Цели урока:
- продолжить работу по понятию «культура»;
- охарактеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции;
- показать вклад греческих ученых в развитие наук;
- создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции.
Ожидаемые результаты:
- Закрепление знаний по изученным темам по истории древней Греции.
- Развитие интереса к истории.
Развитие умений и навыков:
- Умение отвечать на поставленные вопросы
- Умение сравнивать и анализировать
- Умение применять полученные знания
- Умение работать по карте
- Умение искать дополнительный материал по теме
Оборудование:
- Карта «Древняя Греция»
- Учебная картина «Народное собрание в Афинах»
- Компьютерное оборудование
- Выставка книг из школьной библиотеки «Олимпийские игры»
- Дидактический материал
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Опрос
Индивидуальные задания:
- Задания у доски по карточкам (работа у картины «Народное собрание в Афинах»)
План ответа:
- Кто имел право в нем участвовать?
- Кто из жителей такого права не имел?
- Как часто собиралось народное собрание?
- Где в Афинах оно собиралось?
- Какие вопросы решались на народном собрании?
- Сделайте вывод: кому принадлежала власть в Афинах.
- Задания по карточкам в контурных картах
ВЫПОЛНИТЬ НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ:
- Надписать части древней Греции
- Надписать название морей, омывающих древнюю Грецию
- Надписать название острова, на котором около 1500 года до н.э. произошло сильнейшее извержение вулкана и землетрясение
- Надпишите города Афины, Спарта
НАЙТИ И ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ:
- Древнюю Грецию
- Части, на которую делилась древняя Греция
- Моря, которые омывали древнюю Грецию
- Остров Крит
- Порт Пирей
- Места сражений: Марафонского, Фермопильского, Саламинского
Коллективный опрос:
- В каком году состоялась Марафонская битва?
- В каком году состоялось Саламинское морское сражение?
- Какая битва была раньше: Марафонская или Саламинская?
- На сколько лет раньше?
- Сколько лет прошло от Марафонской битвы до наших дней?
3. Физкультминутка
Если утверждение учителя правильное – класс встает, если неправильное – сидит.
- Демократия – власть народа
- Остракизм – город в древней Греции
- Стратег – главное должностное лицо в Афинах
- Гоплиты – тяжеловооруженные воины
- Триера – торговый корабль
- Перикл - предводитель персов
- Агора – рыночная площадь
- Демос – народ
- Охлократия – власть одного
4. Переход к изучению нового материала
Целевая установка
5. Изучение нового материала (сопровождается показом презентации)
Учитель: Мы переходим к изучению новой главы «Культура древней Греции». Знакомо ли вам понятие культура? Что оно означает? Как называется первый параграф из этой главы? О чем мы будем говорить, изучая этот параграф?
План изучения нового материала:
- Воспитание гражданина.
- Греческая наука.
- Олимпийские игры.
Воспитание гражданина.
Беседа:
– Кто такой гражданин?
– Какие права были у граждан Афин?
– Какие обязанности у них были?
Работа с учебником (стр. 175)
– Как воспитывали граждан? Найдите
ответ на поставленный вопрос в учебнике.
1 вариант – в Афинах
2 вариант – в Спарте
– Почему так воспитывали граждан в Афинах и
Спарте?
Афинская школа. Рассказ учителя. Работа с новыми словами:
- Педагог
- Стиль
- Гимнасия
Работа с учебником (стр. 176)
Найти в тексте учебника ответ на вопросы « Чему учили в Афинских школах? Чем отличались школы от гимнасии?» Комментированное чтение.
Греческая наука
Задание по учебнику: по 2 пункту §33 заполнить таблицу:
Науки | Ученые |
1. |
1. |
2. |
1. |
3. |
1. |
Беседа:
– Какие науки появились в древней
Греции?
– Кто такой Геродот? Почему его называют «Отцом
истории»?
– Что изучали философы?
Олимпийские игры (опережающее задание на урок: найти и подготовить материал об истории возникновения Олимпийских игр в древней Греции).
Выступление ученика по теме
«Олимпийские игры». Работа учащихся класса в
тетрадях.
Задание: по ходу выступление ученика
записать:
- Когда состоялись первые Олимпийские игры?
- Кто принимал участие в Олимпийских играх?
- Сколько длились Олимпийские игры?
- Кого в древней Греции называли олимпиониками?
6. Закрепление изученного материала
Беседа:
- Почему граждан древней Греции нужно было воспитать и дать им образование?
- Чему учили в школах древней Греции?
- Какие науки зародились в Греции? Кого называют «отцом истории»?
- Когда были проведены первые Олимпийские игры? Проводятся ли сейчас Олимпийские игры? Когда и где проводились последние Олимпийские игры? Когда и в каком году будут проведены Олимпийские игры в России?
7. Подведение итогов урока, выставление и краткое комментирование оценок за урок
8. Домашнее задание
- § 33
- Подготовить дополнительный материал об истории Олимпийских игр.