В настоящее время жизнь диктует свои требования к интеллектуальному развитию людей. Высокий уровень интеллектуальности человека даёт возможность вовремя проанализировать ситуацию, быстро найти решение возникших проблем, умения работать с информационными технологиями и т.д.
Невозможно представить современные уроки математики без формирования интеллектуальной культуры. Поэтому работа учителя должна быть направлена не только на то, чтобы дать детям определённый объём знаний, но и на воспитание у них культуры мыслительной деятельности. В целях осуществления данной задачи я применяю один из наиболее продуктивных методов – это метод индукции. Слово «индукция» в переводе на русский язык означает «наведение», что говорит о дидактических возможностях данного метода: дети сами приходят к выводам, полученным в ходе наблюдения, сравнения, анализа, выявления общих закономерностей с их последующим обобщением.
Программа автора Петерсон Л. Г., где рассматриваются задания не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств, творческих способностей, мотивов деятельности, великолепно отвечает этим требованиям.
Работая по этой программе, я стараюсь прививать ученикам стремление к поиску решений, воспитать внутреннее побуждение, расширять общий и специальный кругозор.
Очень продуктивна диалогическая форма обучения: организация дискуссий, проблемного диалога.
Такая форма работы позволяет не только развивать логическое мышление, но и обучает детей вести себя корректно по отношению к оппонентам, самостоятельно мыслить, овладевать умением отстаивать свою точку зрения, грамотно вести диалог, пополнять свои знания, считаться с мнением другого и, при необходимости, признавать свои ошибки.
В процессе обучения важно определить позицию ученика как творца. Такая позиция рассчитана на силу ребенка, а не на его слабость.
Отсюда уважение к возможностям школьника и создание ситуаций, где через «открытие» нового он ощущает радость успеха, что побуждает его к дальнейшей деятельности.
Поэтому при введении новых понятий я использую деятельностный метод, где тщательно продумываются постановка учебной задачи, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки.
Развитие грамотной математической речи является неотъемлемой частью в формировании интеллектуальной культуры. Эта работа начинается уже с первого класса. На уроках мы работаем над развитием устной и письменной речи, к которой предъявляются такие требования, как содержательность, логичность и последовательность, ясность и точность.
Для осуществления этой задачи использую такие виды упражнений как:
– прочитайте предложения, вставив пропущенные
слова: «От… слагаемых… не изменится.
– используя данные слова и выражения, составьте
известное вам правило: слагаемое, сумма, найти,
вычесть неизвестное, другое, чтобы, слагаемое,
надо, из и т.д.
Выполнение детьми творческих заданий, где им приходится формулировать условия задач, уметь видеть ошибки в формулировках заданий, придуманных другими детьми, также способствует развитию мыслительной деятельности.
Обязательной частью работы с детьми является обучение их самостоятельному анализу задач, комментированному решению заданий на этапах первичного закрепления и повторения.
Успех в деле развития интеллектуальной культуры невозможен без расширения общего и специального кругозора, где мною используется дополнительная литература увлекательного характера.
На начальном этапе работы с детьми я провела тестирование на определение степени способностей детей к:
- анализу и сравнению;
- обобщению;
- к самостоятельному мышлению;
- творчеству
- способности к рефлексии;
- стремление к расширению общего и специального кругозора.
Результат данного исследования был таков: с низким уровнем интеллектуальной культуры было 24% учащихся, со. средним – 68%, с высоким – 8%. За период с 2006-2009 год была проделана определенная работа по данной теме.
Итог этой работы:
с низким уровнем – 0%;
средний уровень – 52%;
высокий уровень – 48%.
Таким образом, из приведенных выше данных видно, что систематическая работа с учащимися по формированию интеллектуальной культуры даёт свои положительные результаты, и это, несомненно, сказывается на их успеваемости, отношении к предмету и на общем развитии.
Методические рекомендации для учителей по формированию интеллектуальной культуры учащихся
- Организация поисковой деятельности детей по разрешению проблемных ситуаций, в результате которой дети самостоятельно приходят к "открытию" нового знания.
- Развивать логическое мышление через умение выделять признаки предметов, узнавать предметы по заданным признакам.
- Посредством игр, дискуссий, соревнований учить детей правильно и четко формулировать свои мысли, комментировать, анализировать свою математическую деятельность.
- Развивать способности самостоятельного мышления.
- Уделять внимание на уроках и во внеклассной
работе творческим заданиям, выходящим на
проблемы нравственности, взаимосвязи
математических понятий с реальными проблемами окружающего мира. - Расширять общий и специальный кругозор детей.
Методические рекомендации для родителей по формированию интеллектуальной культуры детей
- Создание благоприятной, спокойной атмосферы, в которой бы ребенок мог проявлять и развивать свои творческие способности, умение самостоятельно мыслить.
- Через общение с ребенком воспитывать в нем стремление к получению новых знаний.
- Следить за правильностью речи.
- Способствовать расширению общего и специального кругозора, поощряя занятия с дополнительной литературой.
Методические рекомендации для детей по формированию интеллектуальной культуры
- Не бояться сложностей в решении проблемных ситуаций. Методом сравнения, анализа учиться добиваться успеха, и, используя разные варианты, прийти к правильному выбору.
- Принимать участие в олимпиадах, интеллектуальных марафонах.
- Учиться правильно и чётко формулировать свои мысли, анализировать, комментировать свою математическую деятельность.
- Не останавливаться на достигнутом результате и постоянно расширять общий и специальный кругозор.