Тренинговое занятие для учащихся 8–9-х классов "Я и профессии"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: нацелить обучающихся на серьёзное осмысление выбора профессии.

Задачи:

  • Учить обучающихся анализировать и оценивать себя и свои возможности.
  • Развить представления о значимости умения ставить цели и умения рефлексировать.
  • Создать благоприятную атмосферу для работы группы.

Возраст участников: 8 класс.

Состав участников: 12-15.

Ведущий игры: 1.

Время проведения: 40 минут.

Необходимое оборудование: писчая бумага, фломастеры, мяч, конверты с карточками «20 качеств характера».

ХОД РАБОТЫ

1. Приветствие

Ожидаемый результат: организация на работу

– Добрый день. Сегодня мы совершим путешествие в свой собственный внутренний мир, получим представление о себе и о выборе профессии. Попробуем проанализировать свои возможности. Перед нами карта, которая поможет нам  совершить это увлекательное путешествие.

2. «Настроение»

Ожидаемый результат: диагностика эмоционального состояния группы.

– Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы сегодня пришли ? Прошу вас всех цветом отразить свое настроение. На карте  «солнце настроения». Прошу по очереди подойти и приклеить луч к солнцу. Если у вас настроение бодрое – красный луч, спокойное – желтый луч, мрачное или плохое – черный луч.

3. «Цепочка  профессий»

Ожидаемый результат: разогрев, создание доброжелательной атмосферы.

– На карте мы видим город мастеров, там живут, и работают настоящие профессионалы своего дела. А  выбрали ли вы  свою будущую профессию?

– Предлагаю, передавая мяч по очереди, называть профессию, которая вам больше всего нравятся.

4. «Ассоциации»

Ожидаемый результат: погружение в командную работу.

– Какие ассоциации у вас вызывает слово «профессия»?

5. «Покажи кто он»

Ожидаемый результат: самопознание через взаимодействие.

– Давайте попробуем примерить профессии те, которые встречаются в городе мастеров, на себя. Я называю профессии, а вы все говорите, кому из вас подходит эта профессия.

(Врач, учитель, экономист, водитель, продавец, автослесарь, воспитатель, кондитер, парикмахер, адвокат, ветеринар, тракторист, электрик, механик)

6. «Кто Я»

Ожидаемый результат: самоописание, самоанализ.

– В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Как правильно выбрать профессию? Что для этого необходимо знать? 
В первую очередь надо знать свои способности, интересы, возможности, знать себя. «Кто Я?» Попытайтесь ответить письменно. Оцените себя на основе собственных наблюдений. Опишите себя, свои внешние качества, черты характера, интеллектуальные качества. Свои ответы оформите в виде визитной карточки.

– Были ли у вас затруднения, когда вы описывали себя?

7. «Конверт качеств»

Ожидаемый результат: осмысление требований профессий к человеку.

– А теперь каждый из вас обратится  к той профессии, которая ему нравится. (Раздаются конверты).

– Перед вами 20 качеств характера человека. Подчеркните 5 из них, наиболее необходимых настоящему профессионалу выбранной профессии.

– Кто хочет выступить?

8. «Чемодан»

Ожидаемый результат: самоанализ, постановка цели.

– Мы продолжаем путешествие. Представьте, что в центре нашего круга стоит чемодан, который нужно собрать в дорогу в будущую профессиональную деятельность. Только вместо вещей в этом чемодане будут находиться те качества, которые вам необходимы в своей  будущей работе. Подумайте и назовите качество (можно два), которое вам необходимо приобрести и взять с собой. На обратной стороне визитки напишите это качество.

– Итак, какие качества мы собрали в чемодан?

9. «Похвала по кругу»

Ожидаемый результат: позитивное эмоциональное состояние.

– Каждый человек индивидуален. Каждый обладает какими-то способностями, внешними данными, и у всех эти данные разные. Предлагаю сейчас поиграть в игру, которая поможет подчеркнуть  индивидуальность каждого из вас. Мы будем передавать друг другу мяч и говорить, что именно нравится в этом человеке, которому даем мяч, что привлекает в нем. Не стесняйтесь говорить друг другу комплименты.

10. «Путешествие в будущее»

Ожидаемый результат: построение жизненной перспективы, постановка цели.

– Следующий шаг – это путешествие в будущее. Представьте себе, что вы успешно окончили школу, профессиональное учебное заведение, в руках документ об образовании и огромное желание устроиться на работу. А что вы ждете от своей будущей работы?

  • Хорошую оплату труда
  • Возможность проявить свои способности
  • Интересную творческую работу
  • Участие в перспективном деле
  • Хорошее пенсионное обеспечение
  • Карьерный рост
  • Работу, которая не требует больших физических усилий

– Кто желает выступить?

– Выбор профессии – это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Цель профессионального плана – это определить «Чем я хочу заниматься?», «Кем я хочу быть?». В школе у вас есть возможность начать планировать свой профессиональный рост и делать определенные шаги в этом направлении.

– Ребята, нужно ли вам в 8 классе ставить такие  цели пред собой?

– Имея перед собой цель, вы можете достичь успеха быстрее, чем те, которые не имеют цели. Очень мудро высказал английский философ 17 века Френсис Бекон: «Хромой путник может обогнать скакуна на лошади, если знает куда идти». Постановка цели – это первый шаг в профессиональном самоопределении.

11. «Фиксация уровня самоопределения»

Ожидаемый результат: самооценка уровня самоопределения.

– Наше путешествие подходит к концу.

– А сейчас все внимание на карту, на ней  изображен отрезок, концы которого обозначаются числами от 0 до 100. Это отрезок профессионального самоопределения. Такой своего рода градусник.  Предлагаю каждому, определить, на каком уровне профессионального  самоопределения  он сейчас находится. Каждый находит точку своего самоопределения и прикалывает рядом свою визитку.

– Часто  я слышу «Я еще не выбрал профессию», «не определился», «я еще не нашел себя». Психолог  Томас Сас заметил: «Найти себя невозможно – себя можно только создать». Создавайте же себя сами.

12. Рефлексия

Ожидаемый результат: обратная связь, диагностика эмоционального состояния группы, подведение итогов занятия.

– Я надеюсь, что наше сегодняшняя игра помогла вам  сделать первый шаг в профессиональном самоопределении.

  • Что на сегодняшней встрече вам понравилось, запомнилось?
  • Что было трудным?
  • Что для вас было важным?

– Как ваше настроение, оно изменилось или осталось таким же? Прошу вас цветом отразить свое настроение, приклеивая  цветной луч к «солнцу настроения».

13. Благодарю вас за ответы. Желаю каждому из вас верный выбор в профессиональном самоопределении.