Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе

Разделы: Логопедия


Цель: закрепление навыков правильного произношения звука [ц].

Задачи:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Закрепить навык произношения звука [ц] в слогах, словах, фразах.
  3. Совершенствовать навыки образования существительных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  4. Совершенствовать навыки образования формы родительного падежа множественного числа существительных.
  5. Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов.
  6. Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование:

Картинки – билеты на звук [ц]: цветы, цифры, огурец, дворец, кольцо, пуговица; картинки с изображением детенышей животных и их мам: тигрица – тигрёнок, медведица – медвежонок, волчица – волчонок, львица – львёнок, лисица – лисёнок, ослица – ослёнок, овца – ягнёнок, курица – цыплёнок, верблюдица – верблюжонок; поезд с вагончиками (для слогового анализа слова); сюжетные картинки для составления предложений.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Логопед показывает картинку с изображением цирка.

- Отгадайте, куда мы сегодня пойдем? (В цирк)

2.  Сообщение темы занятия.

- Какой первый звук в слове цирк? (Первый звук - [ц]). Все артисты в цирке любят звук [ц]. Сегодня мы будем учиться произносить этот звук.

3. Артикуляция и характеристика звука (у каждого ребенка зеркало).

Дети:

- Кончик языка за нижними зубами, спинка языка прижимается к бугоркам за верхними зубами, между зубами маленькая щелочка. Язык и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, образуют преграду, поэтому звук согласный. Звук [ц] – глухой (проверить рукой). Звук [ц] всегда твёрдый.

4. Развитие фонематического слуха.

- Что делают зрители в цирке, если им нравится представление? (Хлопают в ладоши.) Когда услышите звук [ц] - хлопните в ладоши:

    а) в слогах: ас, ац, со, цу, иц, сы....

    б) в словах: кольцо, колесо, пылесос, акация, цифры, танкист, цветы...

5. Речевая зарядка. Определение позиции звука в слове. Образование формы родительного падежа множественного числа существительных.

- Билет в цирк получит тот, кто правильно за мной повторит:

Ца - ца - ца - цапля, улица, пыльца.

Цы - цы - цы - зайцы, мельницы, птенцы.

Цо - цо - цо - деревцо, кольцо, крыльцо.

Ец - ец - ец - огурец, певец, пловец.

Ца - ца - ца - птица, улица, больница.

Дети получают билеты. На билетах картинки: цветы, цифры, огурец, дворец, кольцо, пуговица.

- Это вещи артистов цирка. Разложим их по сундукам. В первый сундук положите картинки, названия которых начинаются со звука [ц], во вторую – в которых звук [ц] слышится в середине слова, в третью – картинки, в названии которых звук [ц] в конце. Дети выполняют задание.

- Закончи предложение подходящим словом. (По картинкам)

Мы подарим артистам много... (цветов). В сказочной стране много... (дворцов). Чтобы сделать салат нужно много ... (огурцов). У девочки на платье много... (пуговиц). У царевны на пальцах много ... (колец). На математике мы узнали много... (цифр).

6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Вы хотите быть фокусниками? Будем превращать большие предметы в маленькие. Измените слово так, чтобы в нем появился звук[ц] .

платье – платьице окно – оконце зеркало - зеркальце мыло - мыльце дерево – деревце лужа – лужица одеяло – одеяльце блюдо - блюдце

7. Физминутка. Координация речи с движением.

Цирк зверей

Покажите мне скорей
Кувыркается мартышка,
Настоящий цирк зверей.
На машине едет мишка,
Как танцует нам фокстрот
Словно шустрый белый мячик
Неуклюжий бегемот,
Скачет по манежу зайчик.
Как гарцуют на площадке
А в конце, все как артисты,
Три нарядные лошадки,
Поклонились в пояс низко.

8. Слоговой анализ слова.

Пока звери выступали, их детеныши убежали из цирка и потерялись. Помогите малышам найти своих мам. Я отведу тигренка к тигрице.

Дети составляют аналогичные предложения со словами: медведица, волчица, львица, лисица, ослица, овца, курица, верблюдица.

Хорошо, что мы помогли родителям найти своих детей, ведь цирк уезжает на гастроли. Рассадите животных по вагонам. В слове лисица 3 слога. Лисица поедет в третьем вагоне.

Дети определяют количество слогов в словах и рассаживают животных в вагончики в соответствии с цифрой.

9. Работа над предложением.

- На память о цирке клоун дарит вам веселые картинки. Рассмотрите их и составьте предложения.

Дети составляют предложения. (Дети пришли в цирк. Дрессировщица учит тигров танцевать. Фокусник достал из шляпы курицу и зайца. Цирковые собачки знают цифры. Жонглер подбрасывает вверх разноцветные блюдца. Артистам подарили много цветов)

10. Подведение итогов. Оценка работы детей.

Используемая литература:

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. – Москва, 1999.