Цели:
- Закрепить знания, умения, навыки по теме “Координатная плоскость”.
- Развивать мышление, творческую активность, внимание, интерес к предмету.
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.
1. Организационный момент.
У каждого учащегося карточка, которая заполняется в ходе урока.
Ф.И. уч. |
Домашнее задание (самопроверка) | Повторение пройдю | Графю диктант |
Конкурс “Художников” | Самостю работа |
Итог |
2. Подготовительный этап.
Обсудить решение домашнего задания (самопроверка).
У кого есть вопросы? (Ответить на вопросы учащихся).
3. Повторение пройденного. (Приложение №1, на каждой парте)
Какие из этих пар не образуют координатную плоскость? Почему?
- Сколько чисел надо указать, чтобы задать положение точки на координатной плоскости?
- Как называют числа, задающие положение точки на координатной плоскости?
- Как называется первое (второе) из чисел, задающих положение точки на координатной плоскости?
- В какой четверти располагаются точки: В (4; - 2), С (- 3; 5), М (- 2; - 4), Е (5; 1), К (0; 6), Р (- 6; 0)?
- Запишите обозначение точки: С, если абсцисса 0, а ордината 5; М, если ее ордината – 3, а абсцисса 7.
Игра. “По океану катились волны. Они сменяли одна другую… Ни что не предвещало беду. Вдруг на горизонте появились странные корабли. Это были пираты. Чтобы наш корабль не попал в руки пиратов, необходимо узнать координаты нахождения пиратских судов. Определяйте координаты по порядку, начиная с первого”. Игра заключается в следующем. Слева расположены координаты пиратских кораблей. Справа – координатная плоскость с множеством точек (вражеские корабли). Задача состоит в том, чтобы правильно указать месторасположение корабля. Игра считается законченной, если не осталось ни одного корабля пиратов.
Отметьте точки на координатной плоскости: А (- 2; 4), В (- 4;- 5), С (8; 0), Д (- 4; 4), М (2; 3), Е (0; - 5), К (- 2; 0), Х (3; - 4), У (2,5; - 4,5).
4. Графический диктант.
Для проверки умения находить точки по координатам.
Учитель читает точку с координатами. Учащиеся определяют ее местоположение на координатной плоскости и соединяют ее ломаной с предыдущей точкой. В результате получается фигура.
(- 4; - 6), (- 4; - 5), (- 3; - 4), (- 4; - 3), (- 3; - 2), (- 5; 0), (- 5; 3), (-3; 5), (- 3; 6),
(- 2; 5), (0; 5), (1; 4), (2,5; 4), (3; 3), (1; 3), (3; 2), (- 1; 2), (1; 0,5), (1; - 1), (0; - 2), (1; - 3), (0; - 4), (1; - 5), (1; - 6), (- 4; - 6).
Глаз: (- 1; 4).
Должен получиться шахматный конь.
5. Чтение докладов.
Исторические сведения о Рене Декарте. (Выступления учащихся)
Физкультминутка.
6. Конкурс “Художников”.
Построить фигуры животных на плоскости, по заданным координатам.
Рисуем по координатам (- 7; - 2), (- 3; 4), (- 1; 4), (2; 7), (2; 4), (2; 4), (5; 4), (9; - 5), (10; - 9), (8; - 8), (5; - 10), (7; - 5), (3; - 2), (- 7; - 2). (0; 0),(0; 2), (2; 1), (3; 0), (0; 0). (- 4; 0), (- 4; 1), (- 3; 1), (- 3; 0), (- 4; 0). “Дельфин” |
Рисуем по координатам (- 5; - 10), (- 6; - 10), (- 8; - 12), (- 8; - 14), (- 7; - 15), (- 4; - 15), (- 3; - 14), (- 2; - 12), (0; - 5), (1; 0), (2; 3), (3; 2), (4; - 3), (6; 0), (8; - 4), (8; - 8), (10; - 4), (11; 1), (11; 5), (9; 8), (5; 11), (6; 13), (5; 11), (- 1; 12), (- 8; 9), (- 9; 7), (- 10; 2), (- 6; 5), (- 4; 4), (- 3; 1), (- 1; 3), (2; 3). “Зонт” |
Рисуем по координатам (- 6; 11), (- 8; 8), (- 11; 9), (- 11; 6), (- 14; 6), (- 13; 3), (- 16; 1), (- 3; - 2), (0; - 4), (1; - 4), (1; - 9), (0; - 10), (4; - 10), (2; - 9), (2; - 4), (3; - 4), (9; 1), (10; 3), (9; 6), (11; 7), (9; 7), (8; 8), (6; 8), (5; 6), (6; 3), (1; 3), (- 3; - 1), (- 6; 11). Глаз: (7; 6). “Птичка” |
Рисуем по координатам (- 10; 2), (- 12; 1), (- 14; 2), (- 9; 5), (- 7; 5), (- 9; 2), (11; 2), (11; - 1), (9; - 3), (9; - 2), (10; - 1), (10; 1), (8; 1), (9; 0), (7; - 4), (6; - 4), (6; - 2), (4; - 1), (- 4; - 1), (- 7; - 2), (- 9; - 4), (- 11; - 4), (- 10; - 2), (- 9; - 2), (- 9; 4), (- 10; 2), (- 11; -2), (- 10; - 2). Глаз: (- 10; 3). “Такса” |
Рисуем по координатам (9; 0), (10; 1), (12; 2), (10; 9), (6; 12), (5; 16), (2; 16), (1; 17), (4; 17), (1; 19), (2; 20), (4; 19), (6; 19), (8; 18), (9; 14), (17; 13), (20; 10), (23; 8), (26; 4), (27; 1), (23; 4), (19; 6), (16; 7), (13; 0), (9; 0). Глаз: (5; 18). “Динозавр” |
Для тех, кто не справился с графическим диктантом – самостоятельная работа по карточкам.
Координатная плоскость |
Вариант _______ Задание: В прямоугольной системе координат постройте прямую АВ, где А ( ; ) и В ( ; ), постройте прямую СД, где С ( ; ) и Д ( ; ), постройте прямую МN, где М ( ; ) и N ( ; ), запишите в ответе координаты точек пересечения прямых. |
7. Итог урока.
Итоговая оценка выставляется учеником (самооценка), и сдается на проверку учителю.
№ 1573 и 1572. (При наличии времени)
Домашнее задание: п. 43 – 45; № 1420, 1423.
Творческое задание: нарисовать на координатной плоскости рисунок, состоящий из ломаных и “зашифровать” его с помощью координат точек.