Визитная карточка учителя географии

Разделы: География


Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цветы вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять - и снова пережить.

Визитку учителя географии я хочу представить эмблемой- символом, на которой изображен земной шар. От геоида поднимается волна, на которой держится парусник. Волна символизирует стремление к знаниям, стремление к познанию неизведанного (в более широком смысле), в узком - отражает работу учителя географии. Семь парусов - символы: цифра семь сама по себе символична (7 цветов радуги, 7 чудес света, 6 материков и седьмая часть Земли-Мировой океан). В данном случае 7 парусов - направления моей работы.

Первое направление - планирование работы. Сюда можно включить методику и использование различных элементов технологий на уроках географии. Очень важно грамотно распланировать работу в течение всего учебного года, разумно подойти к организации поурочного планирования и тем самым стараться обеспечить положительные результаты работы обучающихся.

Второе направление - внеклассная работа по предмету. Данное направление способствует развитию творческой деятельности учителя и учащихся. Те мероприятия, которые проводятся (уроки- инсценировки, деловые игры, КВНы, интегрированные театрализованные мероприятия, викторины, уроки- конкурсы и др.), помогают сплочению коллектива, способствуют выработке навыков совместной работы, повышают познавательный интерес к предмету, активизируют творческий потенциал учащихся, способствуют закреплению полученных знаний и формируют навыки работы с дополнительной литературой:

Везде наследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет.
(М. В. Ломоносов).

Третье направление работы - межпредметные связи. География, изучающая природные и общественные явления, опирается на данные естественных и гуманитарных дисциплин и по широте межпредметных связей превосходит большинство других учебных предметов в школе. Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные, так и общественные закономерности:

В себе объединяет много дисциплин:
И биологию, и физику, и химию,
В науке гео смысл один-
Подробно изучить планету нашу дивную.

Четвертое направление - экологическая культура обучающихся. Экологическое образование- органическая часть содержания всех школьных дисциплин. Его суть - способствовать развитию экологической культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение, а также формировать умения принимать решения и разрешать экологические проблемы.

Моя задача как учителя- углубить теоретические знания в области экологии и охраны природы, развивать экологическое мышление, искать пути решения экологических проблем, воспитывать культуру чувств- сочувствия, сопереживания, патриотизма, культуру экологически оправданного поведения в природе, в быту. Наиболее эффективно воздействие достигается использованием поэтических образов на уроке. Например:

Леса топорщатся, и степь клубится.
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы, но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы ждут в реке,
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таежной земляники
Полночный филин ухает из тьмы.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы?!
(Р. Рождественский)

Пятое направление - географическая картина мира. В этом направлении особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся: подготовке докладов, сообщений по материкам, отдельным странам (с опорой на СМИ, использованием Интернет - ресурсов), поощряется творчество ребят ( творческие работы в любой форме):

Скучен мир без путешествий, приключений, происшествий:

Вот наш Мурманск, вот Монблан, вот Камчатка, Магадан.
Географии урок словно праздничный пирог.
И ни быстро, и ни медленно изучаем страноведение.
Люди, города, события-каждый день нас ждут открытия.

Шестое направление - изучение регионального компонента. Задача учителя- сформировать системное представление о Мурманской области, как о целостном географическом регионе, познакомить с историей освоения и изучения Кольского края, способствовать развитию интереса к изучению родного края и воспитанию любви и заботы о нем, пробуждать в сердцах детей чувства гордости за свою малую родину:

У каждого есть родина своя,
У каждого есть маленькое солнце,
На родине заботы не томят,
На родине и радостней поется.
У каждого есть родина своя,
У каждого есть дом, где он родился,
А где родился, там и пригодился,
Вот так у нас в народе говорят.
И здесь бывает очень много льда,
А летом здесь бывает много света,
Порою слишком сильные ветра,
Тепло бывает очень редко.
У каждого есть родина своя!

Седьмое направление - самообразование. Для того, чтобы успешно заниматься предметом изучения географии, необходимо усовершенствовать свои знания, систематически заниматься самообразованием, а именно: следить за методическими новинками, применять передовые технологии, максимально использовать Интернет- ресурсы. Лишь изучая, можно многое познать:

Нам под ответственность дана и вся Земля, и вся вода,
Страна возможностей гигантских, страна просторов океанских,
Страна Семеновых - Тяншанских,
Страна, в которой быть, друзья,
Плохим географом нельзя.

И закончить визитку учителя географии можно следующими строками:

Мой корабль непростой,
Облетит весь шар земной,
Побывает в разных странах,
Там увидит и узнает:
Где высокая гора и куда течет река,
Почему во все века
Людям карта так нужна,
Пролетит он над морями, городами, островами
И над сказочной страной, называемой Землей!