Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-9 классов и реализуется на основе следующих документов:
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:
Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5–11 кл.”/Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. - 3-е изд., -М. Дрофа, 2002; 4-е изд. -2004 г.
Стандарт основного общего образования по математике.
Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. -2004 г., №4.
Структура документа
Рабочая программа по алгебре представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика, геометрия, элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладения навыками дедуктивных рассуждений. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучение смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- развивать представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению задач и нематемаческих задач;
- получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- развить логическое мышление и речь - умение логически обосновать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представление об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики отводится не менее 875 ч. из расчёте 5 ч. в неделю с V по IX класс. Программа рассчитана на 875 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 90 учебных часов для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Педагогические технологии, применяемые в процессе обучения:
- технология коммуникативного обучения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационная технология;
- здоровьесберегающих технологии.
Здоровьесберегающих технологии, применяемые в процессе обучения:
- зарядка для глаз;
- смена видов деятельности;
- эмоциональная разрядка;
- построение урока в соответствии с динамикой внимания, учитывая время каждого задания.
Раздел II. Учебно-тематический план
№ |
Содержание |
Количество часов. |
Всего |
||
Теория |
Практика (к/р, с/р) |
||||
Глава 1. Действительные числа. | 19 |
||||
1 |
Натуральные числа. | 3 |
1 |
4 |
|
2 |
Рациональные числа. | 3 |
2 |
5 |
|
3 |
Действительные числа. | 8 |
2 |
10 |
|
Глава 2. Алгебраические выражения. | 72 |
||||
4 |
Одночлены. | 7 |
2 |
9 |
|
5 |
Многочлены. | 13 |
5 |
18 |
|
6 |
Формулы сокращенного умножения. | 14 |
5 |
19 |
|
7 |
Алгебраические дроби. | 14 |
4 |
18 |
|
8 |
Степень с целым показателем. | 7 |
1 |
8 |
|
Глава 3. Линейные уравнения. | 21 |
||||
9 |
Линейные уравнения с одним неизвестным. | 4 |
2 |
6 |
|
10 |
Системы линейных уравнений. | 12 |
3 |
15 |
|
Повторение. | 7 |
1 |
8 |
||
Итого: |
92 |
28 |
120 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Глава I. Действительные числа (19 ч.)
$1. Натуральные числа (4)Натуральные числа и действия с ними. Степень числа. Простые и составные числа. Делители натурального числа. $2. Рациональные числа (5) Обыкновенные дроби. Конечные десятичные дроби. Разложение обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь. Периодические десятичные дроби. Периодичность десятичного разложения обыкновенной дроби. Десятичное разложение рациональных чисел. $3. Действительные числа (10). Иррациональные числа. Понятие действительного числа. Сравнение действительных чисел. Основное свойства действительных чисел. Приближение числа. Длина отрезка. Координатная ось.
Глава II. Алгебраические выражения (72 ч.)
$4.Одночлены (9).Числовые выражения. Буквенные выражения. Понятие одночлена. Произведение одночлена. Стандартный вид числа. Подобные одночлены. $5. Многочлены (18). Понятие многочлена. Свойства многочленов. Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена на многочлен. Произведение многочленов. Целые выражения. Числовое значение целого выражения. Тождественное равенство целых выражений. $6. Формулы сокращённого умножения (19). Квадрат суммы. Квадрат разности. Выделение полного квадрата. Разность квадратов. Сумма кубов. Разность кубов. Применение формул сокращённого умножения. Разложение многочлена на множители. $7. Алгебраические дроби (18). Алгебраические дроби и их свойства. Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю. Арифметические действия над алгебраическими дробями. Рациональные выражения. Числовое значение рационального выражения. Тождественное равенство рациональных выражений. $8. Степень с целым показателем (8). Понятие степени с целым показателем. Свойства степени с целым показателем. Стандартный вид числа. Преобразование рациональных выражений.
Глава III. Линейные уравнения (21 ч.)
$9. Линейные уравнения с одним неизвестным. Уравнения первой степени с одним неизвестным. Линейные уравнения ч одним неизвестным. Решение линейных уравнений с одним неизвестным. Решение задач с помощью линейных уравнений. $10. Системы линейных уравнений (15). Уравнения первой степени с двумя неизвестными. Системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными. Способ подстановки. Способ уравнивания коэффициентов. Равносильность уравнений и систем уравнений. Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными. Решение задач при помощи систем уравнений первой степени.
Повторение (8 ч.)
Календарно-тематическое планирование (Приложение)
Раздел IV. Требования к уровню
подготовки учащихся за курс алгебры 7 класс.
знать: формы записи чисел в виде обыкновенной и десятичной дроби; иметь представление о действительном числе как о отрезке и умение изображать числа на координатной оси. Уметь: все действия с действительными числами.
знать: определение числовых и буквенных выражений и алгебраических дробей, формулы сокращённого умножения. Уметь: выполнять преобразования с одночленами и многочленами, примененять формулы сокращенного умножения для преобразования квадрата и куба суммы и разности в многочлен, для разложения многочлена на множители. применять основное свойство дроби и выполнять над алгебраическими дробями арифметические действия.
знать: степень с целым показателем и ее свойства; стандартный вид числа; преобразование рациональных выражений, записанных с помощью степени с целым показателем. Уметь: выполнять арифметические действия с числами, записанными в стандартном виде, и преобразовывать рациональные выражения, записанные с помощью степени с целым показателем.
знать: уравнения первой степени с одним неизвестным. Линейные уравнения с одним неизвестным. Системы линейных уравнений. Уметь: решать ли нейные уравнения; решать задачи с помощью линейных уравнений; решать системы двух линейных уравнений.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебник: Алгебра 7. / С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин / М.: Просвещение, 2007 г.
Дополнительная литература:
- Дидактические материалы по алгебре.7 класс. / М.К.Потапов, А.В.Шевкин / М: Просвещение, 2002г
- Разноуровневые дидактические материалы по алгебре. 7 класс. / Н.Г. Миндюк, М.Б. Миндюк. / М.: Генжер, 1999. – 95 с.
- CD-диск “Уроки алгебры Кирилла и Мефодия-7кл.”
Раздел IV. Требования к уровню
подготовки учащихся за курс алгебры 7 класс.
знать: формы записи чисел в виде обыкновенной и десятичной дроби; иметь представление о действительном числе как о отрезке и умение изображать числа на координатной оси. Уметь: все действия с действительными числами.
знать: определение числовых и буквенных выражений и алгебраических дробей, формулы сокращённого умножения. Уметь: выполнять преобразования с одночленами и многочленами, примененять формулы сокращенного умножения для преобразования квадрата и куба суммы и разности в многочлен, для разложения многочлена на множители. применять основное свойство дроби и выполнять над алгебраическими дробями арифметические действия.
знать: степень с целым показателем и ее свойства; стандартный вид числа; преобразование рациональных выражений, записанных с помощью степени с целым показателем. Уметь: выполнять арифметические действия с числами, записанными в стандартном виде, и преобразовывать рациональные выражения, записанные с помощью степени с целым показателем.
знать: уравнения первой степени с одним неизвестным. Линейные уравнения с одним неизвестным. Системы линейных уравнений. Уметь: решать ли нейные уравнения; решать задачи с помощью линейных уравнений; решать системы двух линейных уравнений.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебник: Алгебра 7. / С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин / М.: Просвещение, 2007 г.
Дополнительная литература
- Дидактические материалы по алгебре.7 класс. / М.К.Потапов, А.В.Шевкин / М: Просвещение, 2002 г.
- Разноуровневые дидактические материалы по алгебре. 7 класс. / Н.Г. Миндюк, М.Б. Миндюк. / М.: Генжер, 1999. – 95 с.
- CD-диск “Уроки алгебры Кирилла и Мефодия-7 кл.”