Цели урока:
- формирование общеучебного умения правильно, осознанно, выразительно читать; различать речь автора и героев басни; навыка чтения по ролям;
- выявить степень сформированности умения находить главную мысль, мораль басни, подбирать пословицы;
- развивать речь учащихся, умение слушать, анализировать, сравнивать;
- воспитывать уважение к труду, чувство уважения к товарищам; интерес к чтению басен; формирование представления о таких качествах, как беспечность, лень.
Оборудование:
- портрет И. А. Крылова;
- иллюстрации стрекозы и муравья;
- фигуры Стрекозы и Муравья из лего-конструктора;
- карточки с пословицами;
- выставка книг И.А. Крылова.
- аудиозапись басни «Стрекоза и Муравей»
- учебник «Родная речь» 2 класс 1 часть, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
- Вы, ребята, мне поможете сформулировать тему урока. Обратите внимание на доску. На доске зашифрованы загадочные животные. Расшифруйте их названия:
А Р Т О К Е З С СТРЕКОЗА МУРАВЕЙ
В А Й Р У Е М
- Вспомним, что вы знаете о муравьях? (на доске прикрепляется иллюстрация муравья)
- Что помните о стрекозах? (прикрепляется иллюстрация стрекозы).
- Посмотрите, а вот каких интересных насекомых сконструировали ребята в ГПД. Узнаете их? Да, это Стрекоза и Муравей.
- В каком произведении И. А. Крылова встретились такие герои?
- Сегодня мы продолжим работу над басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей», дадим характеристику героям, будем тренироваться читать по ролям.
3. Работа по теме урока.
- Авторы произведений как волшебники превращают простые слова в загадочные. Или придают этим словам новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен разгадать его.
Предлагаю вам поработать так, чтобы о вас можно было сказать, что вы – внимательные читатели.
- Что такое басня?
- Кто главные персонажи басни «Стрекоза и Муравей»?
- А о чьих поступках хотел рассказать И. А. Крылов?
- Вспомним, как Муравей отнесся к беде Стрекозы?
- Какова мораль басни? Чему хочет научить И.А. Крылов? Какие недостатки высмеивает?
- Прочитайте строки, в которых содержится главная мысль (мораль) басни.
- Бывает так у людей?
- Муравей отказал Стрекозе в просьбе прокормить ее, дать ей возможность согреться. Как бы вы ответили Стрекозе?
- Замените словами басни следующие выражения:
неожиданно настали холода
жила без забот
- Какие выражения более красочны, записанные на доске или слова басни?
- Да, выражения басни очень метки. Лучше, чем Крылов сказать нельзя.
Физминутка:
Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Вверх на солнце посмотрели
И детей лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали маленькими дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
- Найдите и прочитайте, как характеризует автор Стрекозу. Какая она сначала?
- Как меняется ситуация?
- С какой интонацией будете читать слова Стрекозы в диалоге с Муравьем?
- Какой Муравей? С какой интонацией отвечает Муравей?
4. Подготовка к чтению по ролям.
А) Особенности чтения по ролям.
- Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Действует так, как будто это событие, в котором он участвует, происходит сейчас. Поэтому необходимо очень внимательно слушать своих партнеров, представлять себе то, что они говорят, следить за выражением их лиц, вслушиваться не только в их слова, но и в их интонации, потому что именно интонации передают отношение партнера к тому, о чем он говорит, помогают понять то, чего он добивается своими словами.
Читающий «за автора» как бы наблюдает за участниками диалога и рассказывает о том, что происходит.
Б) Прослушивание аудиозаписи басни.
- При прослушивании обратите внимание как меняется интонация исполнителя басни.
- Как менялась интонация: где более веселая, где грустная, осуждающая?
5. Чтение по ролям. (Инсценирование)
6. Работа в парах.
- Соберите пословицы, лежащие у вас на партах: У ребят 1 варианта – начало пословиц, у ребят 2 варианта – окончание пословиц.
- Прочитайте получившиеся пословицы.
- Выберите, какая пословица лучше всего выражает главную мысль басни.
На доске: ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС.
Пословицы: Семь раз примерь – один раз отрежь.
Делу – время, потехе – час.
7. Итог урока.
- Какой мы увидели Стрекозу? Каким – Муравья? Определим слова, которые помогут описать характер Стрекозы и Муравья: трудолюбивая, ленивая, легкомысленная, заботливая, беспечная, отзывчивый, добрый, ленивый, трудолюбивый. (Предлагаемые слова записаны на доске).
- Какое произведение мы читали: сказку, басню, рассказ?
- Какова мораль басни?
Оценивание работы учащихся.
8. Домашнее задание.
Учебник стр. 108-109.