Путешествие "В гостях у вятичей"

Разделы: История и обществознание


Образовательная цель: обобщить и закрепить полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни племени вятичей X–XI веков; обобщить и закрепить знания об архаичных словах понятиях; закрепить сведения о смысле пословиц и поговорок; расширить представления о древнерусских ремеслах.

Воспитательная цель: через познание истории родного края, прививать любовь к народным традициям, любовь к своей Родине.

Развивающая цель: развивать умение работать с информационной и научно-публицистической литературой, совершенствовать навыки групповой (коллективной) деятельности, развивать реакцию и скорость при ответах на поставленные вопросы, помочь раскрыть свои умения, навыки, полученные на уроках и в различных кружках.

Форма: заочное путешествие.

Оформление: стенды с работами девочек “Вышивка крестом по славянским мотивам”; рисунки по мотивам русских сказок, элементам костюма, занятий вятичей; костюмы участников.

Методическое обеспечение: историческая карта “Киевская Русь”; карта “Подольск и его окрестности”; видеофильм “Начало” (фильм первый о Москве, фрагмент); магнитофонная запись “Былинные наигрыши”.

Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр.

Подготовка: за месяц до путешествия учащимся объявляется тема путешествия.

Актуализация знаний: путешествуя, вам предстоит пройти исторические вехи и географические пункты, связанные с историей славянского племени вятичей. Узнать о быте, народных традициях, народном творчестве вятичей. Познакомиться с ремеслами, попытаться возродить некоторые из них. Путешествовать всегда легче небольшими группами, поэтому вы разделитесь на “дружины”. Чтобы встречи на дроге были мирными и интересными, Совет Старейшин (учителя истории, литературы, технологии, члены исторического кружка 9 класса) разработал задания, которые помогут продвижению дружин. Этот же Совет подведет итоги путешествия. Каждый из вас должен рассказать о чем-то своем, что запомнилось больше всего.

Учащиеся разбиваются по желанию на 4 дружины, которые возглавят наиболее знающие историю и уважаемые в коллективе мальчики.

Задания для дружин

1 дружине – узнать, кто такие, где жили, как выглядели вятичи. На уроках технологии сделать куклы. Одеть их в традиционные одежды вятичей.

2 дружине – подготовить рассказ о занятиях вятичей, рисунки, иллюстрирующие занятия, ремесленные изделия, вышивки по славянским мотивам.

3 дружине – рассказать о религиозных верованиях, нашедших свое отражение в сказках, легендах. Изготовить куклы-обереги, нарисовать иллюстрации по мотивам русских сказок.

4 дружине – познакомиться с праздниками, обрядами, народными традициями вятичей. Найти описание старинных игр, рецептов блинов.

На празднике присутствуют гости: Совет Старейшин, ребята из фольклорной студии подросткового клуба “Орбита” (находится в нашем микрорайоне).

Примечание: в перерывах между выступлениям дружинников, звучат былинные наигрыши в исполнении ансамбля гусляров (маг. запись).

До путешествия проведена экскурсия в Подольский краеведческий музей по теме "Археология Подольска и его окрестностей", где учащиеся не только прослушали лекцию, но и увидели предметы быта вятичей, найденные во время раскопок в Подольском районе.

Ход путешествия

1. Звучит музыка “Былинные наигрыши”. На фоне музыки идет вступительное слово учителя: Каждому человеку свойственно любить свой народ и гордиться принадлежностью к нему. Эта любовь начинается с осознания таких понятий как “кто я?”, “откуда я?”, “кто мои предки?”. Мы с вами говорили об этом, когда составляли свою родословную, выясняли, почему отмечаем день рождения, рассказывали о своих родителях, бабушках и дедушках.

Сегодня разговор пойдет о более далеких наших предках, тех, кто жил на подольской земле тысячу лет назад, о племенах вятичей. Вы узнали много интересного, хорошо подготовились к нашему “путешествию”. Вам предстоит внимательно слушать друг друга, чтобы уверенно отвечать на вопросы Старейшин. А так же, ответить на главный вопрос: какие качества в человеке вятичи ценили более всего. Итак, мы начинаем…

Ведущие путешествия – члены исторического кружка (старшеклассники):

Давай займемся стариной.
Представь себе, приятель мой,
Что там, где столько крыш вдали,
Огромный лес стоял когда-то,
Дубы могучие росли,
Шумели липы в три обхвата,
Полянки вместо площадей,
А вместо улиц - перелоги.
И стаи диких лебедей,
И рев медведицы в берлоге,
И на заре на водопой,
Где плещет свежесть ключевая,
Шли лоси узкою тропой,
Рогами сучья задевая...
Текла река в лесах, лугах,
Ладьи скользили по теченью.
А на высоких берегах
Виднелись тут и там селенья.
Славянский люд в них проживал
С десятого, быть может, века.
Природы щедрые дары
Ценить уже умели люди.
Для них копили пчелы мед,
Растила птиц трава густая.
Они пасли в лугах стада,
Пахали землю под пшеницу.

(Н. Кончаловская. Наша древняя столица)

Ведущий: слово первой дружине.

1-й дружинник: вот что рассказывают историки:

В "Повести временных лет" сказано "вятко еде с родом своим по оце, от негоже прозвашася вятичи". Из этого можно сделать вывод, что название вятичи происходит от имени Вятко - вождя племенного объединения или рода.

Вятичи двигались по Оке, ее притокам и более мелким рекам, таким как Пахра. В поисках удобных мест для жилья и пахоты они постепенно "оседали, соседствуя с местными угро - финами. Вятичи платили дань Хазарскому каганату, а затем их подчинил Святослав. В летописи под 966 годом говорилось "вятичи победи Святослав и возложи на дань от плуга, якоже и отец его имаше". (Рассказ сопровождается работой с картой)

2 дружинник: подольский край всегда привлекал археологов. Начало изучения относится к 60-м годам XIX века. Первые раскопки, сделанные у села Потапово, дали возможность составить представление о внешнем виде людей, населявших Подольский край. “Люди высоки ростом: 2аршина 6 вершков (1 аршин - 71,12 см, вершок - 4, 4 см.). Русоволосые и темно-русые”. Мы посчитали и установили, что в нашем исчислении рост вятичей составлял приблизительно 1 м 68 см. (Показ рисунков)

3-й дружинник:

Реконструкция дала возможность восстановить наряд вятичей. Платья шили из льняных, реже из шерстяных тканей, окрашенных в красный цвет. Рукава были длинные, просторные. Чтобы рукава не сползали, их прихватывали браслетами. Вокруг ворота в сочетании белого и красного цвета выделялась вышивка. По другим источникам женщины носили белые рубахи, ворот и рукава были украшены вышивкой, а поверх надевали синюю клетчатую поневу. В союз племен вятичей входили несколько племен и у них могли быть некоторые различия. На ногах носили вязаные чулки и липовые лапти, реже - кожаную обувь - низкие полусапожки на тонкой подошве.

4-й дружинник: Самой сложной и разнообразной частью женского туалета оказался головной убор. В одном случае шерстяная тесьма с бахромой, повязанная вокруг головы, спускалась ярусами по обе стороны лица. В другом случае мы видим убор типа кокошника, обшитого по краю золотой тесьмой. Были вятички, которые делали головной убор на плотном берестяном каркасе и покрывали сверху нарядной, шитой золотом материей. Волосы носили распущенными, или собирали сзади в пучок. Обязательным дополнением головного убора были привески с семью лопастями.

6-й дружинник:

Мужскую одежду шили из льняной ткани и шерстяных материй. Мужскую рубаху подпоясывали. Пояса украшались литыми бляшками. К поясу подвешивались различные мелкие предметы: огниво, железный нож. На ногах носили липовые лапти. Неизвестно, какого покроя были шапки. Шили их, очевидно из материи, а зимние - из меха. ( во время рассказа ребята показывают свои рисунки, а девочки демонстрируют кукол в одеждах вятичей, которые сшили на уроках технологии)

Ведущий: Спасибо дружинники. Теперь для всех маленькое испытание. Мы загадаем вам загадки, а вы попытайтесь их отгадать.

Что в хлебе родится, а есть не годиться? (Василек)

Не драгоценный камень, а светит? (Лед)

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова? (Береза)

Ведущий: о своих находках расскажет вторая дружина.

1-й дружинник: Во время многочисленных раскопок в Подольском крае было найдено много горшков, в которых находилось зерно. Это свидетельствовало о том, что основным занятием наших предков в ХI-ХIII вв. стало земледелие. Обработка земли была нелегким делом. Выращивали злаки: рожь, ячмень, просо, а также горох, чечевица. Ржаной хлеб являлся основным продуктом .

2-й дружинник: Наши предки занимались бортничеством - сбором дикого меда. В районе современного парка им. Талалихина города Подольска прежде находился Добрятинский лес, один из лучших бортных лесов в междуречье Волги и Оки. 1 августа начинался сбор меда. Вятичам приходилось охранять свой урожай и от соседей, и от медведей.

3-й дружинник: Детей тоже с раннего детства приучали к работе. С 9 лет мальчиков учили ездить на лошади, загонять во двор скотину, стеречь ночью лошадей. С 13 лет они уже боронили поле, пахали, ходили на сенокос.

4-й дружинник: Девочки с 7 лет умели прясть, в 13 - вышивать, в 1 4 лет - шить рубахи. Мы попытались представить себя вятичками и сделали вот такие вышивки, (демонстрируют свои вышивки).

5-й дружинник: Люди были чуткими к чужим бедам. Они очень хорошо понимали, что такое взаимопомощь и взаимовыручка. Случалось, что приходилось топить печи, ухаживать за скотом, где все были больны. Милосердие было главным правилом жизни. Не дать краюху хлеба, не пустить на ночлег страдающего человека считалось большим грехом.

6-й дружинник: Осуждалась лень. Про лентяев люди говорили, что они “бьют баклуши” Баклушами называли деревянные плахи, из которых делали ложки. Заготовка баклуш считалась легким, несерьезным делом.

7-й дружинник: Искусными были и ремесленники. Во время раскопок найдены различные предметы. Очень много черепков - остатков гончарной посуды. В 1975 году старшеклассники нашей школы участвовали в раскопках в д. Луковня. Вот так выглядели остатки посуды (показывают черепки), а так она выглядела после работы воссоздания ее археологами (фото).

8-й дружинник:Жили вятичи в деревянных избах, так как лес был основным строительным материалом в изобилии росшем вокруг. Мы попытались представить, как могли выглядеть эти избы. (Рисунки изб). Представим себе, как заря играет в окнах домов, на кружеве наличников.

9-й дружинник: Деревенский мастер вырезал на оконных ставнях петухов, и это было понятно каждому. Петухи своим криком возвещали о начале утра, были деревенскими часами. Ни одно жертвоприношение не обходилось без заклания петушка, редкая сказка о животных не упоминала о петухе... Поутру открывались ставни, и люди на створках видели резных петухов - образное напоминание о том, что пора пришла потрудиться. А какие сказки о петушке вы знаете? (Рисунки)

Ведущий: Итак, свой рассказ закончила вторая дружина. А, всех ждет очередное испытание. Предлагаем принять участие в соревнованиях самых речистых дружинников. Вам необходимо проговорить как можно быстрее и четче скороговорки.

  • Из-под топота копыт пыль по полю летит.
  • Полпогреба репы, полколпака гороху.
  • Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером, (победители награждаются).

Ведущий: Эстафету принимает третья дружина. О чем рассказали сказки, легенды.

1-й дружинник: У каждого народа есть свои, не похожие обычаи, сказки, легенды, особый склад мышления. У вятичей было свое представление о добре и зле. Им казалось, что каждый дом в деревне находился под покровительством духа, приглядывавшего за скотом, оберегавшего огонь в очаге и по ночам выходившего из-под печки полакомиться приношением, оставленным ему заботливой хозяйкой.

2-й дружинник: Каждое живое существо, соприкасавшееся с человеком, было наделено особыми чертами. Лесные звери представлялись какими-то оборотнями, в большинстве своем враждебные человеку. Волками оборачивались колдуны... (вспомните, какие вы помните сказки об этом). Крупнейший хищник наших лесов - медведь почитался особо. Свидетельством тому многочисленные сказки, которые известны с детства любому ребенку. Глиняные изображения медвежьих лап клали в могилы, медвежьи клыки носили в ожерельях. Такие ожерелья были найдены в захоронениях во время раскопок в Подольском районе, и в других районах Московской области.

- Какие сказки вы можете назвать? (Идет показ рисунков, сделанных по мотивам русских сказок о тотемных животных)

3-й дружинник: Помимо зверей, лесная чаща оказалась наполнена какими-то бесчисленными враждебными духами. В каждой реке жил водяной, в лесах - лешие. Вятичи пытались отгородиться от злых духов. Искусство приходило им на помощь. Это нашло отражение в одежде. Ворот рубахи, платья, подол, рукава у запястья украшались специальным орнаментом. По вышивке можно было многое рассказать, особенно о женщинах. (Вот посмотрите - идет показ вышивок и рассказ о том, что чаще всего вышивали на полотенцах, фартуках)

Ведущий: Молодцы, дружинники. Не только много интересного узнали, но и интересные коллекции подготовили. А мы сейчас проверим, как внимательно вы слушали рассказы.

Объясните происхождение крылатой фразы – “бить баклуши”.

Ведущий: слово четвертой дружине.

1-й дружинник: Вятичи долгое время не принимали христианство, оставаясь язычниками. Поэтому мы расскажем о языческих верованиях. Вятичи были солнцепоклонниками, как и все земледельческие народы того периода. Они знали положение 8 активных точек солнца. Именно на эти точки приходились основные праздники. Праздновать вятичи любили. Предаваться унынию считалось непозволительным, именно в таком состоянии в человека вселяется хворь. Они любили обрядовые игры, веселье, всевозможных ряженых, скоморохов, кулачные бои, катание в санях, хороводы.

2-й дружинник: у нас в гостях ребята фольклорной студии ММИК “Орбита”, учащиеся нашей школы. Они помогут нам песнями, хороводами, играми представить верования вятичей более ярко и образно. Вас мы просим встать в круг и поучаствовать в этих обрядах.

3-й дружинник: С 25 декабря - дня зимнего солнцестояния, когда солнце только народилось, начинался праздник “Коляда” ( коляд-круг, солнце). И длился он 12 дней, которые символизировали 12 месяцев года. Этот праздник был шумным и веселым. Молодежь обходила все дома, у каждого двора кликали “Коляду”. Песни адресовались либо всей семье, либо отдельно хозяину и хозяйке, им желали всех благ и требовали вознаграждения. (поются колядки).

4-й дружинник: Весной начинался радостный цикл праздников солнца. Особое место занимала Масленица. Масленицу праздновали шумно, весело в течение недели, шумно, весело. Это были проводы зимы. На масленицу устраивались пиры с непременными блинами - символом солнца, катание с гор. Провожали соломенное чучело божества зимы – Мару - Маруху, злую старуху, сжигали его за селом.

5-й дружинник: Пелось много песен, Масленицу прославляли, посмеивались, провожали, разговаривали с ней, как с живым существом. (Поют несколько куплетов). В праздновании масленицы принимали участие люди всех возрастов, но особое место отводилось детям. Устраивались игры. Мы предлагаем вам поиграть в некоторые из них.

(Игру проводят ребята из фольклорного коллектива)

Ведущий: Наше заочное путешествие подходит к концу. Вы узнали очень много интересного о наших предках - вятичах. Это лишь начало, впереди нас ждут другие увлекательные путешествия. А сейчас настало время подвести итоги и наградить самые активные дружины.

Но прежде, вы должны ответить на вопрос, заданный в самом начале путешествия: какие качества в человеке вятичи ценили более всего.

Выслушиваются ответы. После этого вручаются грамоты лучшим знатокам истории племени вятичей такого содержания: Грамота сия дана гостю именитому славного славянского племени вятичей в … лето … месяца … день. Дабы, всяк усомниться не мог, что не вымысел праздный, не фантазии буйство сказ его восхищенный о преданиях, былинах, о красотах нетленных, что явью предстали пред ним в славном племени вятичей.

Ведущий: вас ждет еще один сюрприз. По вашим найденным рецептам, бабушки приготовили вкусные, ароматные блины с медом и чай на травах.

Путешествие заканчивается чаепитием. (Музыкальное сопровождение – “былинные наигрыши”)

Использованная литература

1. Нестор "Повесть временных лет". Пересказ Марины Замотиной. Можайск. РООССА. 2007 г. стр. 159.

2. В.А.Поцелуев, И.В. Петреев "Подольск и его окрестности", целая глава которой посвящена славянским племенам вятичей. С нее началось исследование. М., 2001 г.

3. Д. Д. Панков "Очерки по истории Подольска" ч. 1, М., 1997 г. позволила найти дополнительно интересные сведения о раскопках на территории города Подольска.

4. В.Калашников. Боги древних славян. Эта книга помогла представить наглядно религиозные верования и празднества славянских племен.

5. Афанасьев. Русские народные сказки. (Любое издание)

6. Н.Кончаловская. Наша древняя столица. Часть 1, М., 1978 г.