Цель: автоматизация звука [С] в словах.
Задачи:
- Коррекционные задачи:
- закрепление умение правильно произносить звук [С] в словах.
- закрепление умение согласовывать имена существительные с именами числительными.
- формирование навыков самоконтроля за речью.
- закрепление пространственных представлений, графического изображения звука
- совершенствование умения образовывать существительных, обозначающих род занятий людей.
- закрепление навыков изменять род имен существительных.
- Воспитательные:
- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.
- Развивающие:
- развитие просодики, внимания, памяти, мышления.
- развитие фонематического восприятия.
- развитие общей и мелкой моторики
- закрепление пространственных представлений.
- активизация словаря по теме: «Профессии и род занятий»
- Здоровьесберегающие:
- создание условий для комфортного самочувствия детей.
- укрепление психического здоровья детей.
- закрепление навыков правильного выполнения элементарного самомассажа.
Оборудование. Магнитофон с аудиокассетой, карточка с характеристикой звука, дорожки «Следы», игрушки (гномик, куб, мяч), предметные картинки, карточки для определения звука в слове, дидактическая игра «Звуковая мозаика», цветные карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
2. Игра «4 – лишний»
Логопед показывает картинки. Дети называют
картинки и находят лишнюю картинку, отвечая на
вопрос «Почему?»
Яблоко, груша, слива, капуста – капуста
Клен, ива, береза, сова – сова
Платье, юбка, рубашка, стакан – стакан
Картинки одной групповой принадлежности
удаляются, на панно остаются выделенные
картинки.
3. Сообщение темы
Логопед. Скажите, какой звук
повторяется во всех данных картинках?
Ответ детей.
Логопед. Правильно. Звук [С]. Сегодня мы
будем продолжать правильно произносит звук [С] в
словах.
4. Характеристика звука
Логопед. Дети, скажите звук [С] тихо,
громко, длительно коротко.
Дети произносят звук тихо и громко, длительно и
коротко.
Логопед. Скажите, как мы произносим его.
Ответ ребенка. (Губы в улыбке, язык опущен,
струя воздуха холодная в виде «ручейка»).
Логопед. Молодцы. А расскажите мне об
этом звуке.
Ответ ребенка. (Звук [С] согласный, твердый,
глухой, свистящий).
Логопед. Правильно. Молодцы. (стук в
дверь)
5. Основная часть
Логопед. Смотрите, кто к нам пришел в гости на занятие. Это мой старинный друг – Сан-Саныч. Он пришел не с пустыми руками, а с заданиями. Дети, выполним задания Сан-Саныча? (Да)
Произнесение слогов и слов с помощью карандаша:
Са-са-са – сани, сад, оса. (карандаш находится
между ладонями)
Со-со-со-сода, соки, колесо. (карандашом водим по
внешней поверхности правой ладони)
Су-су-су – судно, сумка, несу. (карандашом водим
по внешней поверхности левой ладони)
Сы-сы-сы – осы, косы, сыр. (крутим карандаш
подушечками пальцев правой руки)
Ска-ска-ска – скамейка, тоска, миска. (крутим
карандаш подушечками пальцев левой руки)
Логопед. Молодцы.
6. Отгадайте загадки и определите место звука в слове.
Логопед. Сан-Саныч хочет проверить вашу смекалку. Но еще больше ему интересно узнать сможете ли вы определить место звука [c] в словах-отгадках.
1. Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную,
А в целом мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную. (Столяр)2. Кто пасет овец и коз,
Там, где луг травой зарос. (Пастух)3. Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди
Мы пойдем сегодня в гости! (Сапожник)4. Труба подзорная при нем –
Смотрит в небо… (Астроном)
Логопед. Сан-Саныч говорит вам «Молодцы».
7. Игра с мячом «Он-она»
Логопед. Мы будем изменять слова. Я буду называть музыкантов-мальчиков, а вы измените мое слово так, чтобы можно было представить музыкантов – девочек.
Он пианист – она пианистка
Он баянист –
Он гитарист –
Он флейтист –
Он арфист –
(Оценить ответы детей)
8. Игра с кубиком «Посчитай-ка»
Логопед. Сан-Саныч – очень
общительный человек. Давайте, дети, узнаем,
сколько в своей жизни он повстречал людей. Вам
нужно кинуть кубик и сказать, например, 4
фокусника и т.д. Слова: фокусники, космонавты,
садовники, телефонисты, трактористы, стюардессы.
(Оценить ответы детей)
9. Игра «Звуковая мозаика»
Лист 4 х 4, жетоны синего и оранжевого цвета
Логопед. Отгадайте, что загадал Сан-Саныч. Я буду называть разные слова. Если в слове есть звук [c], кладите жетон синего цвета, если нет этого звука в слове – оранжевого цвета. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, затем третий и четвертый. Если будете внимательно слушать слова и правильно подбирать жетоны нужного цвета, у вас получится красивый узор.
Слова:
актриса журналист
пианист
футболист
каратист
пилот
банкир
официант
волейболист
рабочий
повар
продавец
гимнаст
гармонист
юморист тракторист
Логопед. Сан-Саныч хвалит вас за старание.
10. Физминутка
Подвижная игра «Море волнуется раз…» в
музыкальном сопровождении.
Фигуры: садовник, каратист, футболист, пианист.
11. Игра «Спорт-спортсмены»
Логопед. Сан-Саныч просит отгадать: кто играет в футбол? (теннис, хоккей, баскетбол); кто занимается фигурным катанием? (каратэ)
Логопед. Сан-Саныч очень рад, что вы справились с заданием.
12. Закрепление пройденного
Логопед. Пройдите по дорожке «следов» и вспомните слова со звуком С, которые мы произносили сегодня на занятии. Один след на дорожке – одно слово. Кто быстрее?
13. Итог
– Какой звук мы сегодня учились правильно
произносить?
– Кто к нам в гости пришел? Какие его задания вам
понравились?
– Какие задания вам показались трудными?
– Если вы справились со всеми заданиями, то
похлопайте себе в ладоши.
Вручение подарка Сан-Саныча.