Развитие мышления и речи при изучении математики

Разделы: Математика


Природа щедро наделила человека, но два её дара трудно переоценить. Именно они помогли ему стать человеком. Это две особенности, свойственные только человеку: способность мыслить и передавать свои мысли, имеющуюся у него информацию другим людям посредством речи.

Способность чётко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимы каждому. В них нуждается учёный и руководитель предприятия, врач и преподаватель, агроном и рабочий, политический деятель и фермер. Совершенствовать эти два дара необходимо всю жизнь. От того, на сколько успешно удастся решить эти задачи, зависит многое, и прежде всего прогресс общества, научно-техническое развитие, экономическое и культурное процветание. Общество, которое не заботится о наращивании своего интеллектуального потенциала, обречено на деградацию, на потерю ранее завоёванных позиций. Вот почему все члены педагогического коллектива – математики и физики, биологи и химики, историки и географы – обязаны не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно настойчиво развивать мышление и приучать учащихся к правильной, ясной, убедительной, чёткой и краткой, но одновременно насыщенной смыслом речи.

Математика, в том числе и школьная, имеет огромные возможности для воспитания привычки к отчётливому мышлению и чёткой, логически совершенной речи. Чтобы успешно ответить на вопрос учителя, провести доказательство теоремы и самостоятельно решить задачу, нужно не только заучить материал, а самостоятельно размышлять. Ученик, не разобравшись в идее доказательства, обязательно при ответе допустит ту или иную неточность; для правильного ответа он должен понять систему рассуждения, ту мысль, которая положена в их основу. Опытный учитель без труда определит, понял учащийся материал или заучил; в математике это выявляется однозначно. Ученик должен показать в своём ответе умение не столько запоминать, сколько разбираться в структуре рассуждения, смысле условий теоремы, знать значения каждого слова в определении, самостоятельно мыслить.

При этом учитель математики должен обращать внимание на речь ученика, на её точность, краткость, логическую полноту и обоснованность рассуждений. В математической речи не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки. Впрочем, к этому следует стремиться и в обычной речи, поскольку лишние слова затрудняют понятие существа вопроса, на них затрачиваются внимание, время и мысль слушателя. Все такие слова и фразы следует безжалостно выкинуть за ненадобностью. Лишние слова и даже предложения могут быть сказаны для оказания эмоционального воздействия на собеседника или на группу учеников, для выяснения связей с практическими задачами или с другими научными дисциплинами. Но такие слова нельзя считать лишними, они педагогически и логически оправданы, поскольку ведут к лучшему пониманию дела, к проникновению в суть предмета, к выяснению связей с другими проблемами. “Мыслям должно быть просторно, а словам тесно”. Речь должна быть убедительной, краткой, ясной и одновременно изящной, возбуждающей мысль и эмоции.

В связи с этим необходимо напомнить слова Н.И. Лобачевского, написанные им в предписании директору училищ Саратовской губернии (1846): “…усмотренная в некоторых учениках наклонность к риторическим украшениям, нестрогости выражений и дикая фантазия…возлагают также на учителя словесности обязанность заботиться, чтобы сочинения были писаны ясно, изобиловали бы качеством мысли, а не украшений, которые допускать только тогда, когда ими выражается особенная мысль или действительно усиливается выражение. Темы для сочинений, по преимуществу, должны касаться истории, которой нравственное влияние для молодых людей так полезно по примерам высоких добродетелей и подвигов, увенчанных полезным успехом и награждённых благодарностью современников и потомства”. Приведённые мысли Лобачевского не потеряли своей актуальности и в наши дни, особенно в связи с тем, что за последние десятилетия мы ослабили внимание к воспитанию культуры как речи, так и мышления. [1]

К сожалению, на практике нередко математики не обращают должного внимания на то, как отвечает ученик, на небрежность его речи, а ограничиваются лишь содержанием ответа, его математической правильностью. Математик не может проявлять безразличие не только к содержанию, но и к форме ответа. Ведь то, что может сделать учитель математики, порой затруднительно для преподавателя литературы и истории. Действительно, именно на уроках математики школьник должен привыкать к краткой, предельно чёткой и логически отточенной речи. Именно на уроках математики следует приучать к тому, что даже в обычной речи следует избегать пустой болтовни, засоренной лишними словами и фразами, которые лишены смысловой и эмоциональной нагрузки.

Каждому человеку приходится выражать словами свои мысли, впечатления, желания, предположения, и во всех случаях нужно добиваться, чтобы требуемое передавалось точно, без искажений и возможности превратного толкования. А для этого необходимо, чтобы лишние слова и ненужные детали не затемняли основного содержания, чтобы каждый произносил всё то и только то, что требуется для полноценного понимания дела. Но если это нужно в повседневной жизни, то тысячекратно необходимо для педагогической работы.

Учителю, пожалуй, более чем представителям большинства профессий следует постоянно обращать внимание на свою речь и непрерывно её совершенствовать, добиваясь безукоризненной правильности и прозрачности. Каждое слово учителя, каждый сделанный им жест должны способствовать восприятию учащимися предмета изложения, процессу запоминания, содействовать развитию мышления учащихся. Речь учителя должна быть не только грамматически и литературно правильной, насыщенной идейным содержанием, но и эмоциональной, чтобы владеть вниманием учащихся, направлять их сознание к достижению определённой цели.

Учитель не должен забывать, что чёткая мысль и речь доступнее для восприятия, чем расплывчатая, неправильная, переусложнённая множеством придаточных предложений и отвлекающих украшений. Она должна быть не слишком медленной, так как при таком изложении теряется нить изложения, может ослабнуть интерес учащихся к предмету изложения, но не должна быть и излишне быстрой, поскольку большинству учащихся за ней трудно уследить, они будут пропускать некоторые части его изложения.

Преподаватель должен быть и психологом, чтобы уметь улавливать настроение аудитории, воспользовавшись этим, увлечь учащихся рассказом и повести за собой, за предметом изложения. Тот, кому не дороги интересы ученика, на это не может быть способен. Ученика необходимо уважать, и он должен быть убеждён в том, что учитель встречается с ним, чтобы сделать его совладельцем собственных знаний и умений, показать новые пути в науке, образовании, практической деятельности. Если учителю удалось найти духовный контакт с учеником, то для обеих сторон дело будет на много облегчено. И в этом установлении взаимного согласия и заинтересованности учителю и его слову принадлежит огромная роль.

Обучение должно приносить радость каждому обучающему, и этого следует добиваться; при этом возникает полезный и для ученика и для учителя интеллектуальный контакт, позволяющий избежать насильственного процесса передачи знаний, когда учащийся сопротивляется, а учитель пытается заставить его получить очередную порцию новых сведений. Практика показывает, что на уроках математики отсутствует интерес у ряда учеников к предмету. Причём такого безразличного отношения к приобретению нового может быть несколько.

  1. Непонимание того, о чём говорит учитель, возникшее из-за того, что где-то раньше произошёл разрыв понимания, появились пробелы.
  2. Формальное изложение материала. Учитель не привёл достаточных доводов для введения нового, и учащиеся не видят необходимости получения этого, как им кажется, ненужного знания.
  3. Ученик настолько увлечён чем-то другим, что отрицает необходимость изучения предмета, который его не интересует и отнимает время, мешает целиком отдаться предмету его увлечения.
  4. Есть учащиеся, которые не желают заниматься ничем, что требует малейшего умственного напряжения.

К каждой из перечисленных категорий учащихся нужны различные меры для восстановления нормального отношения к процессу обучения.

Для того чтобы познание математики доставляло учащемуся удовлетворение, нужно, чтобы он проник в суть идей этой науки и прочувствовал внутреннюю связь всех звеньев рассуждений, что только и позволяет понять глубокую и одновременно прозрачную логику математических доказательств. Если хотя бы раз ученик достигнет ясности в понимании сути дела, проникнет во внутреннюю связь понятий и рассуждений, логических выводов, то ему будет трудно удовлетворить впоследствии суррогатом знаний, который даёт заучивание без понимания, зубрёжка без вдохновения. К состоянию полной ясности он станет стремиться сам, без напоминаний и принуждений, поскольку у него появится идеал знания. И тогда к нему придёт удивительное открытие: работа собственной мысли требует значительно меньших усилий и затрат времени, чем зубрёжка. Тем самым освобождается масса времени для более глубокого понимания материала, а это, в свою очередь, облегчает решение задач, самостоятельное проведение доказательства теорем, которые давались с таким трудом при простом заучивании.

Для того, чтобы приучить учащихся мыслить самостоятельно, привить им твёрдую привычку надеяться в разрешении возникающих затруднений на собственные силы и разум, а также воспитать уверенность в практической неограниченности своих возможностей, необходимо заставить их пройти через определённые трудности, а не подавать им всё в готовом и до конца “разжёванном” виде.

Несомненно, что учащийся, не приученный к самостоятельному преодолению трудностей, к поиску выхода из затруднений, будет вынужден всю жизнь нести груз интеллектуальной неполноценности, постоянно испытывать нужду в том, кто выполнит за него умственную работу, даже очень примитивную. Для общества такой человек является балластом. Поскольку он ничего не может сам, ему нужна помощь, и он требует её, так как приучен со школы, что за него всю тяжесть его работы несёт другой – учитель, одноклассник или ещё кто-либо.

Преподаватель, особенно в начале обучения, должен так излагать предмет, чтобы заинтересовать учащихся, быть доступным для понимания. Ни в коем случае не должно быть места скуке, она – не желательная гостья в любую пору обучения. Лучшие учёные и педагоги давно заметили это. Например, превосходный математик и педагог первой половины 18 века М.В. Остроградский так сформулировал это положение: “… скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно. Она растёт, овладевает человеком и влечёт его к наибольшим излишествам…”. Если учащийся уже увлечён предметом, то эта отрава не так опасна, поскольку он требует не столько увлекательности, сколько содержательности изложения.

Этих же вопросов касается и Н.И. Лобачевский. В “Наставлении учителям математики в гимназиях” (от 16.VIII. 1830 г.) он писал: “…преподавание математики бывает только тогда успешным, когда ученики вполне понимают учителя, а потом должен он приспособиться к понятию слушателей, присоединять занимательность к своему преподаванию и не спешить вперёд идти, покуда ученики не будут в состоянии за ним следовать. Занимательность учения заключается в удовольствии понимать предмет и преподанное применять к решении вопросов. Учитель должен за решениями следить, руководствовать и каждого ученика в его хороших понятиях одобрять”. [1]

Список использованной литературы:

Л.Ф.Пичурин. “Воспитание учащихся при обучении математики”.