Задачи игры: повысить уровень ориентации учащихся в мире профессий, создать условия для взаимодействия учащихся друг с другом, способствовать формированию навыка сотрудничества, развитие рефлексии.
Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра: переживание и последующие действия учащегося, находящегося в ситуации выбора, развитие навыков целеполагания и планирования деятельности.
Предполагаемый психологический результат: осознание целей выбора будущей профессии, становление позиции самостоятельного взрослого.
Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета: данная игра представляет собой игру - проживания, в ходе которой решаются задачи, связанные с достижением конкретных целей.
Время на игру и на обсуждение: 1 - 1,5 часа.
Участники:
Возраст: 15 - 17 лет,
Размер группы: от 10 до 15 человек,
Ведущий: психолог, возможно присутствие классного руководителя или социального педагога в качестве помощника или наблюдателя.
Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя): в классе, во время классных часов, либо идея игры повторяется на родительском собрании совместно с учащимися.
Подробный сценарий игры:
№ этапа. | Время на проведение. | Содержание каждого этапа. | Задачи, решаемые на каждом этапе. | Материалы, необходимые для проведения каждого этапа. | ||
1. | 5 - 7 | Приветствие. Все участники встают в
круг. Ведущий: приветствуя друг друга, вы должны пожать руку своему соседу справа и поздороваться с проговариванием имени. Пожатие должно быть передано не слишком быстро и вернуться по кругу к начавшему. |
Создание положительного настроя на игру. | |||
2. | 5 | Ведущий: у вас сейчас такой
возрастной период, в котором остро встает вопрос
о необходимости профессионального
самоопределения. Главное для вас сейчас -
понять, что мир профессий очень многообразен и
вам нужно научиться в нем ориентироваться. Скажите какие профессии вы знаете и какие навыки для овладения этой профессией вам понадобятся? (ответы учащихся) |
Введение в тему. | |||
3. | 5 | Ведущий: для дальнейшей работы нам необходимо разделиться на две команды. Сделаем это в следующей игре - разминке "Молекула". (Участники двигаются хаотично по классу, затем по команде должны соединиться в 2 группы по 6 человек (или больше, зависит от количества участников)). Далее команды садятся за столы (парты). | Создание положительного настроя на игру, пробуждение интереса. | |||
4. | 15 | Ведущий: представьте себе, что вы
участники телеигры "Последний герой". Вам
необходимо выжить на острове, отдаленном от
современной цивилизации. В ближайшие несколько
месяцев вам не удастся вернуться домой к
нормальной жизни. Вам необходимо освоить остров
и организовать свою жизнь на нем. Для этого вам
нужно между собой распределить обязанности и
овладеть определенной профессией чтобы выжить. Упражнение "Профессия на букву": сейчас вам будет показана буква. Ваша задача - показать, что вы знаете немало профессий, начинающихся с этой буквы. Каждая команда будет называть по несколько профессии на данную букву. Участники называют профессии и выбирают те, которые помогут выжить на острове. Каждый участник озвучивает свой выбор, записывает на листе бумаги и объясняет почему он остановил свой выбор на этой профессии. |
Погружение участников в игровую ситуацию, построение своей деятельности. | Карточки с буквами, листы, маркеры (фломастеры). | ||
5. | 5 - 7 | Обсуждение. - легко ли было угадать и выбрать профессию? - соответствовал ли ваш выбор вашим возможностям и желаниям? |
Создание атмосферы доверия | |||
6. | 20 | Возвращение с острова. Ведущий: по окончании телеигры "Последний герой", все участники возвращаются с острова домой. Но вот перед вами снова встала проблема выбора профессии. И вам необходимо его осуществить, но применительно к настоящему времени. Упражнение "Угадай профессию": каждой команде раздаются листы бумаги, на которых написано несколько имен прилагательных, характеризующих какую-либо профессию. Командам надо угадать, что это за профессия, и объяснить другой, не используя слов, которые были написаны на бумаге. На задание дается 5 минут. Упражнение "Пантомима": каждая команда получает задание изобразить особенности какой-нибудь профессии. Время на обдумывание 3 - 5 минут. Когда все готовы, команды выступают по очереди друг перед другом. Загадывающая команда спрашивает: "Вам работники нужны?". В ответ ее спрашивают: "Что вы умеете делать?" Одна команда изображает задуманное, другая - отгадывает. Выбор профессии фиксируется на бумаге и озвучивается. |
Сопоставление целей выбора профессии, выход из игровой ситуации. | Листы бумаги, с написанными именами прилагательными. Листы бумаги, маркеры (фломастеры). | ||
7. | 5 - 7 | Обсуждение. - чем вы руководствовались, выбирая профессию на острове и по возвращении домой? - в рамках какой профессии вы чувствовали себя лучше?
|
||||
8. | 20 | Подведение итогов. Ведущий: вы достойно справились со всеми заданиями и вам удалось дважды выбрать себе профессию. Поздравляю вас! Рефлексия: - Скажите, что в этой игре вам показалось самым важным, наиболее значимым? - Какие причины были для вас решающими в обоих случаях выбора профессии? - Научились ли вы чему-нибудь в ходе этой игры? Если научились, то чему конкретно? |
Анализ чувств участников, установление обратной связи с другими участниками. |
Формы обсуждения игры: круглый стол.
Комментарии: игра может проводиться с одной командой игроков.