Цель урока: формирование умения правильно писать личное письмо.
Задачи урока.
Образовательные: познакомить обучающихся с историей возникновения письма, с его разными типами; формировать умение устанавливать связь между предложениями в тексте, грамотно оформлять содержание письма; расширять кругозор детей.
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности и творческих способностей обучающихся; формированию коммуникативных способностей; развитию связной речи обучающихся, их психических процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания, наблюдательности; развитию мелкой моторики кистей рук.
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к близким людям, воспитанию аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения; воспитанию в детях потребности делится своими мыслями и чувствами с кем-либо.
Оборудование:
ТСО: диск с компьютерной презентацией “Как письмо приходит в дом”.
Для учителя: словарь русского языка С.И. Ожегова, карточки конверт, марка.
Для учеников: листы для написания письма, ручки.
Ход урока
I. Организационный момент.
У меня в руке конверт.
Облетел конверт весь свет…
В нём лежит твоё… письмо
Долгожданное оно!..
- Сегодня на уроке мы научимся писать письма и узнаем много интересного из истории письма.
II. Изучение нового материала.
1. Беседа об истории возникновения письма, алфавита.
- Ребята, что такое письмо? (Дети высказывают своё мнение)
- Первое письмо было рисуночное. Появилось оно около 5 тысяч лет назад. Люди с помощью рисунков пытались рассказать о событиях своей жизни или передать какое- то сообщение. Первые такие сообщения – наскальные рисунки, т.е. изображения людей, животных, сцены охоты выполнялись на скалах, на стенах пещер. Позже люди делали рисунки на глиняных дощечках и высушивали их. Некоторые рисунки имели смысл, который можно было выразить не одним словом, а целым предложением.
(Презентация. Слайд № 2).
Рисуночное письмо трудно было понять, потому что написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий – другое.
Постепенно рисунок принимал все более символический характер.
В Древнем Египте и Китае люди придумали другой способ письма – иероглифы.
(Презентация. Слайд № 5).
Слово “иероглиф” обозначает “священные знаки”. Каждый иероглиф обозначает слово или его часть.
Позже, 3 тысячи лет назад возник другой вид письма – клинопись.
(Презентация. Слайд № 3).
Его придумали финикийцы, которые каждому звуку дали свой символ – букву. Символы объединялись и образовывали целое слово. От греческого алфавита произошла славянская азбука, которая была создана братьями Кириллом и Мефодием. Она получила название кириллица.
(Презентация. Слайд № 6).
Она имела 40 букв. До сих пор кириллица одной из самых удобных систем письма.
- Ребята, на чем люди раньше писали письма?
- Правильно. Люди писали письма на камнях, на глиняных дощечках, на деревянных дощечках, покрытых воском, на бересте – коре березы. В Египте использовали кору папируса – тростника, растущего на берегах реки Нил. Писали люди и на пергаменте – так называлась специально обработанная кожа животных. 2000 лет назад в Китае был открыт секрет изготовления бумаги. И на ней стали писать письма.
Вот так письмо прошло много этапов своего усовершенствования и становления.
Особое место в истории письма занимает фронтовое письмо-треугольник. Как ждали этих треугольников на фронте! Но и в тылу их тоже ждали …
(Презентация. Слайд № 7).
Старушка-мать в руке письмо сжимает.
Ползёт к губам счастливая слеза…
Он жив-здоров, он был немножко ранен.
А за окном – весенняя гроза!..
Сын в госпитале был, теперь опять на фронте.
К Берлину мчит его железная машина…
Ах, скоро,скоро, скоро, скоро
Увидит мать героя-сына!..
А в праздники приходили с фронта поздравительные открытки!
(Презентация. Слайд № 8).
Физминутка.
2. Беседа о работе почты.
- Ребята, как письмо, т.е. текст, написанный на листе бумаги, попадет к другу? Разве листок умеет путешествовать? Что нужно делать?
- Правильно. Положить письмо в конверт. На конверте указывают адрес отправителя письма, т.е. адресанта и адрес получателя письма, т.е. адресата.
На доске слова – “адресант”, “адресат”. Учитель показывает образец конверта.
- Что нужно сделать, чтобы письмо пошло в другой город? (Опустить письмо в почтовый ящик)
(Презентация. Слайд № 10).
- Правильно, дети. Из этого ящика работник почты (почтальон) забирает в специальные мешки все письма и отвозит их на почту для сортировки. Итак, письмо попадает на почту. Как разобраться, куда его дальше отправить? Вот тут – то и нужен индекс, написанный на конверте. Индекс означает “указатель”. Электронная машина расшифровывает индекс. На конверт ставит штамп с датой отправления письма. А далее оно отправляется в дорогу самолетом или поездом. На конверте есть марка. Марка – проездной билет письма. Она оплачивает его путешествие.
Самый новый вид письма: электронное письмо или СМС. Новая современная техника позволяет передавать такие письма адресату в течение нескольких минут или даже секунд.
Последние 10 лет люди перестали писать письма. Проще набрать телефонный номер и поговорить с близкими, нежели написать письмо.
- Давайте подумаем, чем электронное письмо отличается от обычного почтового письма? (Дети высказывают своё мнение)
- Верно, приятнее получать рукописное письмо, чем электронное. Оно хранит тепло рук писавшего. Оно как бы имеет душу…
- Как вы думаете, ребята, кому чаще всего писали и пишут письма? (Дети высказывают своё мнение)
- Конечно же, родственникам и друзьям! Моя сестра живёт в небольшом посёлке нашей области. Посёлок этот находится глубоко в лесу. Поэтому, современной телефонной связи там нет. А вот почтовое отделение есть в каждом населённом пункте, и письмо всегда дойдёт и найдёт своего адресата.
Что Билайну не под силу,
И не сможет Мегафон…
Сможет самый настоящий,
Наш российский почтальон!
Он письмо доставит в срок
Прямо в руки адресату.
И в таёжную деревню,
И в село, и в часть солдату!
Часто в жизни бывает так, что близкие люди разъезжаются в разные части света и живут далеко друг от друга. Тогда они пишут друг другу письма, где рассказывают о себе, о каких-то событиях, с ними произошедших, о своём городе (селе), о погоде…
3. Знакомство с текстом письма.
Учитель читает письмо.
- Послушайте письмо второклассника Паши Василенко своей маме.
Здравствуй, мамочка!
Я доехал хорошо. Мне очень понравилось в лагере. Мама, я очень соскучился. Как у тебя дела? Как здоровье? Чем ты занимаешься?
У меня всё в порядке. Вчера мы смотрели фильм про ковбоев. А мультики смотрим каждый день. Особенно мне нравится ходить по вечерам на дискотеки. На площадке такая красивая цветомузыка. Мы танцуем и подпеваем любимым исполнителям!
Мы ходили на речку Юру в ближайшую деревню. Деревня называется Костюнино. Там всего одна улица, но есть клуб, парикмахерская и почта.
Если придёт Димка Сазанов, скажи ему, что, когда я приеду, пойдём на рыбалку.
Жду твоего ответа. До свидания.
Твой сын Паша.
Беседа по тексту письма.
- Ребята, на какие части можно мысленно разделить письмо Павла? (Дети высказывают свои предположения)
- Что Паша пишет в начале письма? (Слова приветствия)
- Что мальчик рассказал о своей жизни в лагере. (Дети высказывают свои предположения)
- Что Павел написал в конце письма? (Он написал слова прощания и попросил написать ему ответ)
Знакомство с алгоритмом написания письма.
- Ребята, помните то письмо, которое я принесла в начале урока. Давайте посмотрим, что там.
Учитель достаёт из конверта письмо.
- Здесь алгоритм написания письма!
(Презентация. Слайд № 12).
- Первые 5 пунктов алгоритма мы выполним в классе, а остальные три вы сделаете дома с родителями.
Орфографическая минутка.
- Ребята, какие имена собственные встретились в письме Павла? (Имена, названия деревни, речки)
- С какой буквы пишутся имена собственные? (С большой буквы)
- Вспомните, как правильно оформляются предложения на письме? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставятся знаки препинания: точка, восклицательный знак или вопросительный знак)
- Части письма можно отделить абзацем, т.е. новая часть пишется с красной строки.
Индивидуальная творческая работа обучающихся.
- Подумайте, кому вы напишите своё письмо. О чём вам хочется написать родным? Вспомните самые яркие интересные события в вашей жизни.
Творческая работа детей сопровождается лёгкой мелодичной музыкой, например сборник “Одинокий пастух”
Проверка работы.
- Ребята, может кто-то желает прочитать свое письмо, адресованное близкому человеку?
III. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Повторим, чем SMS – письмо отличается от письма рукописного? (Дети высказывают свои предположения)
- Да, ребята, в то письмо, которое вы написали сегодня, “вложили” свою душу, тепло ваших добрых сердечек!
Напиши мне письмо,
Пусть летит оно белою птицей…
И кусочек твоей души
На ладони моей приземлится!..