Урок русского языка во 2-м классе по теме "Упражнение в распознавании частей речи"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Формирование представления об имени прилагательном, имени существительном, глаголе.
  • Развитие умения распознавать части речи.
  • Формирование основ мыслительных операций: анализа, синтеза и сравнения для целенаправленного развития речи учащихся.
  • Отработка умения в выборе критериев для сравнения частей речи.
  • Формирование культурной памяти через формирование представления о языке.

Ход урока

Орг. Момент.

Запишите в тетради число. Классная работа.

Всему название дано -
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных - нету!
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Охвачено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно - давно привычно нам,
Другое - незнакомо:
Язык - и стар и вечно нов!
И это так прекрасно -
В огромном море - море слов -
Купаться ежечасно!

- В этом стихотворении нам встретилось слово ЯЗЫК.

- Какое лексическое значение может быть у этого слова?

- О каком старом и вечно новом языке говорится в этом стихотворении? (О речи.)

- Из чего состоит человеческая речь? (из слов)

- На какие группы мы можем разделить слова по их значению? (На части речи.)

- Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать части речи.

- Как вы думаете, для чего мы с вами должны уметь это делать? (Чтобы уметь выражать свои мысли.)

- Совершенно верно. Человеку необходимо уметь общаться, ведь он живёт среди других людей. Для того чтобы передать какую-то информацию, свои впечатления, переживания, надо уметь грамотно пользоваться частями речи.

Конечно, есть профессии людей, для которых слово является основным рабочим инструментом. Что это за профессии? (профессия писателя, журналиста)

Как называется профессия: "художника слова" (писатель)

Литературные произведения являются образцом работы со словом.

Достаньте из своих конвертов карточки.

На них записаны предложения из сказки, которую мы изучаем на уроке литературы. Прочитайте записи про себя.

-Как называется эта сказка? ("Дюймовочка")

-Кто её автор? (Г.Х. Андерсен)

Андерсен был непревзойдённым мастером слова. Сейчас мы в этом убедимся.

На вашей карточке 3 предложения:

1) Прочитайте запись под номером 1.

Пришла ::. д....мой и пос...дила ячменное ::.. в цв...точный :: .

(1 человек работает у доски)

- Можем ли мы понять мысль автора? (Нет)

- Вставьте пропущенные слова (женщина, зёрнышко, горшок).

- Запишите предложение.

(Пришла женщина домой и посадила ячменное зёрнышко в цветочный горшок.)

- Какой частью речи являются слова, которые вы вставили? (Именами существительными)

- Как вы определили, что это имена существительные? (Обозначают предмет, отвечают на вопрос: кто? что?)

(На магнитную доску прикрепляются слова:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ - ПРЕДМЕТ

НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ? - КТО? ЧТО?)

2) Прочитайте запись под номером 2.

Цветок раскрылся. В ч..шечке цветка с..дела девочка. Она была :::.

(1 человек работает у доски)

- Можем ли мы по этой записи представить себе девочку? (Нет)

- Какое слово пропущено? (Маленькая)

- Запишите предложения.

(Цветок раскрылся. В чашечке цветка сидела девочка. Она была маленькая.)

- Какой частью речи является слово, которое мы вставили? (Именем прилагательным)

- Как вы определили, что это имя прилагательное?

(Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос: какая?)

(На магнитную доску прикрепляются слова:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ - ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ? - КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?)

3) Прочитайте запись под номером 3.

Дюймовочка целые дни ::.. на св..ей ч..десной лодочке и ::: песенки.

- Понятно ли нам из этой записи, чем занималась целые дни девочка? (Нет)

- Вставьте пропущенные слова (каталась, распевала).

- Запишите предложение.

(Дюймовочка целые дни каталась на своей чудесной лодочке и распевала песенки.)

- Какой частью речи являются слова, которые вы вставили? (глаголами)

- Как вы определили, что это глаголы? (Обозначают действие. Отвечают на вопрос что делала?)

(На магнитную доску прикрепляются слова:

ГЛАГОЛ

ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ - ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА

НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ? - ЧТО ДЕЛАТЬ?)

Вывод:

- Чем похожи между собой имя существительное, имя прилагательное, глагол? (Это части речи)

- Что нужно сделать, чтобы узнать, какой частью речи является слово?

- Составьте для себя правило: (Надо поставить вопрос и определить что обозначает данное слово: предмет, признак предмета, действие предмета)

Физминутка под музыку:

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.

- Какая часть речи чаще всего была использована в нашей физминутке? (глагол)

- Почему? (Обозначает действие)

- В сказке Андерсена героине пришло пройти много испытаний. Жаба похитила её скорлупку и поставила её на зелёный лист кувшинки. Чтобы научиться распознавать части речи нам нужно тоже пройти испытание.

У нас на доске помещены 3 зелёных листа кувшинки.

На них записаны 3 множества. В каждом множестве 4 элемента. Один элемент лишний. Найдите его и объясните свой выбор.

На доске слова:

  • грусть
  • тоска
  • печалиться
  • горе.

- Какое это множество? (множество имён существительных)

- Почему вы решили, что это имена существительные? (отвечают на вопрос: что?, обозначают состояние человека, его чувства)

- Какое слово лишнее? (печалиться)

- Почему? (это глагол)

- Как определили? (Отвечает на вопрос: что делать? Обозначает эмоциональное состояние, чувство в действии.)

- Подберите к этому слову однокоренное, чтобы оно подошло к этой группе. (печаль)

Разделите в тетради лист на 3 части. Запишите в тетради в 1 части: имена существительные.

Напишите слова в 1й столбик.

- Что их объединяет? (это синонимы)

Когда Дюймовочка испытывает подобные чувства? (Когда её хотят выдать замуж за крота.)

На доске слова:

  • сочувствовать
  • сострадать
  • жалостливый
  • соболезновать

- Назовите второе множество. (Множество глаголов - синонимов)

- Почему вы решили, что это глаголы? (обозначают действие и отвечают на вопрос что делать?)

- Какое слово лишнее? (жалостливый)

- Почему? (это имя прилагательное)

- Подберите к нему однокоренное слово, чтобы оно подошло к этой группе. (жалеть)

- Подпишите второй столбик:

Глаголы

- Запишите эти слова во второй столбик.

- Кому Дюймовочка сочувствовала, сострадала, соболезновала и кого жалела? (Ласточке)

На доске слова:

  • ласковый
  • нежность
  • приветливый
  • мягкий.

- Назовите третье множество. (Множество имён прилагательных-синонимов.)

- Как определили, что это имена прилагательные? (Обозначают признак предмета и отвечают на вопрос: какой?)

- Какое слово лишнее? (Нежность)

- Подберите к нему однокоренное слово, чтобы оно подошло к этой группе. (нежный)

- Подпишите третий столбик:

Имена прилагательные

- Запишите эти слова в 3 столбик.

- Дюймовочке встречались разные герои, у каждого был свой характер. Кто из них обладал перечисленными качествами? (Король эльфов)

Герои с разными чертами характера встречались Дюймовочке. Кто они? (Жаба, мотылёк, жук, мышь, крот, ласточка)

Сейчас вы попробуете составить предложения о них по одинаковой схеме:

какой? кто? что делает?

Можно, ещё не составляя предложения, сказать, какие части речи они будут включать? Как догадались? (по вопросам)

Составьте предложения из слов, которые записаны на карточках.

  • старая жаба подплыла
  • майский жук взвился
  • полевая мышь ворчала
  • слепой крот приходил
  • милая ласточка улетела

Запишите, понравившееся вам предложение, дополнив его второстепенными членами. Обозначьте части речи.

В сказке Андерсена из прекрасного тюльпана появилась девочка. А на нашем уроке тоже распустился замечательный цветок.

На магнитную доску прикрепляется кружок- сердцевинка цветка с надписью:

РЕЧЬ

- Какая часть речи несёт в себе название многообразных предметов? (Имя существительное)

Прикрепляется лепесток:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

- На какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто? Что?)

- Предметы различаются размером, цветом. Есть необходимость отличать одно от другого. Так родились: (Имена прилагательные)

Они украшают, уточняют наш речь.

Прикрепляется лепесток:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

- На какой вопрос отвечают? (какой? какая? какое? какие?)

- А какая часть речи помогает передать движение, стремительность всего в нашем мире? (Глагол)

Прикрепляется лепесток:

ГЛАГОЛ

- На какой вопрос отвечает? (Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделал?)

- Посмотрите, сколько ещё лепестков осталось у нашего цветка? Это части речи, которые мы будем изучать позже.

Каждый лепесток особенный. Ведь каждая часть речи определяет в языке только одну какую-то сторону жизни.

- Если мы оборвём лепесток, что произойдёт? (Не сможем полно выразить все свои мысли)

- Ребята, у нас с вами осталось последнее задание:

Перед Новым годом произошла одна сказочная история. Она поможет нам не путать части речи. Мы должны будем помочь героям, определить, кто из них прав. (Дети разыгрывают сценку по ролям)

Для новогодней встречи
Сошлись все части речи.
И стали спорить, кто важней,
А, значит, кто из них нужней.
- Я слово удивительное, -
Сказало существительное -
Обозначаю я предмет, -
Всему опора - спору нет:
Ведь солнце, воздух и вода,
Земля, леса и города,
Заводы и планеты -
Всё это - разные предметы.
Значит я - всех важней,
Значит я - всех нужней.
- Ну нет! Я всех нужнее
И, значит, всех важнее.
Я слово замечательное, -
Сказало прилагательное, -
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предметов нет -
Об этом знает целый свет.
- Молчите, ударив ладонью о стол,
Спорить со всеми вдруг начал глагол.
- Разве не знаете, глупые вы,
То, что без действий все вещи мертвы?
Ну, так признайте же силу мою,
Всем вам я радость движенья даю.
Значит, я- всех важней.
С усмешкой поднялся со стула глагол,
Окинул всех взглядом и важно ушёл.
- Но спору конец положил Дед Мороз.
- Друзья, - заявил он, -
Так в чём же вопрос?

Ребята, в домашнем задании напишите свою версию того, как и зачем Дед Мороз примирил части речи: