"Координатная плоскость"

Разделы: Математика


Цели:

  1. Закрепить знания, умения, навыки по теме “Координатная плоскость”.
  2. Развивать мышление, творческую активность, внимание, интерес к предмету.
  3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.

1. Организационный момент.

У каждого учащегося карточка, которая заполняется в ходе урока.

Ф.И.
уч.
Домашнее задание (самопроверка) Повторение пройдю Графю
диктант
Конкурс “Художников” Самостю
работа
Итог
             

2. Подготовительный этап.

Обсудить решение домашнего задания (самопроверка).

У кого есть вопросы? (Ответить на вопросы учащихся).

3. Повторение пройденного. (Приложение №1, на каждой парте)

Какие из этих пар не образуют координатную плоскость? Почему?

  • Сколько чисел надо указать, чтобы задать положение точки на координатной плоскости?
  • Как называют числа, задающие положение точки на координатной плоскости?
  • Как называется первое (второе) из чисел, задающих положение точки на координатной плоскости?
  • В какой четверти располагаются точки: В (4; - 2), С (- 3; 5), М (- 2; - 4), Е (5; 1), К (0; 6), Р (- 6; 0)?
  • Запишите обозначение точки: С, если абсцисса 0, а ордината 5; М, если ее ордината – 3, а абсцисса 7.

Игра. “По океану катились волны. Они сменяли одна другую… Ни что не предвещало беду. Вдруг на горизонте появились странные корабли. Это были пираты. Чтобы наш корабль не попал в руки пиратов, необходимо узнать координаты нахождения пиратских судов. Определяйте координаты по порядку, начиная с первого”. Игра заключается в следующем. Слева расположены координаты пиратских кораблей. Справа – координатная плоскость с множеством точек (вражеские корабли). Задача состоит в том, чтобы правильно указать месторасположение корабля. Игра считается законченной, если не осталось ни одного корабля пиратов.

Отметьте точки на координатной плоскости: А (- 2; 4), В (- 4;- 5), С (8; 0), Д (- 4; 4), М (2; 3), Е (0; - 5), К (- 2; 0), Х (3; - 4), У (2,5; - 4,5).

4. Графический диктант.

Для проверки умения находить точки по координатам.

Учитель читает точку с координатами. Учащиеся определяют ее местоположение на координатной плоскости и соединяют ее ломаной с предыдущей точкой. В результате получается фигура.

(- 4; - 6), (- 4; - 5), (- 3; - 4), (- 4; - 3), (- 3; - 2), (- 5; 0), (- 5; 3), (-3; 5), (- 3; 6),

(- 2; 5), (0; 5), (1; 4), (2,5; 4), (3; 3), (1; 3), (3; 2), (- 1; 2), (1; 0,5), (1; - 1), (0; - 2), (1; - 3), (0; - 4), (1; - 5), (1; - 6), (- 4; - 6).

Глаз: (- 1; 4).

Должен получиться шахматный конь.

5. Чтение докладов.

Исторические сведения о Рене Декарте. (Выступления учащихся)

Физкультминутка.

6. Конкурс “Художников”.

Построить фигуры животных на плоскости, по заданным координатам.

Рисуем по координатам

(- 7; - 2), (- 3; 4), (- 1; 4), (2; 7), (2; 4), (2; 4), (5; 4), (9; - 5), (10; - 9), (8; - 8), (5; - 10), (7; - 5), (3; - 2), (- 7; - 2).

(0; 0),(0; 2), (2; 1), (3; 0), (0; 0).

(- 4; 0), (- 4; 1), (- 3; 1), (- 3; 0), (- 4; 0).

“Дельфин”

 

Рисуем по координатам

(- 5; - 10), (- 6; - 10), (- 8; - 12), (- 8; - 14), (- 7; - 15), (- 4; - 15), (- 3; - 14),

(- 2; - 12), (0; - 5), (1; 0), (2; 3), (3; 2), (4; - 3), (6; 0), (8; - 4), (8; - 8), (10; - 4),

(11; 1), (11; 5), (9; 8), (5; 11), (6; 13), (5; 11), (- 1; 12), (- 8; 9), (- 9; 7), (- 10; 2),

(- 6; 5), (- 4; 4), (- 3; 1), (- 1; 3), (2; 3).

“Зонт”

 

Рисуем по координатам

(- 6; 11), (- 8; 8), (- 11; 9), (- 11; 6), (- 14; 6), (- 13; 3), (- 16; 1), (- 3; - 2), (0; - 4),

(1; - 4), (1; - 9), (0; - 10), (4; - 10), (2; - 9), (2; - 4), (3; - 4), (9; 1), (10; 3), (9; 6),

(11; 7), (9; 7), (8; 8), (6; 8), (5; 6), (6; 3), (1; 3), (- 3; - 1), (- 6; 11).

Глаз: (7; 6).

“Птичка”

 

Рисуем по координатам

(- 10; 2), (- 12; 1), (- 14; 2), (- 9; 5), (- 7; 5), (- 9; 2), (11; 2), (11; - 1), (9; - 3),

(9; - 2), (10; - 1), (10; 1), (8; 1), (9; 0), (7; - 4), (6; - 4), (6; - 2), (4; - 1), (- 4; - 1),

(- 7; - 2), (- 9; - 4), (- 11; - 4), (- 10; - 2), (- 9; - 2), (- 9; 4), (- 10; 2), (- 11; -2),

(- 10; - 2).

Глаз: (- 10; 3).

“Такса”

 

Рисуем по координатам

(9; 0), (10; 1), (12; 2), (10; 9), (6; 12), (5; 16), (2; 16), (1; 17), (4; 17), (1; 19), (2; 20), (4; 19), (6; 19), (8; 18), (9; 14), (17; 13), (20; 10), (23; 8), (26; 4), (27; 1), (23; 4), (19; 6), (16; 7), (13; 0), (9; 0).

Глаз: (5; 18).

“Динозавр”

Для тех, кто не справился с графическим диктантом – самостоятельная работа по карточкам.

Координатная плоскость

Вариант _______

Задание: В прямоугольной системе координат

постройте прямую АВ, где А ( ; ) и В ( ; ),

постройте прямую СД, где С ( ; ) и Д ( ; ),

постройте прямую МN, где М ( ; ) и N ( ; ),

запишите в ответе координаты точек пересечения прямых.

7. Итог урока.

Итоговая оценка выставляется учеником (самооценка), и сдается на проверку учителю.

№ 1573 и 1572. (При наличии времени)

Домашнее задание: п. 43 – 45; № 1420, 1423.

Творческое задание: нарисовать на координатной плоскости рисунок, состоящий из ломаных и “зашифровать” его с помощью координат точек.