Цели:
- сформировать представление о лесе, как природном сообществе,
- познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов,
- развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, выражать свои мысли.
Оборудование: карточки со словами для игр; таблица "Лес"; рисунки животных и птиц, их гнезда; 4 конверта с деталями фотографий животных; муляжи грибов; полоска бумаги для каждого ученика; стенд "А знаете ли вы?"; учебник.
Ход урока
I. Орг. момент
Эмоциональный настрой. (стоя приветствуют друг друга)
- посмотрите друг на друга
- улыбнитесь
- подмигните
- оглянитесь, улыбнитесь нашим гостям
- желаю вам узнать много нового и хороших отметок.
II. Проверка Д/З
На предыдущем уроке познакомились с различными видами почвы их составом. И сейчас, в ходе игры "Будь внимателен" определим, как усвоили материал.
Необходимо выбрать только то, что входит в состав почвы.
Игра 1 "Будь внимателен"/карточки со словами прикреплены к доске справа, правильные слова ученик прикрепляет слева под словом почва.
Почва
глина
каменный уголь
воздух
соли
вода
мел
зола
торф
мрамор
песок
гумус
- Из оставшихся слов уберите лишнее /зола
- Что осталось? /полезные ископаемые
- Молодцы!
III. Работа по теме урока
Введение в тему урока.
Стихотворение /читает учитель, тема урока записана на доске, но закрыта
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.
- О чем пойдет речь на уроке?
- Прочитайте тему урока /открывается тема, сообщаются цели урока
Сегодня мы поговорим о лесных обитателях, узнаем, что такое ярусы, нужны ли лесу грибы, что такое лесная подстилка.
Урок проведем по форме устного журнала.
Страница 1 "Лесные этажи" /по ходу рассказа учителя на доске идет работа с таблицей "Лес", прикрепляются соответствующие "этажи" - карточки с указанием ярусов.
- Для живых организмов лес является домом. Этот дом большой, многоэтажный. Самые верхние этажи, а ученые называют их ярусами, которые образованы деревьями. Обычно в лесу выделяются 3 - 4 яруса. При этом 1 ярус составляют самые высокие деревья, потому что они светолюбивы, тянутся вверх.
Низкорослые деревья растут под пологом высоких или между ними - 2 ярус.
Кустарники приспособились жить рядом с низкорослыми деревьями и под ними - -3 ярус.
Ниже кустарников располагаются травы и мхи - 4 ярус.
Теперь становится понятно, как в густом лесу всем растениям хватает света. Они приспособились сильно не затенять друг друга, а располагаться в лесу по "этажам", т.е. по ярусам.
Игра 2 "Найди свой ярус"
Поиграем в игру "Найди свой ярус" - определить ярус предложенного растения. /карточки с названием растений необходимо прикрепить на соответствующий ярус.
Слова: костяника, мох, папоротник, смородина, земляника, осина, малина, шиповник, рябина, береза, сосна, пихта, ель.
- Молодцы, с заданием справились!
Страница 2 "Животные нашего леса"
- Весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселен животными. В лесах благоприятные условия для жизни животных: достаточно корма, не трудно спрятаться, построить гнездо или дом. Животные между собой делят этажи леса: одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи на земле или даже под землей. Ярусность в жизни лесных обитателей заметна на примере размещения птичьих гнезд.
Выступления учащихся. / сопровождаются соответствующими рисунками.
Тетерев гнездится только на земле, в траве.
Дрозд и зырянка вьют гнезда в кустарниковых зарослях.
Иволги плетут свои гнезда - гамачки высоко в кронах лиственных деревьев.
В чаще леса, на ветвях деревьев прячутся хищные птицы - совы и ястребы.
Дятлы и поползни устраивают свои гнезда в дуплах высоких деревьев.
Насекомые, например муравьи, обитают в основном в нижних "этажах" леса.
В почве живут кроты, землеройки, земляные черви.
Игра 3 "Фоторобот" /4 конверта с деталями.
- Посмотрим, как вы знаете лесных обитателей. Из предложенных деталей собрать фотографию лесного обитателя и рассказать, что о нем знаете.
Физминутка
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули и кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложили назад.
Страница 3 "Нужны ли лесу грибы?"
"Нужны ли лесу грибы?" /выступление ученика
Игра 4 "Крестики - нолики"/полоска бумаги у каждого ученика, если согласен с утверждением - X, если не согласен - 0
- Грибы образуют особое царство живой природы
- Мухомор - съедобный гриб
- Известно более 100 тыс. видов грибов
- Грибы не служат пищей для животных
- Грибы нужно вырывать вместе с грибницей
- Нельзя собирать незнакомые и старые грибы
- Все грибы человек может употреблять в пищу
- Грибы - помощники деревьев
Самопроверка X 0 X 0 0 X 0 X /открывается на доске
Страница 4 "О лесной подстилке"
- А знаете ли вы / обратить внимание на подготовленный и оформленный материал "А знаете ли вы?" /, что каждый год на гектар леса падает свыше 2 тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры. Все это образует на поверхности почвы лесную подстилку. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.
Медведям, ежам, божьим коровкам и другим животным, /рисунки животных. Рисунок 6 зимующим под снегом, лесная подстилка помогает выжить зимой - служит дополнительной защитой от холодов.
V. Итог урока
Рефлексия.
1.- Сделать вывод нам поможет игра "Я знаю"
Продолжите утверждения, которые начинается со слов "Я знаю"
Я знаю, лесные обитатели:
Я знаю, ярус леса..
Я знаю, лесная подстилка :
Я знаю, грибы ..
1. - Сравним свои утверждения с выводом в учебнике
/чтение вывода в учебнике стр.181.
- Молодцы! Всем спасибо за активную работу на уроке!