"Формирование гармоничной мотивационно-потребностной сферы личности младшего школьника в рамках совместного семейного досуга"

Разделы: Школьная психологическая служба


Уважаемые коллеги, разрешите представить Вашему вниманию программу “Формирование гармоничной мотивационно – потребностной сферы личности младшего школьника в рамках совместного семейного досуга”. Она рассчитана на проведение занятий с родителями дошкольников и младших школьников.

Успешное обучение школьников определяется в значительной мере сформированностью у них учебной мотивации, а она зависит от структуры мотивационно-потребностной сферы. Данная программа основывается на концепции А.Н.Леонтьева, по которой мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности [4].

Ведущие типы деятельности подразделяются на две группы. Д.Б.Эльконин классифицировал их следующим образом: в первую группу входят деятельности, внутри которых происходит освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. При осуществлении именно этой группы деятельности происходит преимущественное развитие у детей мотивационно-потребностной сферы. Вторую группу составляют деятельности, внутри которых происходит усвоение способов действий с предметами, в это время происходит интеллектуальное развитие ребенка. Эти две основные группы ведущих типов деятельности, развивающих психику, последовательно сменяя друг друга, обусловливают смену возрастных периодов развития. Вслед за периодами, в которых происходит преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы, закономерно следуют периоды, в которых идет преимущественное формирование операционно-технических возможностей детей. И снова их сменяют периоды преимущественного развития мотивационно-потребностной сферы [6].

Из этой концепции развития психики в детском возрасте следует, что в период старшего дошкольного и младшего школьного возраста в развитии ребенка доминирует развитие мотивационно-потребностной сферы. Становится актуальным включение ребенка именно в этом возрасте в деятельности, обеспечивающие развитие потребностей и мотивов и руководство этими процессами.

Родители не могут и не должны оставаться в стороне от этих процессов. Им следует разъяснять, как они должны руководить активностью ребенка, в какие виды деятельности включать своих детей, организовывая их досуг в рамках семьи. Это – предпосылки гармоничного развития личности детей. В этой трактовке особую актуальность приобретает досуговая деятельность как часть семейного воспитания. На просвещение родителей по этим вопросам и направлена представляемая программа.

Основной принцип программы - гуманистическое отношение к воспитанию ребенка выражаемое в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Разработка и апробирование программы занятий с родителями “Формирование гармоничной мотивационно–потребностной сферы личности младшего школьника в рамках совместного семейного досуга” преследует основную цель – помощь педагогам, родителям в реализации одной из важнейших воспитательных задач – формирование гармоничной мотивационно–потребностной сферы личности ребенка и обеспечение тем самым успешность его дальнейшего обучения.

Цели программы:

  • Создание условий для гармоничного развития детей;
  • Стимулирование формирования индивидуальной мотивационно-потребностной сферы личности;
  • Обеспечение успешности дальнейшего обучения детей.

Задачи программы:

  • Разъяснение родителям определяющей роли воспитательного потенциала семьи в становлении личности ребенка;
  • Просвещение родителей по вопросам формирования мотивационно-потребностной сферы личности детей.
  • Раскрытие видов деятельности в рамках совместного семейного досуга и форм их организации, в которые необходимо включать ребенка для формирования гармоничной мотивационно-потребностной сферы его личности.

Программа состоит из восьми занятий продолжительностью 60 минут.

Занятия включают в себя теоретические сведения, практические рекомендации по формированию отдельных составляющих мотивационно-потребностной сферы личности детей, решение проблемных ситуаций, анкетирование родителей и детей.

После каждого занятия родителям предлагается домашнее задание по практической работе с детьми. В начале следующего занятия результаты домашнего задания обсуждаются. Родителям рекомендуется дома вести дневник с анализом результатов воспитательных воздействий. В ходе занятий участники составляют собственную программу формирования у детей гармоничной индивидуальной мотивационно-потребностной сферы личности, которой им рекомендуется руководствоваться в практической деятельности.

На занятиях проводится обсуждение с родителями вопросов, как в рамках семейного воспитания с использованием таких видов активности ребенка, как игра, познание, труд и общение, воспитать у него такие составляющие мотивационно-потребностной сферы, как волевое поведение и соподчинения мотивов, сформировать мотивы более высокого порядка и механизмы управления поведением. Обсуждается, как воспитать нравственное поведение ребенка, гуманистическую направленность его личности и потребностной сферы, сформировать трудовые и учебные мотивы, ответственное отношение к учебе. Рассматривается роль семьи в регулировании эмоционального поведения ребенка в процессе деятельности, в формировании пространственно-временной организации его личности.

Учебно-тематический план занятий

Тема Задачи Количество часов
1 Совместный семейный досуг. Что он может дать Вашему ребенку?

1. Знакомство родителей друг с другом и психолога с группой.

2. Ознакомление участников с целями, задачами, графиком и структурой занятий.

3. Разъяснение родителям определяющей роли воспитательного потенциала семьи в становления личности ребенка.

4. Ознакомление с досуговой педагогикой как частью семейного воспитания.

5. Анкетирование с целью определения степени включенности детей в совместный семейный досуг.

1
2 Мотивационно-потребностная сфера личности Вашего ребенка. Что это такое?

1. Ознакомление родителей с понятием “мотивационно-потребностная сфера личности”.

2. Рассмотрение деятельностного подхода в формировании мотивационно-потребностной сферы личности.

3. Ознакомление родителей с понятием ведущей деятельности.

4. Разъяснение доминирования в период старшего дошкольного и младшего школьного возраста ребенка развития мотивационно-потребностной сферы.

5. Анкетирование и тестирование детей с целью определения уровня их учебной мотивации.

1

3 Ролевая игра в формировании личности Вашего ребенка.

 

1. Ознакомление родителей с основными этапами развития личности ребенка.

2. Разъяснение роли игры в формировании мотивационно-потребностной сферы личности ребенка.

3. Рассмотрение основных правил руководства детской игрой.

1
4 Воспитание волевого поведения и соподчинения мотивов как важнейших составляющих мотивационно-потребностной сферы личности ребенка.

1. Ознакомление родителей с приемами воспитания волевого поведения и соподчинения мотивов в детской игре

2. Продолжение развития волевого поведения в рамках семейного физического воспитания

1
5 Воспитание гуманистической направленности личности ребенка, его потребностной сферы и нравственного поведения.

1. Ознакомление родителей с понятием гуманистической направленности личности.

2. Разъяснение необходимости и способов формирования потребностной сферы личности ребенка.

3. Ознакомление с методами нравственного семейного воспитания

1
6 Сформированная учебная мотивация Вашего ребенка – залог успешного его обучения в дальнейшем.

1. Ознакомление родителей с разнообразием мотивов к учению у детей.

2. Разъяснение необходимости и способов формирования учебно-познавательных интересов у детей, широких социальных мотивов учебной деятельности.

3. Разъяснение необходимости воспитания у детей ответственного отношения к учению.

1
7 Развитие у ребенка мотивов трудовой деятельности и творческих потребностей в рамках совместного семейного досуга.

1. Разъяснение цели трудового воспитания детей в сформированности представления у детей об общественной значимости труда.

2. Ознакомление родителей с методами воспитание волевого поведения детей в трудовой деятельности.

3. Рекомендации по особенностям организации деятельности по конструированию, лепке, рисованию.

1
8

Роль семьи в регулировании эмоционального поведения ребенка в процессе деятельности, в формировании пространственно-временной организации его личности.

1. Разъяснение родителям необходимости хорошей организации деятельности детей для выработки у тех устойчивости к стрессам им фрустрациям.

2. Ознакомление с понятием пространственно-временной организации личности.

3. Рассмотрение этапов организации детского досуга.

1

Для оценки достижения планируемых результатов рекомендуется проводить первичную диагностику сформированности мотивационно-потребностной сферы будущих первоклассников в мае и для отслеживания динамики развития, повторную – в мае следующего года. Для детей, которые уже учатся в первом классе первичную диагностику рекомендуется проводить в сентябре, повторную – в мае, в конце учебного года. Так как для младших школьников учебная деятельность является ведущей, а следовательно и мотивы, побуждающие ее, должны иметь существенное значение для детей в этот период психического развития, то изучение мотивационно-потребностной сферы старших дошкольников и младших школьников рекомендуется проводить через изучение мотивов учебной деятельности и через определение сформированности их учебной мотивации методами тестирования и анкетирования. Применяются следующие методики:

  • Методика “Мотивация учения” (М.Р.Гинзбург) [2;171-174];
  • Методика “Волшебник” (Н.И.Гуткина) [3;57-59];
  • Методика “Изучение мотивации” (Н.Л.Белопольская) [1;15-16];
  • Анкета “Отношение ребенка к обучению в школе”;
  • Анкета “Включенность ребенка в совместный семейный досуг”.

В рамках одного выступления трудно осветить все вышеперечисленные вопросы. Для того, чтобы Вы составили представление о программе, хочу остановиться лишь на одном вопросе, каким образом родители могут управлять процессами формирования у своих детей волевого поведения.

Родителям чрезвычайно важно вырабатывать у детей правильные мотивы поведения, например, сделать хорошо не для того, чтобы тебя не бранили, а чтобы можно было лучше пользоваться вещью или чтобы обучиться определенному действию. Здесь имеют значение в первую очередь мотивы социального характера: подчинение своего поведения правилам, относящимся ко всему коллективу, выполнение действий, которые полезны другим. Таким образом, необходимое условие воспитания воли — переход к более высоким мотивам, и особенно переход от мотивов индивидуального значения к мотивам, имеющим социальный смысл. Однако у детей часто есть те или иные желания, мотивы, но они не могут подчинять им свое поведение, свои действия. Нельзя объяснять это лишь недостаточной силой желаний. Дело в том, что дети не всегда могут самостоятельно уловить связь между тем, что они делают, и имеющимися у них мотивами. Мотив и цель по своему содержанию не совпадают. Чтобы дети каждый раз все же вели себя так, как нужно, требуется одно из двух: либо каждый раз делать для них очевидной, наглядной связь мотива и цели, либо чтобы они сами умели устанавливать эту связь. Только в этом случае дети могут самостоятельно организовать и сознательно регулировать свое поведение. Поэтому обучение умению устанавливать связь мотива и цели - важнейший момент в формировании волевого поведения.

Наиболее благоприятные условия для этого возникают в игровой деятельности, при изготовлении игрушек для предстоящей игры. Это первый шаг от игры к целенаправленной “серьезной” деятельности. Он доступен для детей потому, что мотив этой деятельности еще связан с игрой. Ребенок делает вещи, с которыми потом будет играть. И в то же время игрушка — цель, на которую направлено и неигровое действие, это — предмет, который должен быть получен в результате действия. В игрушке как бы сливаются мотив и цель действия, что помогает выполнять первые целенаправленные действия вне игры. Это – первый этап формирования волевого поведения. На этом этапе цель и мотив очень близки, и ребенку не сложно установить связь между целью деятельности и мотивом. Задача родителей на этом этапе – организовать деятельность ребенка по изготовлению какой-нибудь игрушки для дальнейшей игры и затем подчеркнуть связь цели и мотива, то есть объяснить, что именно ребенок будет делать и с какой целью. При необходимости помочь ребенку в изготовлении игрушки [5].

В дальнейшей деятельности ребенка содержание мотива и цели все более расходится и уже не выступает в непосредственно доступной ему форме. Чтобы в таких условиях дети все же выполняли деятельность, их необходимо учить устанавливать эту связь. Один из способов установления связи мотива и цели — умение до начала работы представить отношение будущего ее продукта к мотиву. Так, дети могут выполнять довольно скучную и однообразную работу (например, обведение и вырезывание квадратиков), если они до начала работы умеют представить себе дальнейший процесс (изготовление из этих квадратиков елочных игрушек), который в данном случае отвечает мотиву. Иногда считают, что детям нужно только знать об этой связи (о том, например, что из квадратиков будут делать игрушки). На самом же деле сообщить или объяснить ребенку, для чего выполняется та или иная работа, недостаточно. Речь идет об умении представить себе заранее будущий процесс. Этому детей нужно обучать. На этом, втором этапе формирования волевого поведения ребенка, когда содержание мотива и цели все более расходится, родителям необходимо объяснить ребенку, что именно он будет делать и с какой целью. Следует показать, что вся деятельность разбивается на два этапа: сначала, например, вырезаются полоски из цветной бумаги, затем они будут склеиваться в елочную гирлянду. Родители на этом этапе должны переспросить ребенка, убедиться, что он понимает, что он будет делать вначале, что – потом и с какой конечной целью. Когда для ребенка связь цели деятельности и мотива станет ясной, родителям можно переходить к следующему этапу.

На третьем этапе формирования волевого поведения ребенка следует увеличить количество промежуточных операций. Родителям надо организовать изготовление совместно с ребенком, например, вертушки. Изготовление вертушки состоит из нескольких операций: разметка на бумаге полосок, вырезание их, складывание вертушки и укрепление ее на палочке. Для того, чтобы ребенок успешно справился с этим заданием, он должен представлять всю деятельность в целом, то есть, вырезая полоски, он должен понимать, каким образом из них потом получится вертушка. Родителям следует показать ребенку готовую красивую вертушку, разобрать ее, перечислить, что и в какой последовательности ребенок будет выполнять все операции, убедиться, что ребенок все понял правильно. Каждая промежуточная операция для ребенка должна приобрести смысл, должна включиться в целостную деятельность по изготовлению вертушки.

Все вышесказанное касалось способов установления связи цели с мотивом, направленным на получение предмета, привлекательного для ребенка. Следующим, четвертым этапом, который родители должны отрабатывать со своими детьми, являются мотивы, связанные с установлением определенных отношений с другими людьми, например, когда дети делают что-то не себе, а другим. Оказывается, и здесь умение осуществить в представлении весь процесс является важнейшим способом установления связи мотива и цели. Например, когда ребенок выполняет работу для других, он должен уметь заранее представить ее назначение и то, как отнесутся к продукту его работы дети или взрослые, для которых этот продукт предназначается. На этом этапе можно организовать, например, изготовление коврика в подарок бабушке. Эта работа включает в себя несколько действий: наметить на цветной бумаге полоски, вырезать их, прорезать щели в основе, а после этого продергивать полоски через основу. Для успешного выполнения задания родителям необходимо задать мотив – “изготовление подарка для бабушки”, затем объяснить последовательность всех операций, чтобы ребенок, как и на прошлом этапе, представлял всю предстоящую деятельность в целом, перед ребенком положить образец. Содержание мотива необходимо подкрепить беседой о том, как другой ребенок подарил своей бабушке такой коврик, и как бабушка обрадовалась и похвалила его за подарок. Обязательно рассказать, что той бабушке особенно понравилось, что коврик такой красивый, полосочки так аккуратно вырезаны и т.п. Только в этом случае цель (сделать подарок бабушке) и мотив (сделать хорошие полоски) будут связаны с самого начала.

На пятом этапе формирования волевого поведения необходимо обучить ребенка тому, чтобы он сам начал устанавливать связь между целью и мотивом в деятельности для других. Для этого до того, как ребенок приступил к работе, его следует научить заранее представлять будущее отношение других к продукту его деятельности для них. Для этого в форме игры следует разыгрывать будущее отношение других, в рассматриваемом примере бабушки, предъявить требования к будущему подарку, обыграть, какой именно коврик, с какими полосками понравится бабушке и т.п. Делать это следует обязательно эмоционально. Такое проигрывание следует повторять в различных ситуациях (при изготовлении подарков для мамы, изготовлении игрушек для малышей), в результате чего ребенок научится представлять будущее отношение с другими людьми и вне игры. Игру следует заменить обсуждением того, как отнесутся к его работе те лица, для которых она должна быть выполнена, какая вещь им понравится, а какая не понравится и т.д. Такое обсуждение должно стать правилом и предварять выполнение каждого задания.

Кроме этого при организации занятий, игр со своими детьми родители должны иметь в виду, что, даже если ребенок в представлении включил цели в мотив, то в конкретных условиях выполнения необходимо еще чем-то закрепить эту связь, чтобы она регулировала его действия. То есть, в конкретной ситуации нередко приходится поддерживать систему требований к деятельности ребенка, даже если эти требования осознаны ребенком. Часто бывает, что ребенок охотно принимается выполнять задание, но стоит родителю выйти, и работа прерывается, а ребенок начинает заниматься другими делами. Обычно взрослый, от которого исходят требования к деятельности, и является тем лицом, которое фиксирует в ситуации эти требования. На следующем, шестом, этапе воспитания волевого поведения можно поручить фиксировать требования к деятельности Вашего ребенка другому ребенку, который будет представлять взрослого в данной ситуации, находясь в комнате и принимая выполненную работу. И еще позже, можно попробовать фиксировать требования к деятельности ребенка при помощи какого-либо предмета. Например, перед ребенком можно поставить красивую коробку, в которую ребенок положит подарок и затем подарит бабушке.

Таким образом, воспитание волевого поведения включает формирование особых способов построения деятельности детей. Для формирования волевого поведения важно, чтобы дети усвоили, во-первых, способы представления всей деятельности в целом (представление о действии получения конечного продукта из промежуточного и представление отношения к этому продукту других людей) и, во-вторых, способы фиксации мотивационных моментов в конкретных условиях выполнения деятельности.

Эти рекомендации родители отрабатывают в практической части программы со своими детьми.

Список литературы

  1. Афанасьев А.Ф., Костромина С.Н. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Ось - 89, 1997. -224 с.
  2. Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. СПб.: Речь, 2006. -320 с.
  3. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: Академический проект, 1996. -64 с.
  4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Психология, 1965.-609 с.
  5. Люблинская А.А. О моральных представлениях и моральных привычках//Психология дошкольника: Хрестоматия/Составитель Г.А.Урунтаева. -2-е изд._М.: ACADEMA, 2002. С. 244-249.
  6. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: АСАDЕМА, 2004. -600 с.