Цель: сформировать у учащихся представление об условиях усиления католической церкви и причинах появления ереси.
ТДЦ
Образовательные:
- продолжить работу над формированием понятия католической церкви как могущественной организации;
- определить причины процесса усиления церкви;
- показать роль церкви в сдерживании свободолюбия в средневековом обществе.
Развивающие:
- развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;
- формирование умения пользоваться дополнительной, сравнительной литературой;
- развивать умение делать самостоятельные выводы;
- развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником;
- развивать умение анализировать;
- развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание.
Воспитательные:
- воспитывать дисциплинированность учащихся;
- развитие интереса к предмету;
- воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к знаниям;
- способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке.
Тип урока: Урок освоения новых знаний.
Форма проведения урока: стандартный урок с элементами дискуссии
Методы обучения:
- проблемный;
- частичн-поисковый;
- иллюстративный;
- словесные;
- элементы дифференцированного обучения.
ФОПД:фронтальная, индивидуальная, групповой.
Технологии: элементы дифференцированного обучения, "Проблемного обучения" и "Сотрудничества".
Оборудование:
- схема "Источники богатства католической церкви";
- плакат "Костёр инквизиции";
- карточки для работы учащихся в группах 8 шт.)
Ход урока
I. Этап урока:
Организационный момент.
Выступление учителя:
- Тема урока. Цель урока?
- Как вы думаете, ребята, какие цели будет преследовать наш урок?
(учащиеся отвечают, пытаясь самостоятельно вывести цели урока. Учитель обобщая и координируя, продолжает.)
- Правильно, сегодня на уроке мы :.
Итак:
В XI - XIII в.в. церковь в Европе достигла большого могущества. Без неё не обходилось ни одного событие.
Церковь не признавала никаких границ, ни государственных, ни языковых.
Она утверждала единство европейских народов, являлась, как не уставали повторять ученые - богословы и приходские священники, совершенным угодным Богу сообществом людей. Мысль о том, что можно благополучно жить и не быть при этом верным сыном христианской церкви, средневековому европейцу просто не могла прийти в голову. Мир, окружавший его, привязанности, повседневные поступки являлись частью установленного Богом порядка. Не верить, не молиться, не ходить в церковь -в глазах людей средневековья было против самой жизни.
Средневековая церковь обладала огромной властью в христианском мире. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, требованиями церкви.
II. Этап урока. Изучение нового материала.
План:
- Сословия средневекового общества.
- Источники богатства церкви.
- Раскол христианской церкви.
- Ереси и еретики средневековья.
- Борьба церкви с еретиками.
Учитель:
- Cредневековая религия утверждала, что мир созданный Богом разумен и гармоничен. Всё общество поделено Богом на 3 слоя, 3 сословия.
Вопрос классу: - Давайте вспомним, что называется сословием? Учащиеся отвечают.
Учитель: Правильно. Каждый человек от рождения принадлежит, считали тогда, к одному из них. На доске схема "Сословия средневековой Европы".
Перенос схемы в тетради учащихся.
Духовенство относилось к I сословию, самому главному. Ведь церковь считалась посредником между людьми и Богом. (Дальше по тексту учебника стр. 124).
Учитель: Давайте найдем ответ на вопрос:
- Чему же учила людей церковь?
- Что проповедовала христианская мораль?
Дальше: и опять по тексту учебника стр. 124 -125 найдите ответ на вопрос:
- Кого же церковь считала образцом, на кого надо было равняться?
Учитель:
- При этом церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами.
Что же являлось источниками обогащения католической церкви? Что её обогащало и делало могущественной?
Церковь обогащало:
- Церковная десятина.
- Продажа церковных должностей.
- Священные реликвии.
- Церковные обряды.
- Продажа индульгенций.
На доске схема - плакат "Источники обогащения церкви".
Учитель:
- Сейчас работа в группах. Каждая (а всего групп 4) получает задание - карточку: раскрыть один из источников обогащения церкви используя текст учебника стр. 125-126).
- I группа - задание: раскрыть как десятина и продажа церковных должностей обогащало церковь;
- II группа - продажа индульгенций;
- III группа - церковные обряды;
- IV группа - священные реликвии.
(на подготовку 3 мин. Выступает от группы 1 -2 чел.).
Учитель: Молодцы! Теперь вы знаете, почему церковь была не только мощной, но и богатой организацией.
До середины XI века христианская церковь считалась единой.
Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - патриарх. Со временем между церквами на Западе и Востоке возникли разногласия и заметные различия.
В 1054 году во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию - произошёл окончательный разрыв, раскол христианской церкви на западную и восточную.
В тетрадь:
Учитель: В течении раннего средневековья на съездах высшего духовенства- церковных соборах были постепенно выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры:
- учение о Троице (Бог, Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух);
- о роли церкви как единственном посреднике между людьми и Богом;
- празднование церковных праздников;
- о существовании ада, рая, чистилища и др.
Но не все верующие понимали эти догматы. Многие сомневались. Им были не по душе действия церкви, жадность и испорченность духовенства. С каждым днем таких людей становилось все больше и больше. Это были горожане, рыцари, даже простые священники, монахи. Они открыто критиковали церковь: этих людей называли еретиками.
Запишем в тетрадь:
Еретик - противник господствующего вероучения церкви.
Учитель: - Еретики утверждали, что церковь испорчена, они отвергали дорогие церковные обряды, осуждали священников и монахов, папу называли наместником дьявола, а не Бога. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих богатств и владений. Их учения признавали еретическими, т.е. вредными и опасными. Еретики не думали хранить в тайне вои идеи. Они выступали открыто, искали понимания людей. И это было самым опасным с точки зрения церкви, так как могло подорвать авторитет церкви, отвернуть от неё верующих. Число еретиков росло.
Вопрос классу: Как вы думаете, ребята, сильно ли была церковь обеспокоена распространением ересей?
Правильно.
Католическая церковь боролась с еретиками: преследовала их и жестоко с ними расправлялась. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви.
Учитель: - Давайте послушаем о том, как отлучали от церкви (выступает учащийся с сообщением по теме).
Учитель: - Для усиления своей власти и борьбы с ересями и еретиками папа создал в XIII веке специальной церковный суд - инквизицию.
Запись в тетрадь: Инквизиция - особый церковный суд для борьбы с еретиками.
Учитель: - Послушаем сообщения о средневековой инквизиции (выступает учащийся с сообщением по теме).
Учитель: - А ещё у нас есть иллюстрация по теме "Костёр инквизиции" автор Илья Кучаев учащийся 11 класса нашей школы. Кто попробует описать событие, изображенное на плакате? Давайте послушаем.
III этап - Подведение итогов урока. Рефлексия. Мониторинг знаний. Домашнее задание.
- А сейчас опять работа в группах.
Подготовка 3 минуты. Отвечаем на вопросы в карточках.
- I группа - Что проповедовали еретики? Как католическая церковь с ними боролась?
- II группа - Почему христианская церковь раскололась на 2 части?
- III группа - Перечислите источники богатств католической церкви.
- IV группа - Что такое сословие? Сколько их было в средневековом обществе?
(выступает 1 человек от группы)
Учитель: - Молодцы!
Подведём итог урока. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, с требованиями церкви. Кто же победил? Церковь или еретики? И преследования еретиков, инквизиция, костры не усилили влияния католической церкви на души верующих. Они породил страх, а вера жива любовью и милосердием. В этом смысле церковь потерпела поражение, хотя по-прежнему долгие столетия оставалось мощной организацией в мире.
Учитель: Домашнее задание параграф 15.
Вопросы группам:
- I группа - 7 в.
- II группа - 8 в.
- III группа - 1 в.
- IV группа - 3 в.