Логопедическое занятие по теме "Корень слова". Однокоренные (родственные слова)

Разделы: Логопедия


ЦЕЛЬ: научить обучающихся правильно определять корень в словах, подбирать родственные слова.

ЗАДАЧИ:

коррекционные:

  • совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление),
  • обогащать словарный запас путём формирования семантических полей: подбора родственных слов (парадигматические связи),
  • совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи),
  • развивать высшие психические процессы;

обучающие:

  • тренировать в подборе проверочных слов к словам с безударными гласными в корне;

здоровьесберегающие:

  • содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся;

воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в группе,
  • воспитывать чувство эмпатии (сопереживания).

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки; карточки для индивидуальной работы; тетради, ручки, карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Подготовительная часть

I. Мобилизирующий этап.

Задача: эмоциональный настрой.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их. Назови, пожалуйста, своё имя (логопед указывает на одного из обучающихся).

А теперь давайте это имя назовём ласково. А если вы обиделись, как вы скажите? А если я спрошу: “Чья шапка?”.

Подведение итога этапа

II. Вводный в тему.

Задача: сообщение темы, постановка перед детьми задач

– Прослушайте стихотворение и назовите слова, которые сходны по основному смыслу и по “внешнему виду”: звукам и буквам.

Если скажут слово родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, родная улица,
Толстый тополь у ворот.
Вся родня моя любимая,
Родственники здесь и там!..
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

(Учитель-логопед вывешивает на доску плакат с написанными словами-родственниками: Родина, родная, родня, родственники. Учениками выясняют, что все слова объединяет общий смысл и общая часть –род-).

– Кто поможет мне назвать тему занятия?

Подведение итога этапа.

Основная часть

1. Задача: нахождение общей части (корня) однокоренных слов.

– Так, сегодня на занятии мы с вами будем определять корень в словах, и подбирать к ним однокоренные слова.

– Ребята, у слов есть самое главное, самое важное – корень, который несёт самый главный смысл. Корень несёт смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем называются однокоренными, родственными. Обратите внимание, как обозначается корень.

– На партах у вас лежат карточки. Как вы считаете, с каким корнем будет первая группа слов? Назовите слова-родственники. А теперь укажите корень второй группы слов.

  ИК

  ИШКО

  ИЩЕ

  АШНИЙ

  ОВОЙ

НА НИК

БЕЗ ЫЙ

 

ОК

ОЧЕК

НОЙ

НИК

НИЦА

Подведение итога этапа.

2. Задача: определение корня однокоренных слов.

Игра “Какие корни “убежали” из слов?”

(Детям раздаются карточки с пропущенными корнями, в каждом столбике пропущен один и тот же корень).

– Определите, какой корень “убежал” из каждого столбика слов, и верните его на место, нарисовав на месте пропуска одну картинку-пиктограмму. Поставьте в таблицу под номером столбика слов с пропущенным корнем номер выбранной вами картинки. Дети работают парами. Показ указкой на сигнал “работа парой”. Даётся время на подготовку.

(У каждой пары на столе карточки и картинки-пиктограммы из справочного отдела. Затем дети выходят к доске с картинкой-пиктограммой и на ватмане формата А-3 рисуют свою пиктограмму. Затем на наборном полотне выставляют номер выбранной ими картинки.)

 

Подведение итога этапа.

3. Задача: выделение в каждой группе (“семье”) родственных слов главного, несущего основной смысл, от которого образованы все слова данной группы.

– А сейчас определите самое главное слово, от которого образованы все родственные слова. Назовите корень. (Уточняется значение некоторых слов).

Веснушки
весенние
веснушчатая

веснянка
по-весеннему

весна
вешние (воды)
веснушечки

Подведение итога этапа.

4. Задача: исключение “лишнего” слова (слов), не подходящего по смыслу к группе родственных слов.

– Определите, какие из слов не являются однокоренными.

– Запишите в тетрадях однокоренные слова, выделите корень.

Дружить

дружок

дружище

друг

дружеский

подруженька

подруга

дружелюбный

дружочек

дружка

дружелюбие

подружились

подружка

вдруг

дружина

дружно

дружные

дружинник

содружество

дружественный

другой

Подведение итога этапа.

5. Физминутка.

Задача: снятие усталости и напряжения.

– Ребята, мы замечательно потрудились, а теперь давайте отдохнём.

– Подойдите, пожалуйста, ко мне.

– Вспомните нашу любимую физминутку “Для начала мы с тобой”.

Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно можем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем –
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Подведение итога этапа.

6. Задача: группировка родственных слов путем разделения по смыслу каждой из представленных групп слов на 2 разные родственные “семьи”.

– Уточните значение каждого слова. Определите корень.

– Распределите слова на две группы. Запишите в тетрадях, поставьте ударение в словах первой группы.

– Назовите слова, в которых в корне безударная гласная; ударная.

– Уточните, какие слова являются проверочными, а какие проверяемые.

– Выберите по одному слову и составьте предложение.

Носить

носитель

носки

переноска

носище

снос

носоглотка

носочек

носишко

носильщик

утконос

нос

носатая

носорог

длинноносый

носилки

носовой

поднос

переносить

чулочно-носочные (издел)

Подведение итога этапа.

7. Задача: образование детьми родственных слов по данному образцу. Совершенствование грамматического строя речи.

А сейчас мы с вами будем подбирать однокоренные слова, отвечая на мой вопрос предложением.

– Кто детеныш (птенец) у чижа? — Чижонок.

– Кто у чижа мама? — Чижиха.

– Как ласково называют маленького чижонка? — Чижоночек.

– А как можно ласково назвать поющего чижа? — Чижик, чижичек.

– Чье веселое пение радует нас весной? — Чижиное.

Подведение итога этапа.

III. Заключительная часть.

  1. Подведение итога занятия.
  2. – Ребята, над чем мы с вами сегодня работали? Чему вы научились сегодня на занятии? Какое задание вам больше понравилось?

  3. Домашнее задание.
  4. – Придумайте слово, выделите корень, подберите к нему родственные слова. Поставьте ударение в каждом слове. Определите проверочные слова и проверяемые. С каждым словом составьте предложение.

  5. Пароль на выход.

– Я каждому назову слово с безударной гласной в корне, а вы подберите проверочные (тепло, дела, хвосты, бельё, темно, силач).