Цель: Ознакомить детей с действиями в условиях чрезвычайной ситуации – заблудившихся в лесу.
Программное содержание.
1. Познакомить с третьим правилом заблудившегося в лесу.
2. Формировать умение детей выбирать необходимое снаряжение, анализировать предметы, вычленять лишнее.
3. Воспитывать смелость, чувство взаимопомощи.
Оборудование. Карта Кольского полуострова, рюкзак, свистки, пакетики с изюмом, конфеты, фляга с водой, компас, спички, пакет, йод, бинт, кровоостанавливающий жгут, лейкопластырь, вата, жилеты по количеству детей;
игрушки - слон, медведь, кукла, машинка, мяч, скакалка;
15 верёвочек;
фонограммы – голоса птиц, шум вертолёта, милицейская мигалка.
Природный материал: шишки, камни, веточки, еловые лапы.
Бейджики «Спасатели», свидетельства «Юные спасатели».
Ход занятия:
В музыкальном зале оформлен кабинет спасателей МЧС на стене висят плакаты, расставлены стулья для посетителей и подготовлена мультимедийная презентация.
Воспитатель: Ребята, сегодня занятие в кружке «Тропинка заблудилка» проведёт с вами старший спасатель отряда МЧС Олег Павлович.
Дети заходят в «кабинет» спасателей МЧС.
Спасатель: Здравствуйте дети.
Дети: Здравствуйте.
Спасатель: Я рад вас видеть у себя в гостях. Проходите, присаживайтесь на стульчики.
Я старший спасатель отряда МЧС Олег Павлович.
Спасатель: Ребята, я вы знаете, кто такие спасатели, чем они занимаются?
Дети: Это взрослые, которые помогаю людям, оказавшимся в беде.
Дети рассуждают.
Спасатель: Молодцы всё правильно сказали. Спасатели оказывают помощь тем людям, которые оказались в беде.
Спасатель: Ребята, я знаю, что вы посещаете в детском саду кружок, называется он «Тропинка заблудилка». А что вы там изучаете?
Дети: Мы изучаем правила поведения в лесу, когда человек заблудился.
Спасатель: Очень хорошо, я думаю, что вы не когда не заблудитесь в лесу. А если это вдруг и произойдёт, то вы не растеряетесь и сможете применить полученные знания. Сейчас я вас познакомлю с опасными ситуациями, в которых оказались дети в лесу.
Спасатель показывает детям слайды.
Обсуждает случаи заблудившихся в лесу детей.
Спасатель: Вот эти ребята не знали, правил заблудившихся в лесу и нам было очень сложно их отыскать. А вы уже знаете, что нужно делать, когда заблудился в лесу. Существуют правила. Какие?
На экране появляется правило № 1 «Обними дерево».
Дети называют правило.
На волшебном экране появляется правило № 2 «Сигнализируй».
Спасатель: А это что за правило?
Дети: Это правило № 2 «Сигнализируй».
Спасатель: А как в лесу можно сигнализировать?
Дети: Выложить сигнальные(распознавательные) знаки, украсить дерево, свистеть в свисток.
Во время ответов детей на экране появляются картинки – сигнальные знаки, украшенное дерево.
Спасатель: А из чего можно выкладывать сигнальные знаки?
Дети: Из веток, шишек, камней.
Во время ответов детей на экране появляются картинки –
три полоски из веток, из шишек, из камней.
Спасатель: Молодцы, вы очень хорошо знаете два правила «Обними дерево» и «Сигнализируй». Сегодня я вас познакомлю с третьим правилом, называется оно «Согрейся». Ребята, как в лесу можно согреться?
Ответы детей.
Спасатель: Ребята, давайте станцуем танец «Пингвинов».
Дети танцуют танец «Пингвинов» под музыку.
Спасатель: Ребята, вы почувствовали как стало тепло.
Спасатель: А если вас в лесу застала непогода, можно построить шалаш. Построй себе шалашик, укроет он тебя от ветра и дождя. Как вы думаете из чего можно построить шалаш?
Ответы детей.
Спасатель показывает, как можно построить шалаш.
Спасатель: Что нужно сделать в шалаше, чтобы не холодно было сидеть на земле?
Ответы детей.
Спасатель: Правильно, можно выстелить пол сухими веточками, листьями, мхом.
Ребята, предлагаю вам построить шалаш.
Дети строят шалаш.
Спасатель: Молодцы, вы всё сделали правильно: стены у шалаша из веток, а внутри уложили ветки и сухие листья. Вот как тепло и уютно внутри шалаша.
Дети садятся на стульчики.
Звучит сигнал «Внимание всем спасателям! Случилась чрезвычайная ситуация.
В лесу потерялся мальчик. Прошу немедленно отреагировать и оказать помощь в поиске ребёнка».
Спасатель: Первый, первый, я второй срочно готовим вертолёт к вылету.
Спасатель: Ребята, а вы хотите со мной отправиться на поиски.
Дети: Да.
Спасатель: Тогда нужно быстро собрать рюкзак. Нам нужно взять всё необходимое.
Проводится игра «Собери рюкзак».
Спасатель: Рюкзак собран. А вы готовы?
Дети: Да.
Спасатель: Надеваем жилеты спасателей.
Спасатель: Всё готово, первый, первый, я второй к вылету готов.
Появляется вертолёт. Спасатель с детьми садятся в вертолёт.
Вертолёт делает круг по залу.
Спасатель 2: Вижу сигнал «Украшенное дерево».
Спасатель 1: Ребята, что это означает?
Ответы детей.
Спасатель 2: Иду на посадку.
Вертолёт снижается.
Спасатель: Ребята, может быть, ещё найдём сигналы бедствия?
Дети находят сигнальные знаки на тропинке.
Дети: Смотрите, мы нашли сигнальный знак - три полоски из шишек.
Ребята находят шалаш, в нём сидит мальчик.
Спасатель: Мальчик с тобой всё в порядке?
Мальчик: Да.
Спасатель осматривает мальчика.
Спасатель: А как тебя зовут мальчик?
Мальчик: Меня зовут Никита.
Спасатель: Все в порядке. Быстро мы тебя нашли. Ребята, а почему мы быстро нашли Никиту?
Ответы детей.
Спасатель: Молодец, Никита, ты выполнил все правила заблудившегося в лесу. Нам пора возвращаться на базу. Садитесь в вертолёт. Пристегнуть ремни. Взлетаем.
Вертолёт делает круг по залу и возвращается на базу.
Спасатель 2: Вижу базу. Идём на посадку.
Вертолёт приземляется все выходят.
Спасатель: Я благодарю вас, за то, что вы помогли нам быстро отыскать заблудившегося мальчика. Вы не растерялись. И я готов принять вас в юные спасатели, но для этого нужно ещё раз повторить правила заблудившегося в лесу. Я вам подарю волшебные верёвочки, которые помогут навсегда запомнить их. Завязывая узелок мы будем проговаривать правила.
Спасатель всем раздаёт верёвочки.
Спасатель вместе с детьми проговаривая каждое правило,
завязывают узелки на верёвочке одновременно на экране высвечиваются иллюстрации с правилами.
Спасатель: Первое правило?
Дети: «Обними дерево».
Каждый на своей верёвочке завязывает узелок.
Спасатель: Второй узелок – правило № 2, называется?
Дети: Сигнализируй.
Завязывают узелки.
Спасатель: Третий узелок – правило № 3, называется?
Дети: «Согрейся».
Завязывают узелки.
Спасатель: Сколько у нас получилось узелков?
Дети: Три.
Спасатель: А в «Азбуке Ау» сколько правил?
Дети: Три правила.
Спасатель: Правильно три правила, три узелка. Верёвочки оставьте себе на память.
А я хочу вам вручить свидетельства юных спасателей.
Спасатель вручает свидетельства.