Обобщающий урок по теме "Системы счисления". Игра "Информатик-бизнесмен"

Разделы: Информатика


Время проведения: одиннадцатый урок по теме "Арифметические основы ЭВМ"

Оборудование: карточки для команд с девизами, с задачами, задания на компьютере в ехсеl (Приложение 1), кроссворды, домино с системами счисления (Приложении 3), тест в программе UTK 152 (Приложение 2)

Цели урока:

  • Повторение и обобщение знаний по теме "Арифметические основы ЭВМ", воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, контроль за уровнем усвоения материала, формирования навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений.

Задачи урока:

  • Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления.
  • Учебная - углубление, обобщение и систематизация знаний системам счисления.
  • Развивающая - развитие алгоритмического мышления, памяти, внима-

Подготовительный этап: класс разбивается на две команды, члены которой являются членами правления банка. Каждая команда получает задание подготовить название банка, пословицы, поговорки, загадки и кроссворд для команды соперницы. Ведет игру учитель информатики.

Правила игры:

1. В игре участвуют две команды, каждая из которых представляет правление банка. Игроки каждой команды выбирают президента банка.

2. Стартовый капитал команды - 10 битиков (&)

3. Командам предлагаются задания различной сложности, от этого зависит стоимость задания.

4. Если команда дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания. Если участник команды затрудняется ответить, команда помогает, получая за это 50% стоимости задания. Если на это же задание даст ответ другая команда, то ее капитал увеличивается на 100%

5. Победителем объявляется самый "богатый" банк.

В начале игры каждая команда должна зарегистрировать свой банк. В связи с этим ей надо подготовить название банка и подобрать девиз, отражающий дух их настроение команды.

Девизы: (раздаются каждой команде)

1. По кремнистым ступеням
Никогда не отдаст человек
Взбираясь к опасным вершинам,
Своего превосходства
Даже самым умнейшим машинам.

2. Дорогу осилит идущий, а информатику - мыслящий.

3. Хорошо думать - значит подавить беспорядочность потока мыслей (Гюстав Гийом).

4. Первые шаги всегда самые трудные (Рабиндранат Тагор).

5. Успех совершаемого - в продумывании, неудачи - в бездумье (Хань Юю).

6. Ритм - это повторение. Ритм одна из составляющих прекрасного. Оператор For - Next!

Ход игры

СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ?

(А. Стариков)

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногии.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

(Девочке 12 лет, она ходила в 5-й класс, у собаки 4 ноги, а ушей и рук у девочки было по 2.)

1-й конкурс. Конкурс разминка (банкиров) Цена 1&

В бумагах чудака-информатика была найдена его автобиография.

Я окончил курс университета 44 лет отроду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34- летней девушке. Незначительная разница в возрасте - всего 11 лет - способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была маленькая семья из 10 человек. Жалованья я получал в месяц 200 рублей, из которых 1/1О приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 рублей в месяц".

Чем объяснить странные противоречия в числах биографии? Переведите эту биографию в десятичную систему счисления (Ответ: 24 года закончил университет, в 25 - женился она 19 летней, разница в возрасте 6 лет, семья из 5 человек, получал 50 рублей, 1/5 отдавал, жили на 40 рубле)

2. Конкурс контролеров. (цена 10&) (В это время команда должны ответить на вопросы теста)

1.Перевести числа 15,43 в систему предложенную командой соперника 2. Представить в десятичной системе счисления число

1012, 101з, 1014, 1015, 1016, 1017, 1018, 1019 (5; 10; 17; 26; 37; 50; 65;82)

2-й вариант

1. Верно ли, что в древности использовали руку как инструмент для счета? (ВЕРНО)

2. Верно ли, что число 10011 О 1 может быть записано в двоичной системе счисления? (ВЕРНО)

3. Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы? (НЕТ)

4. Верно ли, что клинописью пользовались в Древнем Египте?

5. Верно ли, что римская система счисления была непозиционной? (ВЕРНО)

Найди ошибку (Цена - 1 & за правильный ответ)

l-й вариант

1. Верно ли, что в древности считали в двоичной системе счисления? (НЕТ)

2. Верно ли, что в Древнем Вавилоне цифры изображались с помощью иероглифов? (НЕТ)

3. Верно ли, что на Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с "титлом"? (ВЕРНО)

4. Верно ли, что в Древнем Риме нельзя было делить числа "в столбик"? (ВЕРНО)

5. Верно ли, что число 34 263 может быть записано в пятиричной системе счисления? (НЕТ)

2. Конкурс кассиров. (цена 10 &)

Кто быстрее посчитает? Работа на компьютере в excel (Приложение 1)

+ 10101 _1111001 х 101101 11110 : 110

001101 1010111 1011

Ответ: 100010 100010 111101111 101

(Для Команды) Конкурс Литературный (цена 1 & команде назвавшей больше)

Называть пословицы, поговорки и загадки в которых встречаются числа двоичной системы счисления

3. Конкурс президентов банков (цена 10 &) (Приложение 2)

Тест

1. Как записывается число 510 в двоичной системе счисления?

1)110 2)101 3)111

2. Как записать число С316 в десятичной системе счисления

1) 12 2) 11,12 3) 12,18

3. Как записать число 10 в восьмеричной системе счисления?

1)11 2)А 3)810

4. Укажите таблицу сложения двоичных чисел?

1)0+0=0' 0+1=1' 1+0=1' 1+1=10

2)0+0=0' 0+1=1' 1+0=1' 1+1=2

3)0+0=0;0+1=1; 1+0=1; 1+1

5. Укажите таблицу умножения двоичных чисел?

1) 0*0=0; 0* 1 =1; 1 *0=1; 1 * 1 =0

2)0*0=0; 0*1=1; 1*0=1; 1*1=1

6. Укажите таблицу вычитания двоичных чисел? 1) 0-0=0; 0-1=1; 1-0=1; 1-1=0

3) 0*0=0; 0*1=0; 1*0=0; 1*1=1

6. Укажите таблицу вычитания двоичных чисел?

1) 0-0=0; 0-1 = 1; 1-0= 1; 1-1=0

2) 0-0=0; 0-1 =0; 1-0= 1; 1-1 =0

3) 0-0=0; 0-1=(1)1; 1-0=1; 1-1=0

Конкурс команде (вопросы задаются по очереди каждой команде цена 1& за каждый правильный ответ)

1. Как в компьютере кодируется информация? (в двоичном коде)

2. Сколько байтов требуется для кодирования одного символа в таблице кодов ASCII? (1 байт)

3. Количество битов, используемых в изображении для формирования цвета, называется разрешающей способностью или глубиной цвета? (глубиной цвета) 4. Разбиение звуковой волны на временные участки называется дискретизацией или растворением? (дискретизацией)

5. Режим True Color соответствует глубине цвета 16 или 24 бита? (24)

6. Сколько стандартов существует для кодирования символов: 1 или несколько? (несколько)

4. Конкурс охранников. (цена 2&)

Разгадать кроссворд по информатике, который составит команда соперников.

Домино для команд (Приложение 3)

Подведение итогов игры. Подсчитайте количество денег заработанных вашим банком. Напоминаем, что счет идет в двоичной системе. Это лицевой счет команды в двоичной системе. Разделите его на каждого игрока как считаете нужным. Получившуюся сумму переведите в десятичную систему и оценку можете выставить в дневник.

Жюри, которое ведет "лицевые счета" команд, определяет победителей