Оценка и мониторинг социально-психологической адаптации учащихся в школе

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема школьной адаптации становится все более актуальной в рамках сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся в школе,  ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.

Школьная адаптация, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами её характера. Школьная адаптация также является одной из первых ступенек на пути к успешному обучению. Таким образом, успешная адаптированность на всех её кризисных периодах в школе в будущем благоприятно сказывается на социализации детей в социуме. Поэтому, профилактика школьной дезадаптации  является приоритетным направлением в моей профессиональной деятельности.

Прежде всего, я занимаюсь проблемами адаптации школьников к процессу обучения на самых важных возрастных её этапах: в первом классе начальной школы и в пятом классе, т. е. при переходе ребёнка из начальной школы в среднее звено.

Поэтому основной целью работы по профилактике школьной дезадаптации считаю: психологическое сопровождение процессов адаптации школьников к новым условиям обучения и воспитания.

Для достижения поставленной цели  решаются  задачи:

  • развитие  навыков общения учащихся с одноклассниками и с учителями;
  • осуществление  коррекции  поведения учащихся;
  • обучение  приёмам психологической саморегуляции поведения, самоконтролю эмоциональной сферы.

Большое внимание в своей работе я уделяю первоклассникам, так как первый год обучения в школе особенно трудный для ребёнка. Меняется первичный уклад жизни: первоклассник адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, к незнакомым взрослым (учителю). Особое внимание уделяется развитию у детей психологической готовности к обучению: развитию интеллектуальных способностей, памяти, внимания, воображения, познавательной активности, развитию речи, развитию крупной и мелкой моторики, формированию внутренней позиции школьника (Я –  школьник).

Данные проведенного диагностического обследования (при поступлении детей в первый класс.) показало, что у 50% будущих первоклассников  наблюдается полная готовность к обучению в школе,  у 30% дошкольников – средняя готовность, у 20% – низкая готовность к обучению в школе. Опираясь на диагностические данные, я выявляю учащихся 1 класса, испытывающих трудности в адаптации к школе, т.е. «группу риска».В течение первой учебной четверти я реализую программу по преодолению школьной дезадаптации у учащихся данной группы «Я – первоклассник», которая, основана на психологических уроках О. В. Хухлаевой « Тропинка к своему Я». Она включает в себя работу по двум основным направлениям: воздействие на средовые факторы (условия жизни, воспитания, обучения и т.д.) и активизацию креативного потенциала ребёнка.

Важным моментом в своей работе считаю посещение уроков, сотрудничество с учителем. При реализации программы в течение периода адаптации первоклассников можно проследить положительную динамику: у учащихся понизился уровень школьной тревожности на 66%, т.е. у детей испытывающих тревожность по поводу школьного обучения к концу адаптационного периода сложилось благополучное отношение к школе. На 33% повысилась до среднего уровня школьная мотивация. Наблюдая за детьми во время занятий, уроков становится заметно, что дети стараются контролировать своё поведение в школе, сотрудничать, активно работать, быть дисциплинированными.

В настоящие время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития. Как показывает практика, большинство детей переживает это событие ,как важный шаг в своей жизни .Они гордятся , что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для  них зримым показателем их взросления. Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходным с тем , который был характерен для начала обучения в первом классе.

Трудно в этот период и педагогам: в силу своего эмоционального состояния дети «порождают» множество организационных трудностей.

В связи этим, с целью ликвидации дезадаптации при переходе из начальной школы в среднюю, я работаю по программе «Первый раз в пятый класс». В рамках ее реализации свою работу я начинаю с диагностики развития психических параметров у детей, обучающихся в выпускном классе (четвёртом) начальной ступени обучения. Уточняются дети «группы риска». Участвую в работе школьного ПМПк по вопросу «Готовности учащихся начальной школы к переходу в среднее звено».

В конце учебного года в четвёртом классе провожу тренинговые занятия «Впереди у нас пятый класс». При выявлении детей «группы риска» составляю индивидуальные программы по профилактике дезадаптации, снижению уровня тревожности, повышению самооценки.

На протяжении первой четверти с учащимися 5-го класса проводятся тренинговые занятия на сплочение класса, повышение уровня общения; посещаются уроки, составляются беседы с учителями; посещаются МО педагогов, на которых обсуждаются психолого-физиологические аспекты адаптации детей при переходе из начальной школы в среднюю. По результатам диагностики адаптационных процессов учащихся разрабатываются рекомендации педагогам.

В результате реализации программы «Первый раз в пятый класс» по завершении адаптационного периода у пятиклассников снизился высокий уровень тревожности на 20%. На 10% повысилась самооценка учащихся. В учебной мотивации преобладает познавательный мотив обучения в школе.

Это говорит о том, что применяемые в школе профилактические, коррекционные и развивающие программы, многие из которых являются авторскими, эффективны и занятия благоприятно влияют на приспособляемость детей к изменившимся условиям и на их психологическое здоровье, а самое главное в работе психолога – создать для ребёнка благоприятную атмосферу для его развития.