. Этот ли пирог с рублем двадцать стал. А зять сел, у присест съел. Как тебя, зятя, не разорвало? Уж я-то зятюшку употчиваю, в четыре дубинки дубовенькие, в пятую дубинку вязовенькую. (В слове «разорвало» ударение падает на первую букву «о». В слове «зятюшку» ударение падает на букву «ю»).

Теща хватает дубинку (веник, метлу, швабру, палку, все, что можно найти), гоняется за зятем и лупит его по спине.

– Мы на славу погуляли!
Съели все, что можно съесть. (Слайд 10)
Мы блинами угощались,
Было сладостей не счесть.

– А в ЧЕТВЕРГ – раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.  (Слайд 11)

Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.
День четвертый будем вместе
Петь про Масленицу песни.
До поста же до посточка
Нам всего лишь три денечка.
Так гуляйте, россияне!
Ну а мы спешим за вами!

Танец «Ручеек» (Мы давно блинов не ели)

Конкурс «Продолжи пословицу» (Слайд 12)

– Завтра будет день попроще:
Если кто имеет тещу,
Пусть для проводов зимы (Слайд 13)
Зовет ее на блины .

– ПЯТНИЦА настала – «ТЁЩИНЫ ВЕЧЕРКИ»...        Хоть тещины блинки сладки,
Зять приглашает тещу на блины!                                  да тещ угощают на Масленую зятьки.
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Конкурс: «Пословицы шутят»  (Слайд 14)

– Пока Масленица нас гладит по головке,
Завтра будет день шестой – навестим золовку.

– Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ». (Слайд 15)
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Песня (обыгрывается)

Ой, вставала я ранешенько,
Умывалась я белешенько,
Аи, люли, аи, люли, аи, люди.
Умывалась я белешенько.
Вот пришла к нам Масленица,
Принесла блины да маслице,
Простояла я у жаркой у печи,
Выпекая крендели да калачи.
Угощенье другу Ванюшке
Илюбимому Пахомушке,
Для Еремы и для Фомушки –
Поварешкой по головушке.

– В субботу также объявлялась родительское .Поминание родителей, прощание с  зимы – эти обряды пришли к нам с языческих времен.

– Русская Масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством.

– Сейчас у вас будет соревнование: кто вспомнит поговорки со словом "Масленица". (Слайд 16).

– А давайте, ребята, продолжим масленичную традицию и посоревнуемся в отгадывании загадок. Раньше, когда молодежь собиралась вечером в одной избе "на посиделки" – там царило веселье и обязательно загадывались загадки. А вот шуточные загадки.

  • Берега крыты, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, тесто, масло).
  • Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде).
  • Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях).    

Игра «Мотальщицы» (в парах девочки, кто быстрее смотает ленту)

– ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает. (Слайд 17)
Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ». 
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

– Сжигание куклы-Масленицы связывали с тем, что, оказывается, Масленица носит древнее славянское имя забытой языческой богини Мажаны (Маржаны), олицетворяющей мрак. Естественно, ее следовало уничтожить, чтобы под теплыми лучами солнца вырастить хороший урожай. Этот день в народе еще называют прощенное воскресенье. С окончанием праздников начинался великий пост до Пасхи. В преддверии великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. Говорили: прости,если в чем виноват, простите люди добрые за вины, за досады

– Воскресенье – это последний день Масленицы, Сударыню Масленицу взгромождали на сани, а в сани впрягались трое молодых парней, которые возили ее по улицам. Затем угощали блинами саму Масленицу.

– Прошла Масленица,
Кончилось гуляньице,
Обманула, провела,
Нагуляться не дала!
Прощай, зима холодная.
Приходи, лето красное!

– Прощай, Зимушка-зима,
Спасибо, что в гости к нам пришла.
Снова в гости приезжай.
Раз, два, три, четыре, пять! (Слайд 18)
Через год на этом месте
Снова встретимся опять.

Ведущий. Дорогие гости! С весной вас, с весенними праздниками, с солнечным теплом и весельем. Желаем вам всегда хранить в сердце красоту народных русских традиций, радость души, которая всегда была свойственна нам. Ну, а теперь, по русскому обычаю – чай!

Библиографический список:

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки. М., 1988.
2. Колпакова Н.П. А мы просо сеяли . Очерки об устной поэзии Л., 1984.
3. Круглый год . Русский земледельческий календарь.М., 1991.
4. Мельникова Л.И. Детский музыкальный фольклор. М., 2000.
5. Михайлова М.А. Народные праздники, игры и развлечения Ярославль 2005.
6. Науменко Г.М. Русский детский игровой фольклорМ., 1995.
7. Розова А.Н. Обрядовая поэзия. М.,1989.
8. Р усские народные песни и хороводы. сост. Агафонников. М., 1983
9. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе.М., 1997.

Ресурсы удаленного доступа

http://www.maslenitsa.ru
www.maslenica.ru
www.idh.ru
http://35photo.ru/tags/
www.rian.ru
www.picture.art-catalog.ru
www.kultura-portal.ru
www.novayaopera.ru
www.russkie.ru