Внеклассная работа по природоведению. Пресс-конференция "День Земли". Ролевая игра по экологии

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели игры:

  • Обеспечить знания учащихся о природоохранительных мероприятиях, проводимых в России и во всем мире.
  • Развивать стремления учащихся активно, наравне со взрослыми участвовать в деле охраны природы.
  • Познакомить учащихся с тем, как проходят встречи ученых всего мира, дать возможность учащимся почувствовать себя участником такой встречи и проявить при этом свой творческий потенциал.

Оборудование помещения.

  • Классная комната условно разделена на две части. Столы стоят у доски в виде буквы "П" во главе сидят ведущие программы, с одной стороны стола сидят участники первой секции и третьей секции, с другой стороны участники второй секции.
  • Перед каждым стоит табличка с названием организации, которую он представляет. Во второй части класса сидят представители прессы и зрители.
  • Класс оформлен рисунками детей по защите природы.

Ведущий 1.

Здравствуйте, дорогие участники, журналисты и телезрители!

Приветствуем вас в нашем конференц-зале. Сегодняшняя пресс - конференция посвящена проблемам охраны природы во всем мире и в России и приурочена она к 22 апрелю - Международному Дню Земли. Наша встреча проходит в прямом эфире. Наш контактный телефон 1-34.

Ждем ваших звонков.

1. Моя планета - человеческий дом.
Но как ей жить под дымным колпаком.
Где сточная канава - океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет не аисту, ни льву.
Где стонут травы: больше не могу.

2. Вот она летит, маленькая, такая!
Вот она грустит, в думках своих великая,
Вот она плывет, зыбкой прохладной веет.
Все еще живет! Все еще людям верит,
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!

Ведущий 1..

Итак, мы начинаем работу первой секции "Деятельность международных организаций по охране природы".

-Наша планета существует больше четырех с половиной миллиардов лет.

Такой долгий период трудно себе представить. Давайте вычеркнем в этом числе все нули. Получится 46 космических лет. По этому исчислению самые древние динозавры жили около года назад. Млекопитающие появились всего лишь 8 месяцев назад. Современный человек родился четыре года назад. В течение последнего часа он научился обрабатывать землю, а первая фабрика начала работать минуту назад. И именно за последние 60 секунд человек превратил огромные пространства Земли в пустыни. Уничтожил рыбу в реках. Каждая секунда космического времени несет все новые и новые разрушения. Как остановить их? Только сообща все жители Земли могут спасти планету. К этому призывают экологические организации всего мира.

Ведущий 1.

-К нам поступил вопрос из зала.

Корреспондент.

-Детский, экологический, журнал "Свирель". Какие существуют международные экологические организации, и какие мероприятия они проводят? Спасибо.

Ведущий 2.

-Слово представителям международных организаций по охране природы

ГРИНПИС и ГРИНТИМ.

Участник 1.

-В мире есть много организаций, занимающихся охраной природы.

Одна из наиболее известных среди них - ГРИНПИС. Это самое крупное экологическое объединение, оно создано в 1971 году и имеет своих представителей и сторонников в 30 странах мира. Активисты ГРИНПИСА:

  • устраивают пикеты у химических заводов и атомных электростанций;
  • препятствуют продаже ядовитых отходов;
  • мешают сливу неочищенных вод в моря и океаны;
  • собирают информацию о предприятиях, приносящих вред природе.

Участник 2.

В 1990 году при ГРИНПИСЕ возникла детская экологическая организация

ГРИНТИМ. Она объединяет сотни групп, работающих во многих странах мира. В основном они состоят из детей 10-14 лет, которые не только помогают взрослым, но и сами проводят исследования, собирают информацию, устраивают пресс-конференции, выпускают газеты.

Ведущий 2.

-Итак, мы познакомились с основными направлениями работы международных экологических организаций. Остается надеяться, что их ряды будут ежегодно пополняться новыми сторонниками в деле охраны природы. А сейчас рекламная пауза.

Реклама.

-Для тех, кто любит и ценит природу, кто стремится постичь ее тайны.

Российское экологическое издание предлагает новую серию печатных изданий "Я познаю мир". Еженедельная экологическая газета "Зеленый мир" и детский экологический атлас "Окно в мир" открывают ребятам и их

родителям удивительный, загадочный и непредсказуемый мир природы. Об условиях подписки вы можете узнать в каталогах агентства "Роспечать".

Ведущий 1.

-Переходим к работе второй секции: "Решение экологических проблем в России". Вопрос из зала.

Корреспондент.

-Журнал "Юный натуралист! Есть ли в нашей стране организации ,подобные ГРИНПИСУ, и как они решают экологические проблемы? Спасибо.

Ведущий 2.

-Предоставим слово для ответа председателю общества охраны природы.

Участник

-Всероссийское общество охраны природы было основано в далеком 1924 году, С того времени оно сделало немало для охраны окружающей среды:

  • проводило научно - исследовательскую работу, изучая редкие виды
  • растений и животных;
  • участвовала в создании Красной книги СССР, организации заповедников и
  • заказников;
  • организовывало посадку лесов и лесополос;
  • создавало школьные лесничества и зеленые патрули, устраивало субботники и воскресники по озеленению городов и сел,
  • проводило операцию "Муравей", разъясняя роль муравьев в экосистеме леса;
  • организовывало месячники по спасению мальков ценных пород и контроль
  • за выбросом сточных вод.

Ведущий 2..

-Вопросы наших корреспондентов.

Корреспондент.

-Еженедельная газета "Зеленый мир". Что такое Красная книга? Как она была создана? Спасибо.

Ведущий 2..

-Слово кандидату биологических наук, научному консультанту общества охраны природы.

Участник.

-Начиная с 1660 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем, более половины из них за последние 50 лет. Почти все они вымерли по вине человека, Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими, Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому - что красный цвет-сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году, Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее занесены все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите человека, В 1974 году была учреждена Красная книга СССР. В ее первый список было внесено 52 вида зверей и 65 видов птиц.

Корреспондент.

-Детский альманах "Глобус". Вопрос к директору заповедника. Какие функции выполняют заповедники и заказники? Спасибо.

Директор заповедника:

-Для сохранения многих исчезающих видов растений и животных во всех странах организуются заповедники и заказники.

Заповедники - это охраняемые природные участки, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека. Цель создания заповедников - сохранение природы в ее естественном состоянии, во всем многообразии и сложности. Первые заповедники России - Астраханский и Ильменский - были созданы в 20 годы. Сейчас действует около 200 заповедников.

Заказники - территории, где разводят какие- либо виды животных и растений по заказу государства с разрешением частичной охоты или занимаются акклиматизацией животных, завезенных из других стран или регионов нашей страны.

Корреспондент.

-Журнал "Наука и жизнь". Какие меры принимаются для уменьшения использования горных пород: нефти и газа? Спасибо.

Участник.

-Всем нам хочется, чтобы дома было тепло и уютно, чтобы на машине или поездом можно было добраться до любого места Земли. Но для машины нужен бензин, для поезда - электричество, для самолета- авиационное топливо.

Для всего этого используют нефть, газ, каменный уголь. Их запасы с каждым годом скудеют. Кроме того, при сжигании выделяется огромное количество углекислого газа и вредных примесей. Идут кислотные дожди, меняется климат. Если температура Земли поднимется на несколько градусов, то, возможно начнется массовое таяние ледников и множество городов и земель окажутся под водой. Можно ли спасти окружающий нас мир и нас самих от кислотных дождей, наводнений и вредных выбросов?

Можно говорят специалисты, работающие в лаборатории по исследованию природы. Нужно шире использовать безвредные источники энергии: солнце, ветер, волны.

Ведущий 1.

Мы попробовали ответить на наиболее интересные вопросы по решению некоторых экологических проблем в России. Переходим к работе третьей секции "Участие детей и подростков в деле охраны природы". Ведь именно от молодежи зависит дальнейшее существование нашей планеты.

Ведущий 2.

-Открываем работу третьей секции вопросом из зала.

Корреспондент.

-Детский журнал "Мурзилка". Расскажите, пожалуйста, о работе детских экологических клубов России. Спасибо.

Участник.

-Я занимаюсь в клубе "Пантопода". Вообще-то паниаподо - это морской паук с длинными тонкими ногами. А еще это название журнала, который мы издаем и публикуем там свои научные работы по изучению флоры и фауны.

-Я расскажу о нашем клубе "Академия". У нас есть дружина "Витязь", туда приходят ребята после пятого класса. Они совершают походы, экскурсии. Еще в детской "Академии" есть студия- мастерская "Флорист".

Флорист-человек, который хочет как можно больше знать о тайнах растений. Здесь мы изучаем великое многообразие растительного мира и делаем красивые аппликации из природного материала.

Ведущий 1.

-А сейчас слово предоставим самой природе.

С. Викулов. Монолог природы.

-Я - природа. Я великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебе за соучастие
Подарить - в моей все это власти-
Гриб в лесу, ромашку на лугу.
Небо в час восхода и захода,
Иву над рекой:И наконец,
Солнцем прокаленный рыжеватый хлебный колос!
Как всему венец:
Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь, ты сам мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире - что ни год - твои шаги:
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Мы с тобой дорогою одною
Катимся - ни часу врозь, ни дня:
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.

Ведущий 2.

-Здравствуй, природа!

-Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы!

-Здравствуйте, птицы и звери!

Иногда слышишь: "Человек-царь природы!". Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себя не возможно без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит бережного, доброго отношения к себе.

Ведущий 1.

-В опасности "легкие" планеты - тропические леса. Исчезновение их приобрело всемирный характер. "Полысение" планеты сегодня отчетливо видно из космоса. Возникает реальная угроза потерять "легкие" Земли. Затуманились "глаза Земли" озера, моря, океаны. Наша планета-планета океанов. Ученые предупреждают: если и дальше ничего не изменится к лучшему, если не будут приняты меры предосторожности, мировой океан покроется сплошной нефтяной пленкой, и все живое в океане погибнет, заглохнет навсегда.

Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневавшей волне.
Стали люди сильные как боги,
И судьба земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, Человек?

Ведущий 2.

-Вам не кажется, что в Пушкинской "Сказке о рыбаке и рыбке" есть предупреждение нам сегодняшним жителям Земли? В Золотой рыбке мы увидели Природу - мудрую, строгую, щедрую, а в жадной старухе-самих себя! Сказка подсказывает: Человек! Обуздай свою алчность, чтобы не остаться, в конце концов, у разбитого корыта!

Ведущий 1.

-Время, отведенное для пресс-конференции, к сожалению, подходит к концу.

Люди Земли! Помните, начинается новая минута космического времени

От нас зависит, станет ли она периодом гибели и разрушения или временем создания новой жизни.

Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики.
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покосом,
Ласточку, мелькающую в жите:
Небо в звездах, океан и сушу.
И в бессмертье верящую душу:
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике Природы.