Письмо и чтение - базовые школьные навыки. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции: внимание, восприятие, память, мышление.
Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой бывает большее или меньшее количество ошибок.
Почти все исследователи считают, что:
- многие из этих проблем могут быть в значительной мере скомпенсированы до начала обучения,
- либо в процессе обучения при правильной работе с детьми и соответствующей организации учебного процесса.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции затруднений при обучении чтению и письму в 1 классе многие исследователи (Р.Е Левина, Г.А.Никашина, Р.И.Боскис, Г.А.Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия (способности воспринимать и различать звуки речи) и его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети не смогут качественно овладеть грамотным чтением и письмом.
В системе логопедической помощи в условиях общеобразовательной школы первоочередное внимание уделяется именно первоклассникам.
Одной из основных задач является совершенствование (формирование) навыков анализа и синтеза всех видов, что в конечном результате позволит сформировать полноценные навыки чтения и письма и предупредит пропуски, перестановки,замены букв при письме.
Обобщая многолетний опыт логопедической работы, анализируя успешность формирования навыков чтения и письма у первоклассников,
предлагаю систему (модель) формирования звуко-слоговой стороны речи
у младших школьников.
Предлагаемые упражнения могут быть использованы учителями - логопедами, учителями начальных классов, родителями.
Этапы формирования навыков анализа и синтеза:
1. Запоминание букв (называем коротко, звуками)
2. Соотнесение букв печатных - письменных, заглавных - строчных (таблица букв)
3. Диктант букв (письменных,строчных и заглавных) с различением гласных - согласных: под гласными - красные точки, под согласными - синие точки (на материале изученных букв)
4. Диктант слогов с выделением гласных: под гласными - красные точки слоги по степени усложнения, например: са,ас, сас, аса, ска,кса, аск, акс, кас, сак.
5. Диктант слов
а) с использованием звуковой линейки: последовательное выделение звуков в слове с одновременным открыванием "окошечек"
б) с выделением гласных: под гласными - красные точки
в) с делением слова на слоги дугами зелёного цвета (первоначально - ладонь под подбородок, "здороваемся" со словом ("кланяемся"), чувствуя и проговаривая слоги в слове
г) произносим целое слово, выделяя ударный гласный (обе ладони прижимаем к груди, "зовём" слово), ставим ударение, слова по степени усложнения, например: сок, рама, котик. мышка, стул, волк, школа, бумага, листочки.
6. Диктант предложений
а) сосчитать количество слов в предложении
б) назвать границы предложения
в) составить и записать схему предложения.
г) запись предложения
д) полный разбор: гласные, слоги, ударение
7. Диктант текста
а) сосчитать количество предложений в тексте
б) запись предложений
На протяжении всей работы со слогом, словом, предложением, текстом вырабатываются навыки слушания, проговаривания, проверки (ребёнок слушает учителя, диктует себе по слогам, проверяет написанное,медленно прочитывая по слогам).
Данная модель не должна выступать как отдельная обособленная методика.
Её эффективность бесспорна, когда она органически включена в общую систему коррекционно - логопедического воздействия при затруднениях процессов анализа - синтеза и в целях профилактики нарушений чтения и письма.
Подобный алгоритм позволяет ученикам 1-х классов эффективнее, а главное,осознаннее отрабатывать навык анализа - синтеза в период обучения грамоте.
Это результат опыта, сложившаяся результативная система, способствующая формированию навыков чтения и письма у первоклассников (предусмотрены разные сроки в зависимости от возможностей детей: общеобразовательная школа, ЗПР - 7вид, У.О. - 8 вид).
У всех детей, обучающихся по данной системе,отмечается положительная динамика.
По мере изучения букв расширяется и усложняется речевой материал, активнее используются упражнения, направленные на развитие всех компонентов языковой системы.
С целью оказания дополнительной индивидуальной помощи, по согласованию с родителями, организуется "заочное обучение"
(выполнение домашних заданий с родителями по индивидуальным заданиям учителя - логопеда.
Разработаны и предлагаются родителям рекомендации поэтапной работы с детьми.
Для родителей организуются консультации, объясняющие, как нужно работать с ребёнком. Каждое домашнее задание анализируется, предлагается индивидуальная отработка следующего этапа.
В процессе коррекционно - логопедических занятий по развитию фонематических процессов создаются предпосылки для успешного формирования навыков чтения и письма уже в 1 - ом классе, что создаёт предпосылки к продуктивному усвоению программы обучения родному языку.
В процессе занятий возникают широкие
возможности для