Цели: Закреплять знания о букве «ь». Познакомить детей с буквой «ш», со звуком [ш].
Формировать навыки сознательного, плавного, орфоэпического чтения.
Развивать фонематический слух, память, внимание.
Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.
Место в программе: 1 класс, букварный период, предыдущая тема – буква «ь».
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, какое у нас сейчас время года?
(зима)
- Послушайте фрагмент песни и скажите, как называются зимние месяцы.
( прослушивание фрагмента песни «Три белых коня».)
- Какие мягкие согласные звуки встречаются на конце названий этих месяцев?
Слайд 1.
- Как автор называет зимние месяцы?
(кони)
- Почему автор песни сравнивает зимние месяцы с белыми конями?
А в слове «конь» есть мягкий согласный звук?
Какая буква служит для обозначения мягкости этих звуков?
Слайд 2.
- Что еще вы знаете о букве «ь»?
III. Работа над новой темой.
-Но не все согласные могут быть мягкими. Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой, которая может быть только твердой и мягкий знак ей не поможет.
Слайд 3.
- Поставьте нужное слово.
Назовите третий звук в слове «лошадь». Он обозначается буквой «ш».
Слайд 4.
- Что изображено на картинке?
(игрушки)
Слайд 5.
Я люблю свои игрушки:
Мишку, зайца, погремушки,
Но не стали мы играть-
Вместе учимся читать.
Скоро мы перечитаем
Книжки все наверняка,
А пока мы изучаем
Вместе дружно букву «ш».
- Найдите игрушки, в названиях которых встречается буква «ш».
Напечатаем эти слова.
( мишка машинка погремушка)
-А вы любите играть своими игрушками? Что еще вы любите делать зимой?
( Гулять на улице).
-Чем зимние прогулки отличаются от летних?
(Зимой холодно, и нужно надевать теплую одежду.)
Слайд 6.
- Найдем одежду для девочки. Ваши слова должны начинаться с буквы «ш».
Зимой холодно, но в каждом времени года есть своя прелесть. Давайте прочитаем, как удалось воспеть красоту зимней природы русским писателям .
Слайд 7.
Чудесен, сказочен русский лес зимой.
Белый, пушистый повис на ветвях снег.
На реке блестит лед.
Прекрасен лес в зимний морозный день.
Снежный убор ярко блестит на солнце.
IV. Итог урока.
-С какой буквой мы сегодня познакомились на уроке? Может ли она быть мягкой? Приведите примеры слов с буквой «ш».
Что мы узнали о зиме? Как говорят о ней русские писатели?
Урок окончен. Спасибо за внимание!