Сейчас стало очень “модно” говорить о новых педагогических технологиях, так как идёт реформирование профессионального образования. Изменяются программы, стандарты, учебные планы. Очень остро стоит вопрос перед учителем, как научить учащихся получать знания, использовать их на практике. Какими технологиями, средствами и приёмами должен овладеть современный учитель, чтобы добиться поставленной цели.
Наиболее интересной представляется технология развития критического мышления с набором методических приёмов и стратегий. Данная технология позволяет повысить мотивацию, эффективность занятий. Она помогает построить урок интересно, захватывающе и побуждает учащихся к активной работе на уроке. Д. Клустер сказал: “Критическое мышление есть мышление социальное, всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими”. Если систематически использовать данную технологию, то будут создаваться необходимые условия для индивидуального развития каждого ученика:
- Уроки не будут похожими, не будет привыкания, так как невозможно предсказать, какие методические приёмы и стратегии будут использованы учителем на данном уроке;
- Пройденный материал постоянно повторяется и удерживается в памяти надолго;
- Проходит чувство боязни и страха (некоторые учащиеся не могут отвечать перед классом, так как боятся, что над ними будут смеяться, если они допустят ошибку). Работая в группе со своими друзьями, они читают или отвечают на вопросы, зная, что их поправят;
- Учащиеся чаще проявляют инициативу и самостоятельность;
- Повышается активность учащихся на других уроках.
Одним из наиболее частых методических приёмов, используемых на уроках, является написание “Синквейна”. Учащиеся могут проявить творчество, перерабатывают полученную информацию и кратко излагают мысль в “Синквейнах”.
Вот один из примеров написания некоторых синквейнов (на основе текста “Ein neues Gesicht”):
Kaufmann;
reich, geachtet;
kauft, verkauft, betrugt;
Geiz ist die Wurzel allen Ubels;
Unmensch.
Computer;
modern, smart;
Performs, stores, converts;
Plug-and-play;
Hardware;
(Cтр. 160, упр. 15.2, И.П. Агабекян. “Английский язык”, 2007 г.)
Наиболее “удачные” стихи красочно оформляются и помещаются в “Портфолио учащихся”.
При работе с текстом полезным является методический приём З-Х-У. С помощью этого приёма можно проконтролировать работу каждого учащегося и оценить в конце урока.
Пример составления таблицы по теме: “London” (стр. 262-263, “600 устных тем по английскому языку”, Дрофа. Москва, 2002):
I know | I want to know | I learned |
1. London is the capital of Great Britain. 2. London is situated on the river Thames. 3. Big Ben is the biggest clock. 4. Trafalgar Square is in the center of London. 5. The Queen is the head of state. |
1. About the city. 2. About the Buckingham Palace. 3. About the British Museum. |
1. The City is the financial and business centre of London. There are a lot of banks. Admiral Nelson is buried in St. Paul’s Cathedral. 2. Westminster Abbey is a national shrine, where the Kings and Queens are crowned and famous people are buried. 3. The Buckingham Palace is the Royal residence. There are 600 rooms and 3 miles of red carpet in the palace. 4. The British Museum was opened in 1753 and consists of collections of 3 rich men. This collection is enormous. |
Первые 2 столбика заполняются на основе текста, а 3 колонку (в зависимости от уровня знаний) можно заполнить на слух.
Заполняя колонки, обсуждая их в классе, анализируя материал, учащиеся затренировывают его и без труда делают монологическое высказывание по данной теме. Учащиеся могут создавать презентации и делать прекрасные сообщения.
На уроках часто используется стратегия “кластер”. Она уже давно введена в учебник Г. Воронина, И. Карелина “Deutsch. Kontakte”. Данный приём помогает расширить лексический запас и обобщить пройденный материал. Учащиеся записывают в тетрадях ключевое слово, а вокруг этого слова – слова и фразы, которые ассоциируются у них с данной темой. “Кластер” можно составлять на стадии “Вызова” и на стадии “Рефлексии”.
“Кластер” по грамматике всегда висит у доски, дополняется по мере изучения грамматического материала, позволяет удерживать в памяти языковой материал, особенно если развита зрительная память.
При чтении текстов с необычной концовкой часто используется стратегия “Прогнозирование” и “Предсказание”, а также методический приём “Чтение с остановками и вопросы Блума”. В основном это бывает на обобщающих уроках или уроках контроля чтения. Текст делится на 3-4 части, печатается с пробелами между частями. Сначала учащимся предстоит по названию определить, о чём пойдёт речь в тексте. Варианты ответов помещаются на доску, и когда текст будет прочитан до конца, можно увидеть, есть ли правильные прогнозы. Учащиеся читают текст (обычно работа проводится в группах), исправляют друг друга, если есть фонетические ошибки, и следят, чтобы “остановка” была сделана вовремя. Во время прочтения можно пользоваться словарём. После первой остановки учитель задает вопросы или подбирает такие задания, которые побуждают учащихся мыслить. Это может быть перевод отдельных слов и предложений, поиск синонимов, антонимов, “толстые и тонкие” вопросы, продолжить предложение. Когда текст прочитан до конца, учащимся предлагается поставить данные предложения последовательно, как они идут в тексте. Можно придумать своё окончание рассказа, инсценировать текст, подобрать пословицу или поговорку, отражающую смысл текста. На этапе “Рефлексия” учащиеся пишут эссе.
Ваше желание, поиск и творчество приведут к решению поставленных задач!