Цели урока:
- Выделять группы животных по способу их питания;
- Составлять и объяснять цепи питания;
- Изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.
Оборудование:
- Схемы:
- "Классификация животных"
- "Животные (по типу питания)"
- "Цепи питания".
- Карточки с текстом для групповой работы
- Карточки для индивидуальной работы.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, текстов);
- Эффективность подхода к работе учащихся на данном этапе урока
- Интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)
- Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов
- Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 1-2.
Учитель: Мы познакомились с разнообразием животных, как одним словом назвать, кто перед вами
Дети: Это животные.
Учитель: Назовите, представителей каких групп по особенностям их строения вы видите на экране.
Дети: насекомые, звери, птицы, пресмыкающиеся, рыбы, земноводные, иглокожие, черви, ракообразные, паукообразные,
Слайд 3.
Учитель: Вспомните признаки жизни животных.
Дети: Рождаются, дышат, питаются, развиваются, растут, передвигаются, размножаются, умирают.
Слайд 4.
Учитель: Для роста и развития животных нужно питание. Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
II. Определение темы.
Кто что ест (о питании животных).
Слайд 5-6.
Учитель: Мы должны научиться выделять группы животных по особенностям их питания, научиться составлять и объяснять цепи питания, их взаимосвязь.
III. Работа по теме: Кто что ест. Слайд 7.
Беседа:
Слайд 8.
Учитель: А теперь давайте с вами заглянем в лес. На первый взгляд он кажется пустым - одни деревья. Но, если ты хорошенько присмотришься к нему, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они щебечут, свистят, рычат, пищат. И у каждого в этом доме есть свое дело и место.
Слайд 9.
У гусеницы - место на листке, дело у нее одно - поедать листья.
На земле тем же самым занимается мышка. Нашла травинку - съела, нашла колосок - и потащила в норку про запас.
А в стволе дерева под корой - личинка жука-усача. Она траву и листья не ест, она древесиной питается.
Масса всяких мелких и крупных животных едят траву, листья, орехи, семена. И, кажется. Если дать волю гусеницам. Мышам. Да жукам - они весь лес съедят. Только не случится этого - никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывает.
Слайд 10.
Вот пробежала по ветке синичка, съела гусеницу. А вот дятел вытащил личинку жука -усача.
Слайд 11. Но и за синицами, дятлами, другие охотники следят, покрупнее. Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы. Ласку ночью сова может подхватить.
Слайд 12. А еще по лесу медведь бродит, малину ест. Да и от животных не отказывается.
Вот и получается. Что все животные зависят друг от друга. Ястребам не прожить без синиц, синицам - без гусениц, гусеницам - без листьев, всем вместе - без леса.
Слайд 13. Разные животные питаются разной пищей. Учетные-зоологи разделили животных на группы по особенностям их питания.
Учитель: Чем могут питаться животные?
К какой группе отнесем животных, которые питаются растительной пищей?
Дети: растительноядные (жуки, кабан, лось, белка, заяц, карась);
Учитель: Как называются животные, которые питаются насекомыми?
Дети: насекомоядные (синица, кукушка, крот, еж)
Учитель: К какой группе отнесем животных, питающихся плотью других животных?
Дети: хищники (хищные) (тигр, лиса, волк, лев).
Учитель: А есть животные, питающиеся растительной и животной пищей. У них смешанный способ питания.
Дети: всеядные (барсук, медведь, галка).
Работа с учебником. Прочитать, на какие группы по особенностям питания делятся животные.
Слайд 14-15.
Найти пары:
- Орех - белка
- Дятел - жук
- Лиса - заяц.
Учитель: Почему мы так составили пары? В природе все взаимосвязано, растения и животные связаны друг с другом, как звенья цепочки. Ученые называют это цепью питания. Цепь питания - это ряд организмов, которые питаются друг другом.
VI. Работа с карточками:
Карточка 1: Мышь
Карточка 2: Сова,
Карточка 3: Желудь.
Разложите их в определенном порядке. Составьте цепи питания.
Дети составили: желудь - лесная мышь - сова.
Учитель: Почему мы так составили? Лесные мыши кормятся желудями дубов, сами мыши - добыча сов. Получается цепь питания. Цепи питания начинаются с растения. Это - первое звено, так как только растения способны использовать энергию солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и т.д.) из углекислого газа и воды.
Второе звено - это растительноядные животные. Почему?
Дети: Они питаются растениями.
Третье звено - насекомоядные или хищные животные. Это - охотники, которые могут охотиться и на охотников.
Множество таких цепей можно составить. Они сцеплены друг с другом (растения - звери - птицы - насекомые). Отдельно друг от друга им не прожить. Это один из главных законом в природе. Ни животные, ни растения не могут жить сами по себе. Они живут в сообществе с другими животными и растениями. Самое важное звено - это растения. От растений зависит жизнь всех животных.
V. Практическая работа.
Слайд 16. Объяснить цепи питания. В лесу растет березы - их корой питается лось. Лося может съесть волк. В лесу растут рябины, корой питаются зайцы, зайцев ест волк.
Работа в парах: (Приложение № 1).
Для каждого места обитания существуют свои цепи питания. Все звенья в цепи связаны между собой.
VI. Учитель: Что произойдет, если из цепи выпадет одной из звеньев?
Дети: нарушится равновесие в природе.
Учитель:
Хулиганы - воробьишки -
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай -
Поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет -
Воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд,
Ждут - каков же результат?
Поначалу в самом деле
Закрома их пополнели.
А потом пришла беда -
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.
Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно -
Надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все с плеча рубить,
Можно дело загубить.
Учитель: Какая возникла экологическая проблема?
Дети: нарушилось экологическое равновесие. Воробьев истребили - появилось много насекомых - был уничтожен урожай зерновых. Произошел экологический взрыв.
Учитель: По чьей вине он произошел?
Дети: По вине человека.
Учитель: Как его пришлось решать?
Дети: завезли воробьев и равновесие восстановилось.
Учитель: Но ошибки, которые допускают люди, природа не всегда может исправить.
Вывод: в природе все взаимосвязано, ничего лишнего нет. Нужны все - и комары и хищники. Их нужно беречь. Вот как об этом написал Борис Заходер (слайд 17):
Все - все на свете
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых,
И даже без хищников
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется.
VII. Итог урока.
Учитель: На какие группы делятся животные по особенностям питания? Распределите животных по особенностям питания? Слайд 18.
Приложение № 2. Задания для учащихся задания разноуровневые по сложности.
Слайд 19. Результаты работы: Умеем выделять группы животных по способу их питания; умеем составлять и объяснять цепи питания.
VIII. Домашнее задание. Прочитать в учебнике статью "Кто что ест". Ответить на вопросы раздела "Проверь себя", выполнить задание (учебник), задание в рабочей тетради.
VIII. Рефлексия.