Урок "Кто что ест?" "Мы и окружающий мир"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Выделять группы животных по способу их питания;
  • Составлять и объяснять цепи питания;
  • Изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Оборудование:

  • Схемы:
  • "Классификация животных"
  • "Животные (по типу питания)"
  • "Цепи питания".
  • Карточки с текстом для групповой работы
  • Карточки для индивидуальной работы.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  • Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, текстов);
  • Эффективность подхода к работе учащихся на данном этапе урока
  • Интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)
  • Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов
  • Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Ход урока

I. Организационный момент

Приложение 1

Приложение 2

Презентация

Слайд 1-2.

Учитель: Мы познакомились с разнообразием животных, как одним словом назвать, кто перед вами

Дети: Это животные.

Учитель: Назовите, представителей каких групп по особенностям их строения вы видите на экране.

Дети: насекомые, звери, птицы, пресмыкающиеся, рыбы, земноводные, иглокожие, черви, ракообразные, паукообразные,

Слайд 3.

Учитель: Вспомните признаки жизни животных.

Дети: Рождаются, дышат, питаются, развиваются, растут, передвигаются, размножаются, умирают.

Слайд 4.

Учитель: Для роста и развития животных нужно питание. Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

II. Определение темы.

Кто что ест (о питании животных).

Слайд 5-6.

Учитель: Мы должны научиться выделять группы животных по особенностям их питания, научиться составлять и объяснять цепи питания, их взаимосвязь.

III. Работа по теме: Кто что ест. Слайд 7.

Беседа:

Слайд 8.

Учитель: А теперь давайте с вами заглянем в лес. На первый взгляд он кажется пустым - одни деревья. Но, если ты хорошенько присмотришься к нему, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они щебечут, свистят, рычат, пищат. И у каждого в этом доме есть свое дело и место.

Слайд 9.

У гусеницы - место на листке, дело у нее одно - поедать листья.

На земле тем же самым занимается мышка. Нашла травинку - съела, нашла колосок - и потащила в норку про запас.

А в стволе дерева под корой - личинка жука-усача. Она траву и листья не ест, она древесиной питается.

Масса всяких мелких и крупных животных едят траву, листья, орехи, семена. И, кажется. Если дать волю гусеницам. Мышам. Да жукам - они весь лес съедят. Только не случится этого - никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывает.

Слайд 10.

Вот пробежала по ветке синичка, съела гусеницу. А вот дятел вытащил личинку жука -усача.

Слайд 11. Но и за синицами, дятлами, другие охотники следят, покрупнее. Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы. Ласку ночью сова может подхватить.

Слайд 12. А еще по лесу медведь бродит, малину ест. Да и от животных не отказывается.

Вот и получается. Что все животные зависят друг от друга. Ястребам не прожить без синиц, синицам - без гусениц, гусеницам - без листьев, всем вместе - без леса.

Слайд 13. Разные животные питаются разной пищей. Учетные-зоологи разделили животных на группы по особенностям их питания.

Учитель: Чем могут питаться животные?

К какой группе отнесем животных, которые питаются растительной пищей?

Дети: растительноядные (жуки, кабан, лось, белка, заяц, карась);

Учитель: Как называются животные, которые питаются насекомыми?

Дети: насекомоядные (синица, кукушка, крот, еж)

Учитель: К какой группе отнесем животных, питающихся плотью других животных?

Дети: хищники (хищные) (тигр, лиса, волк, лев).

Учитель: А есть животные, питающиеся растительной и животной пищей. У них смешанный способ питания.

Дети: всеядные (барсук, медведь, галка).

Работа с учебником. Прочитать, на какие группы по особенностям питания делятся животные.

Слайд 14-15.

Найти пары:

  • Орех - белка
  • Дятел - жук
  • Лиса - заяц.

Учитель: Почему мы так составили пары? В природе все взаимосвязано, растения и животные связаны друг с другом, как звенья цепочки. Ученые называют это цепью питания. Цепь питания - это ряд организмов, которые питаются друг другом.

VI. Работа с карточками:

Карточка 1: Мышь

Карточка 2: Сова,

Карточка 3: Желудь.

Разложите их в определенном порядке. Составьте цепи питания.

Дети составили: желудь - лесная мышь - сова.

Учитель: Почему мы так составили? Лесные мыши кормятся желудями дубов, сами мыши - добыча сов. Получается цепь питания. Цепи питания начинаются с растения. Это - первое звено, так как только растения способны использовать энергию солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и т.д.) из углекислого газа и воды.

Второе звено - это растительноядные животные. Почему?

Дети: Они питаются растениями.

Третье звено - насекомоядные или хищные животные. Это - охотники, которые могут охотиться и на охотников.

Множество таких цепей можно составить. Они сцеплены друг с другом (растения - звери - птицы - насекомые). Отдельно друг от друга им не прожить. Это один из главных законом в природе. Ни животные, ни растения не могут жить сами по себе. Они живут в сообществе с другими животными и растениями. Самое важное звено - это растения. От растений зависит жизнь всех животных.

V. Практическая работа.

Слайд 16. Объяснить цепи питания. В лесу растет березы - их корой питается лось. Лося может съесть волк. В лесу растут рябины, корой питаются зайцы, зайцев ест волк.

Работа в парах: (Приложение № 1).

Для каждого места обитания существуют свои цепи питания. Все звенья в цепи связаны между собой.

VI. Учитель: Что произойдет, если из цепи выпадет одной из звеньев?

Дети: нарушится равновесие в природе.

Учитель:

Хулиганы - воробьишки -
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай -
Поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет -
Воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд,
Ждут - каков же результат?
Поначалу в самом деле
Закрома их пополнели.
А потом пришла беда -
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.
Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно -
Надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все с плеча рубить,
Можно дело загубить.

Учитель: Какая возникла экологическая проблема?

Дети: нарушилось экологическое равновесие. Воробьев истребили - появилось много насекомых - был уничтожен урожай зерновых. Произошел экологический взрыв.

Учитель: По чьей вине он произошел?

Дети: По вине человека.

Учитель: Как его пришлось решать?

Дети: завезли воробьев и равновесие восстановилось.

Учитель: Но ошибки, которые допускают люди, природа не всегда может исправить.

Вывод: в природе все взаимосвязано, ничего лишнего нет. Нужны все - и комары и хищники. Их нужно беречь. Вот как об этом написал Борис Заходер (слайд 17):

Все - все на свете
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых,
И даже без хищников
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется.

VII. Итог урока.

Учитель: На какие группы делятся животные по особенностям питания? Распределите животных по особенностям питания? Слайд 18.

Приложение № 2. Задания для учащихся задания разноуровневые по сложности.

Слайд 19. Результаты работы: Умеем выделять группы животных по способу их питания; умеем составлять и объяснять цепи питания.

VIII. Домашнее задание. Прочитать в учебнике статью "Кто что ест". Ответить на вопросы раздела "Проверь себя", выполнить задание (учебник), задание в рабочей тетради.

VIII. Рефлексия.