Урок по окружающему миру в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • сформировать представление о лесе, как природном сообществе,
  • познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов,
  • развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Оборудование: карточки со словами для игр; таблица "Лес"; рисунки животных и птиц, их гнезда; 4 конверта с деталями фотографий животных; муляжи грибов; полоска бумаги для каждого ученика; стенд "А знаете ли вы?"; учебник.

Ход урока

I. Орг. момент

Эмоциональный настрой. (стоя приветствуют друг друга)

- посмотрите друг на друга

- улыбнитесь

- подмигните

- оглянитесь, улыбнитесь нашим гостям

- желаю вам узнать много нового и хороших отметок.

II. Проверка Д/З

На предыдущем уроке познакомились с различными видами почвы их составом. И сейчас, в ходе игры "Будь внимателен" определим, как усвоили материал.

Необходимо выбрать только то, что входит в состав почвы.

Игра 1 "Будь внимателен"/карточки со словами прикреплены к доске справа, правильные слова ученик прикрепляет слева под словом почва.

Почва

глина

каменный уголь

воздух

соли

вода

мел

зола

торф

мрамор

песок

гумус

- Из оставшихся слов уберите лишнее /зола

- Что осталось? /полезные ископаемые

- Молодцы!

III. Работа по теме урока

Введение в тему урока.

Стихотворение /читает учитель, тема урока записана на доске, но закрыта

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудные откроете эти.

- О чем пойдет речь на уроке?

- Прочитайте тему урока /открывается тема, сообщаются цели урока

Сегодня мы поговорим о лесных обитателях, узнаем, что такое ярусы, нужны ли лесу грибы, что такое лесная подстилка.

Урок проведем по форме устного журнала.

Страница 1 "Лесные этажи" /по ходу рассказа учителя на доске идет работа с таблицей "Лес", прикрепляются соответствующие "этажи" - карточки с указанием ярусов.

- Для живых организмов лес является домом. Этот дом большой, многоэтажный. Самые верхние этажи, а ученые называют их ярусами, которые образованы деревьями. Обычно в лесу выделяются 3 - 4 яруса. При этом 1 ярус составляют самые высокие деревья, потому что они светолюбивы, тянутся вверх.

Низкорослые деревья растут под пологом высоких или между ними - 2 ярус.

Кустарники приспособились жить рядом с низкорослыми деревьями и под ними - -3 ярус.

Ниже кустарников располагаются травы и мхи - 4 ярус.

Теперь становится понятно, как в густом лесу всем растениям хватает света. Они приспособились сильно не затенять друг друга, а располагаться в лесу по "этажам", т.е. по ярусам.

Игра 2 "Найди свой ярус"

Поиграем в игру "Найди свой ярус" - определить ярус предложенного растения. /карточки с названием растений необходимо прикрепить на соответствующий ярус.

Слова: костяника, мох, папоротник, смородина, земляника, осина, малина, шиповник, рябина, береза, сосна, пихта, ель.

- Молодцы, с заданием справились!

Страница 2 "Животные нашего леса"

- Весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселен животными. В лесах благоприятные условия для жизни животных: достаточно корма, не трудно спрятаться, построить гнездо или дом. Животные между собой делят этажи леса: одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи на земле или даже под землей. Ярусность в жизни лесных обитателей заметна на примере размещения птичьих гнезд.

Выступления учащихся. / сопровождаются соответствующими рисунками.

Тетерев гнездится только на земле, в траве.

Дрозд и зырянка вьют гнезда в кустарниковых зарослях.

Иволги плетут свои гнезда - гамачки высоко в кронах лиственных деревьев.

В чаще леса, на ветвях деревьев прячутся хищные птицы - совы и ястребы.

Дятлы и поползни устраивают свои гнезда в дуплах высоких деревьев.

Насекомые, например муравьи, обитают в основном в нижних "этажах" леса.

В почве живут кроты, землеройки, земляные черви.

Игра 3 "Фоторобот" /4 конверта с деталями.

- Посмотрим, как вы знаете лесных обитателей. Из предложенных деталей собрать фотографию лесного обитателя и рассказать, что о нем знаете.

Физминутка

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули и кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложили назад.

Страница 3 "Нужны ли лесу грибы?"

"Нужны ли лесу грибы?" /выступление ученика

Игра 4 "Крестики - нолики"/полоска бумаги у каждого ученика, если согласен с утверждением - X, если не согласен - 0

  1. Грибы образуют особое царство живой природы
  2. Мухомор - съедобный гриб
  3. Известно более 100 тыс. видов грибов
  4. Грибы не служат пищей для животных
  5. Грибы нужно вырывать вместе с грибницей
  6. Нельзя собирать незнакомые и старые грибы
  7. Все грибы человек может употреблять в пищу
  8. Грибы - помощники деревьев

Самопроверка X 0 X 0 0 X 0 X /открывается на доске

Страница 4 "О лесной подстилке"

- А знаете ли вы / обратить внимание на подготовленный и оформленный материал "А знаете ли вы?" /, что каждый год на гектар леса падает свыше 2 тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры. Все это образует на поверхности почвы лесную подстилку. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.

Медведям, ежам, божьим коровкам и другим животным, /рисунки животных. Рисунок 6 зимующим под снегом, лесная подстилка помогает выжить зимой - служит дополнительной защитой от холодов.

V. Итог урока

Рефлексия.

1.- Сделать вывод нам поможет игра "Я знаю"

Продолжите утверждения, которые начинается со слов "Я знаю"

Я знаю, лесные обитатели:

Я знаю, ярус леса..

Я знаю, лесная подстилка :

Я знаю, грибы ..

1. - Сравним свои утверждения с выводом в учебнике

/чтение вывода в учебнике стр.181.

- Молодцы! Всем спасибо за активную работу на уроке!

Приложение.