Тема: Повторение изученного об имени прилагательном и об имени существительном.
Тип урока: Обобщение знаний.
Цели урока:
Образовательная: обобщить знания о сходствах и различиях между данными частями речи; формировать умение правильно и точно употреблять их в речи.
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речь, внимание.
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе.
Ход урока
У: Ребята, сегодня мы с вами на уроке повторяем всё, что изучили об имени существительном и прилагательном.
1. Словарная работа
На доске:
Он без рук, он без но…
Из з…мли пр… биться смог
Вас он лет.., в самый зной
Л…дяной поит в…дой.
(Родник.)
(Слабые ребята, списывают с комментированием в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, и отгадывают загадку, называют существительные и прилагательные.)
В это время группа детей (средние) самостоятельно работают на листочках.
Замените предложение словосочетанием:
Багаж по весу (тяжелый багаж).
Яблоко по размеру (большое яблоко).
Ворона по цвету (чёрная ворона).
Газета по времени издания (вчерашняя газета).
У: Что записали? Из каких частей речи состоят словосочетание? Написание каких слов надо запомнить?
Ребята, вы правильно отгадали загадку, это родник. Сегодня мы тоже с вами соберём родничок из капелек воды. За каждое выполненное правильно задание вы будите получать капельку воды, и получится целый родник. Итак, приступаем к работе.
2. Работа в тетради
У: Запишите родственные слова к слову родник: род, родничок, родня, родной, народ.
Выделим корень. Подчеркните слова, которые являются здесь проверочными словами для других слов.
К слову родник подберите синонимы: (ключ, источник - объясните лексическое значение этих слов).
Теперь работа идёт по рядам: 1-й ряд - составляет предложение со словом родник в И.п, 2-й ряд - предложение со словом ключ в Р.п, 3-й ряд – составляет предложение со словом источник в Д.п (проверка).
Ребята, а что нужно сделать для того, чтобы правильно написать безударное окончание прилагательных? (Ответы детей.)
А чтобы это проверить выполним задание:
- К прилагательным сильный, большой подберите противоположные по смыслу и составьте с ними предложения так, чтобы прилагательное было м.р, с.р, в Т.п. и П.п.
3. Работа по учебнику
Выполняется упражнение 358, в котором надо ответить на вопросы. По этим вопросам составляется таблица и вывешивается на доске.
Существительное |
Прилагательное |
1. Часть речи |
1. Часть речи |
2. Предмет |
2. Признак предмета |
3. Кто? Что? |
3. Какой? Какая? Какое? Какие? |
4. По падежам и числам |
4. По падежам, числам, родам в ед.ч. |
5. Подлежащее |
5. Определение |
4. Физкульт. минутка
(Один ученик показывает, а остальные повторяют.)
Есть один седой старик
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
Словом, в разные предметы.
Художницу нашу знает весь свет, Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какое? Какая? Какие?
Игра «Порисуем на ладошке»
Учитель называет словосочетания существительного с прилагательным.
1-й ряд – голубое небо.
2-й ряд - яркий день.
3-й ряд - тёмная ночь.
Дети на ладошке своего товарища пишут род. И делают вывод: какого рода существительное, такого рода и прилагательное.
5. Работа с текстом
«Этим строкам из поэмы о Русской земле больше 700 лет. Природа нашей Древней Руси была богаче нашей. Поэт пишет о дубравах частых, о зверях различных и о птицах бесчисленных. Дубравы росли на берегах лесных рек, и такие, что из одного дуба можно было выдолбить большой корабль и перевозить на нём людей и различные грузы». Сейчас таких дубрав не осталось. Почему? Что нужно делать?
У: Просклоняем словосочетания: крутая гора, великий народ, холмы высокие. (По рядам.)
- Какие прилагательные склоняются одинаково?
- На какой вопрос отвечают прилагательные во мн.ч?
У: Молодцы! Посмотрите какой у нас получился родник знаний, сколько много у нас капелек. А чтобы этот родник забил, составим о нём предложение и запишем его в тетрадь.
- Среди, журчит, маленьк.., и, струйкой, светится куст.., родник, прозрачн.., и,
кочек.
6. Подведение итогов урока