I. Обоснование необходимости создания программы воспитания нравственного поведения учащихся 1 (2) класса
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит, вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Воспитание является одной из важнейших
составляющих образовательного процесса наряду с
обучением. Модернизация системы общего
образования нацелена на формирование нового
образовательного пространства, которое позволит
обеспечить духовно-нравственное становление
подрастающего поколения, подготовку
обучающегося к жизненному самоопределению,
самостоятельному выбору в пользу
гуманистических идеалов.
Что нужно понимать под нравственным
воспитанием ребёнка? Говоря о
нравственном воспитании, необходимо отчётливо
представлять себе, что жизнь и общество
вкладывают в понятие «нравственность». В словаре
Ожегова нравственность – это
«правила, определяющие поведение, духовные и
душевные качества, необходимые человеку в
обществе, а также выполнение этих правил,
проявляющихся в его поведении, поступках».
Наше общество нуждается в подготовке
широкообразованных, высоконравственных людей.
К.Д.Ушинский говорил: «Нравственное влияние
составляет главную задачу воспитания». Младшему
школьнику необходимо получить информацию о
нормах поведения в современном обществе, иметь
представление о последствиях их нарушения или
неправильного поведения. Вот почему воспитание
общечеловеческих ценностей у детей – одно из
значимых направлений в современной педагогике.
Наблюдения, проводимые в прошлом учебном году, за поведением детей своего класса, их манерой общения друг с другом, с родителями, учителями подвели меня к неутешительному выводу: уровень нравственной воспитанности моих учеников низкий. Дети не знают, соответственно, не соблюдают, элементарных норм поведения в обществе, недостаточно грамотны, не владеют культурой общения со сверстниками и старшими, часто конфликтуют, не понимают и не принимают требований учителей и родителей. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать. Поэтому приоритетным направлением в этом учебном году стало воспитание нравственного поведения учащихся 1 (2) класса.
II. Концептуальные идеи программы
Главная цель: создать условия для воспитания и развития личностных качеств учащихся, предполагающих соблюдение правил этикета, умение общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Задачи воспитательной работы в 1 (2) классе на 2009-2010 уч.год:
- Организовать работу по дальнейшему сплочению учащихся класса и формированию детского школьного коллектива (вовлечение всех детей в классные дела, участие в общешкольных мероприятиях, проведение бесед, выездных экскурсий).
- Оказать помощь вновь прибывшим учащимся (адаптироваться в классном коллективе).
- Проводить систематическую работу по изучению норм поведения в школе, в семье, в общественных местах (проведение классных часов и инструктажей, соблюдение правил и норм поведения в школе и вне её, соблюдение норм этикета, правила общения со сверстниками и взрослыми).
- Проводить профилактическую работу среди учащихся и родителей с целью предупреждения правонарушений в школе, на улице (инструктажи по правилам поведения в школе, по правилам дорожного движения, встречи с инспекторами ГИБДД, социальными педагогами, игры, викторины по ПДД, конкурсы рисунков).
- Воспитывать чувство уважения к людям любой профессии, бережное отношение к природе, к школьному имуществу, к личным вещам (проведение смотров, конкурсов, экскурсий в природу, бесед).
- Формировать у учащихся коммуникативную культуру.
- Проводить работу по налаживанию тесного сотрудничества с родителями учеников класса, привлекая их к проведению совместных праздников, выездных экскурсий, оказанию посильной помощи классному кабинету, школе, проведение родительских собраний.
Данная программа не предусматривает изменения в организации процесса обучения и воспитания. Воспитание нравственного поведения учащихся будет осуществляться через все направления работы: эстетическое и физическое, семейно-бытовое и экологическое, гражданско-патриотическое и интеллектуальное.
Воспитание нравственности связано с реализацией ряда принципов организации воспитательной работы в классе:
- Принцип доступности.
- Принцип активности.
- Принцип системности.
- Принцип сознательности.
- Условием эффективной реализации вышеперечисленных принципов является опора на принцип сотрудничества, делового партнёрства учащихся, учителей-предметников, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, психолога, родителей.
III. Сроки программы
Сроки программы: 2009-2010 учебный год.
IV. Участники программы
Участники программы: учащиеся, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, школьный психолог.
V. Прогнозируемый результат
- Учащиеся имеют представления об особенностях собственных психических процессов и учатся управлять ими.
- Учащиеся знают и умеют соблюдать нормы и правила поведения в школе, в семье, в общественных местах; владеют культурой общения.
- Осознание учащимися ценности воспитанности человека и её необходимости в современном обществе.
- Заинтересованность и активное участие родителей в воспитании нравственного поведения своих детей.
VI. Связи, устанавливаемые для реализации программы
Внутренние: педагоги, работающие в классе,
школьный психолог.
Внешние: детская библиотека, музей, дворовый клуб
«Вдохновение», дом детского творчества
«Наследие», КСК «Геолог».
VII. Критерии результативности
- Соблюдение правил поведения в школе (на уроках, на переменах, в столовой), в общественных местах, в семье.
- Владение культурой общения со сверстниками, с взрослыми.
- Уровень удовлетворённости родителей нравственным поведением учащихся.
VIII. Показатели результативности
- Отсутствие нарушений правил поведения в школе (на уроках, на переменах, в столовой), в общественных местах, в семье.
- Высокий уровень коммуникативной культуры учащихся – умение работать в паре, минигруппе, коллективе, умение правильно общаться с взрослыми.
- Высокий уровень удовлетворённости родителей нравственным поведением учащихся.
IX. Диагностические средства
- Эффективность реализации программы нравственного воспитания учащихся 1 (2) класса отслеживается по результатам диагностических анкет:
- Методика А.М.Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
- Методика Н.П.Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»
- Методика неоконченного предложения (о классе).
- Анкетирование «Воспитанный ли я человек?»
X. Управление программой
Управление осуществляет классный руководитель. В основу программы положена коллективная деятельность учащихся, классного руководителя, родителей, педагогов-предметников, работающих в классе, школьного психолога. Координация усилий всех участников процесса воспитания обеспечивает системный подход.
XI. Деятельность по реализации программы нравственного воспитания учащихся 1(2) класса
- Классные часы на формирование представлений об этике.
- Психологические тренинги (на развитие коммуникативной культуры).
- Экскурсии: в музей, в цирк, в библиотеку, в природу.
- Работа с родителями (родительские собрания, классные семейные праздники).
XII. Ресурсы
Имеющиеся:
- нормативно-правовая база: устав школы (выдержки), Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании» Положение о родительском комитете;
- кадры (классный руководитель, школьный психолог, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, родители);
- информационная литература;
- объекты образования и культуры: дом детского творчества «Наследие», дворовый клуб «Вдохновение», детская библиотека, спортивные центры, музеи, кинотеатры;
- ТСО, ИКТ;
- финансовые (спонсоры – родители учащихся).
Прогнозируемые: создание научно-методических материалов.
XIII. Циклограмма работы класса
Еженедельно | Воспитательные беседы по правилам
поведения в школе, в общественных местах, в
транспорте. Индивидуальная работа с учащимися, родителями. Занятия в кружках, спортивных секциях. |
Ежемесячно | Классный час по этике. Психологические тренинги. |
Один раз в четверть | Классные семейные праздники. Родительские собрания. Инструктажи по правилам поведения в школе, по ПДД, по правилам поведения в общественных местах. |
Один раз в полугодие | Занятия в доме детского творчества
«Наследие». Занятия в дворовом клубе «Вдохновение». Диагностирование. |
Один раз в год | Экскурсии в музей, кинотеатр, библиотеку и др. |
Тематика классных часов по этике (на год):
Я среди людей.
Кто я и как я выгляжу?
Я – личность.
Я и мои роли.
Добро и зло в сказках.
Отношение к старшим.
Отношение к учителю.
Товарищи и друзья.
Вежливость и этикет.
Тематика родительских собраний (на год):
Сентябрь – «Организация учебного процесса в 1
(2) классе. Требования к учащимся».
Октябрь (ноябрь) – «Воспитание норм поведения в
семье».
Январь – «Детская агрессия».
Март – «Как вырастить ребёнка нравственным?»
Май – «Подводим итоги учебного года».
Литература:
- Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания: 1-4 классы». – М.: «ВАКО», 2007 г.
- Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя: 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2007.
- Касаткина Н.А. «Форма взаимодействия учителя с родителями в начальной школе», Волгоград – Учитель, 2005 г.
- Классному руководителю. Учебно-методическое пособие /Под ред. М.И.Рожкова. – М.:ВЛАДОС, 2006.
- Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №8, 2007 г., 2008 г.
- Научно-практический журнал «Классный руководитель». № 2, 4. 2007 г.
- Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности». Методические рекомендации. Творческий центр «Сфера», Москва, 2001 г.