Цель урока:
1) Заключить и систематизировать знания, закрепить навыки решения качественных и расчетных задач.
2) Научить учащихся применять знания в новой ситуации, развить умение понимать окружающие явления.
3) Развить логическое мышление и творческую активность учащихся.
4) Осознание жизненной значимости знаний по предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация.
Тест
1.Обозначение количество теплоты
1) с 2) m 3) Q 4) L .
2.Физическая величина, показывающая какое количество теплоты необходимо для изменения температуры вещества массой 1 кг на 1 ºС.
1) λ 2) q 3) с 4) t
3.Обозначение удельной теплоты плавления.
1) λ 2) F 3) q 4) V
4) Физическая величина, показывающая какое количество теплоты выделяется при полном сгорании 1 к г топлива.
1) c 2) q 3) λ 4) Q
5. Единица измерения удельной теплоемкости.
1) Дж 2) Дж/кг 3) Па 4) Дж/кгºС
6. Единица измерения количества теплоты .
1) Дж 2) ºС 3)Дж/кг 4) кг
7. Формула, которая применяется для вычисления количества теплоты при нагревании или охлаждении .
1) Q = cm ∆t 2) Q = λm 3) Q = qm 4) m = ρV
8. Формула применяемая при процессе плавления или отвердевания.
1) Q=qm 2)Q=λm 3)Q=cm∆t 4)Q=Lm
9. Какой из графиков соответствует процессу плавления.
10. Какой из графиков соответствует процессу нагревания без перехода в другое агрегатное состояние.
11.Прибор для измерения температуры.
1) мензурка; 2) термометр; 3) весы; 4) калориметр.
12. Теплоизолированный прибор, применяемый во многих опытах по тепловым явлениям.
1) мензурка; 2) калориметр; 3) термометр; 4) весы.
III. Решение качественных задач.
На улице глубокая осень. Скоро подует холодный ветер, земля покроется белоснежным ковром. Давайте совершим мысленно экскурсию на зиму.
Сейчас мы решим качественные задачи и эти задачи все каким то образом связаны с зимой, т.е. задачи на зимнюю тему.
- Почему на севере для измерения температуры воздуха, пользуются не ртутными термометрами, а спиртовыми?
- Ускорится ли таяние льда, в теплой комнате, если накрыть его шубой?
- Если, при сильном морозе, мокрой рукой взяться за металлический предмет, то рука примерзнет к металлическому предмету, к деревянному нет. Почему?
- Налили чай в стакан с сахаром и в пустой стакан. В первом стакане температура будет ниже. Почему?
- Почему зимой при длительных остановках, воду из радиатора автомобиля выливают?
- Можно ли заморозить воду расплавленным металлом?
- Зимой в городах тротуары посыпают солью. Почему при этом снег тает?
- Где нога мерзнет быстрее: на тротуаре с посыпанной солью или на тротуаре со снегом?
IV. Повторение формул.
V. Повторение алгоритма решения задач на тепловые процессы.
VI. Составление и решение задач по картине. Рисунок 1
- Ознакомление с картиной.
- Выбор данных.
- Составить задачу, которая решается одной формулой
- Составить задачу, которая решается двумя формулами
- Составить задачу, которая решается тремя формулами
- Составить задачу, которая решается используя четыре формулы.
Выбор наиболее удачной задачи и решение этой задачи.
VII. Подведение итогов.
VIII. Домашнее задание.
Составить и решать одну задачу, которая решается использованием трех или четырех формул.