ЦЕЛЬ: научить обучающихся правильно определять корень в словах, подбирать родственные слова.
ЗАДАЧИ:
коррекционные:
- совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление),
- обогащать словарный запас путём формирования семантических полей: подбора родственных слов (парадигматические связи),
- совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи),
- развивать высшие психические процессы;
обучающие:
- тренировать в подборе проверочных слов к словам с безударными гласными в корне;
здоровьесберегающие:
- содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
воспитательные:
- воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в группе,
- воспитывать чувство эмпатии (сопереживания).
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки; карточки для индивидуальной работы; тетради, ручки, карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Подготовительная часть
I. Мобилизирующий этап.Задача: эмоциональный настрой.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их. Назови, пожалуйста, своё имя (логопед указывает на одного из обучающихся).
А теперь давайте это имя назовём ласково. А если вы обиделись, как вы скажите? А если я спрошу: “Чья шапка?”.
Подведение итога этапа
II. Вводный в тему.
Задача: сообщение темы, постановка перед детьми задач
– Прослушайте стихотворение и назовите слова, которые сходны по основному смыслу и по “внешнему виду”: звукам и буквам.
Если скажут слово
родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, родная улица,
Толстый тополь у ворот.
Вся родня моя любимая,
Родственники здесь и там!..
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
(Учитель-логопед вывешивает на доску плакат с написанными словами-родственниками: Родина, родная, родня, родственники. Учениками выясняют, что все слова объединяет общий смысл и общая часть –род-).
– Кто поможет мне назвать тему занятия?
Подведение итога этапа.
Основная часть
1. Задача: нахождение общей части (корня) однокоренных слов.
– Так, сегодня на занятии мы с вами будем определять корень в словах, и подбирать к ним однокоренные слова.
– Ребята, у слов есть самое главное, самое важное – корень, который несёт самый главный смысл. Корень несёт смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем называются однокоренными, родственными. Обратите внимание, как обозначается корень.
– На партах у вас лежат карточки. Как вы считаете, с каким корнем будет первая группа слов? Назовите слова-родственники. А теперь укажите корень второй группы слов.
ИК |
ИШКО |
|
ИЩЕ |
АШНИЙ |
ОВОЙ |
НА НИК |
БЕЗ ЫЙ |
|
ОК |
ОЧЕК |
|
НОЙ |
НИК |
НИЦА |
Подведение итога этапа.
2. Задача: определение корня однокоренных слов.
Игра “Какие корни “убежали” из слов?”
(Детям раздаются карточки с пропущенными корнями, в каждом столбике пропущен один и тот же корень).
– Определите, какой корень “убежал” из каждого столбика слов, и верните его на место, нарисовав на месте пропуска одну картинку-пиктограмму. Поставьте в таблицу под номером столбика слов с пропущенным корнем номер выбранной вами картинки. Дети работают парами. Показ указкой на сигнал “работа парой”. Даётся время на подготовку.
(У каждой пары на столе карточки и картинки-пиктограммы из справочного отдела. Затем дети выходят к доске с картинкой-пиктограммой и на ватмане формата А-3 рисуют свою пиктограмму. Затем на наборном полотне выставляют номер выбранной ими картинки.)
Подведение итога этапа.
3. Задача: выделение в каждой группе (“семье”) родственных слов главного, несущего основной смысл, от которого образованы все слова данной группы.
– А сейчас определите самое главное слово, от которого образованы все родственные слова. Назовите корень. (Уточняется значение некоторых слов).
Веснушки |
веснянка |
весна |
Подведение итога этапа.
4. Задача: исключение “лишнего” слова (слов), не подходящего по смыслу к группе родственных слов.
– Определите, какие из слов не являются однокоренными.
– Запишите в тетрадях однокоренные слова, выделите корень.
Дружить |
дружок |
дружище |
друг |
дружеский |
подруженька |
подруга |
дружелюбный |
дружочек |
дружка |
дружелюбие |
подружились |
подружка |
вдруг |
дружина |
дружно |
дружные |
дружинник |
содружество |
дружественный |
другой |
Подведение итога этапа.
5. Физминутка.
Задача: снятие усталости и напряжения.
– Ребята, мы замечательно потрудились, а теперь давайте отдохнём.
– Подойдите, пожалуйста, ко мне.
– Вспомните нашу любимую физминутку “Для начала мы с тобой”.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения
головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно можем. (Повороты
вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем –
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания
вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (Дети
садятся.)
Подведение итога этапа.
6. Задача: группировка родственных слов путем разделения по смыслу каждой из представленных групп слов на 2 разные родственные “семьи”.
– Уточните значение каждого слова. Определите корень.
– Распределите слова на две группы. Запишите в тетрадях, поставьте ударение в словах первой группы.
– Назовите слова, в которых в корне безударная гласная; ударная.
– Уточните, какие слова являются проверочными, а какие проверяемые.
– Выберите по одному слову и составьте предложение.
Носить носитель носки переноска носище снос носоглотка |
носочек носишко носильщик утконос нос носатая носорог |
длинноносый носилки носовой поднос переносить чулочно-носочные (издел) |
Подведение итога этапа.
7. Задача: образование детьми родственных слов по данному образцу. Совершенствование грамматического строя речи.
А сейчас мы с вами будем подбирать однокоренные слова, отвечая на мой вопрос предложением.
– Кто детеныш (птенец) у чижа? — Чижонок.
– Кто у чижа мама? — Чижиха.
– Как ласково называют маленького чижонка? — Чижоночек.
– А как можно ласково назвать поющего чижа? — Чижик, чижичек.
– Чье веселое пение радует нас весной? — Чижиное.
Подведение итога этапа.
III. Заключительная часть.
- Подведение итога занятия.
- Домашнее задание.
- Пароль на выход.
– Ребята, над чем мы с вами сегодня работали? Чему вы научились сегодня на занятии? Какое задание вам больше понравилось?
– Придумайте слово, выделите корень, подберите к нему родственные слова. Поставьте ударение в каждом слове. Определите проверочные слова и проверяемые. С каждым словом составьте предложение.
– Я каждому назову слово с безударной гласной в корне, а вы подберите проверочные (тепло, дела, хвосты, бельё, темно, силач).