Цели образовательные:
- Закрепление, обобщение, некоторая коррекция усвоения знаний по разделу “Кровеносная и лимфатическая системы”.
- Знакомство с наиболее распространенными сердечно-сосудистыми заболеваниями, их возможными причинами и профилактикой.
- Развитие умения обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни.
Цели воспитательные:
- Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
- Воспитание сознательного отрицательного отношения к вредным привычкам.
Цели развивающие:
- Формирование умений работать в паре.
- Формирование беспристрастности в оценивании ответов одноклассников.
- Формирование адекватности при самооценке.
- Развитие интереса к предмету путем обращения к жизненному материалу и использования ИКТ (презентация PowerPoint).
Форма проведения – комбинированный урок.
Материалы и оборудование:
- Таблицы по сердечно-сосудистой системе.
- Тонометр (желательно, автоматический).
- Карточки (раздаточный материал) – см. ниже.
- Презентация в формате PowerPoint.
- Компьютер, мультимедиа проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель объясняет цели и задачи урока и дает план урока. Первая часть – закрепление и обобщение материала по сердечно-сосудистой системе, вторая часть – изучение новой темы с использованием презентации, третья часть – краткое закрепление изученного. – 1 минута
II. Закрепление и обобщение материала раздела. Проводится в три этапа.
А) первый этап – устный опрос. Ответы даются учащимися по желанию. На этом этапе “сильные” учащиеся могут получить хорошие оценки, а слабые, по какой-либо причине плохо подготовившиеся имеют возможность услышать верные ответы и актуализировать имеющиеся знания. За каждый верный ответ учащемуся выдается жетон – сердечко. В конце урока эти жетоны учитываются при оценивании.
Возможные вопросы: (примерно 5 минут)
- Дать определения терминам “артерия”, “вена”, “капилляр”
- В каком из сосудов давление крови наибольшее и каким образом сосуд его выдерживает
- В каком из сосудов давление крови наименьшее и какое это имеет значение для организма
- Назвать отдел сердца, служащий началом и окончанием большого круга кровообращения, малого круга кровообращения
- Почему кровь не может попасть из желудочков в предсердия
- Каким образом кровь поднимается по венам против силы тяжести
- Почему сердце, которое работает всю жизнь, не утомляется
- Почему кровь не течет по аорте обратно в сердце
- Каким образом измерить кровяное давление и для чего это делается (если есть тонометр, учащийся показывает необходимые действия)
- Почему бывает варикозное расширение вен, но не бывает варикозного расширения артерий
- Какая “путаница” возможна при рассказе о малом круге кровообращения и отчего такая путаница возникла
- Как верно измерить пульс, что он может показать и отчего возникает
Б) второй этап – работа с индивидуальными карточками (в карточке 3 задания): – 10 минут с учетом проверки
1) Подпишите рисунок:
Правильно подписанный рисунок
2. Соотнесите круги кровообращения с частями, к ним относящимися:
А – Большой круг |
1. Левое предсердие |
6. Верхняя полая вена |
Б – Малый круг |
2. Левый желудочек |
7. Нижняя полая вена |
3. Аорта |
8. Правое предсердие |
|
4. Легочная артерия |
9. Правый желудочек |
|
5. Легочная вена |
10. Сонные артерии |
Ответы:
А – 2, 3, 6, 7, 8, 10
Б – 1, 4, 5, 9
3. Выберите один верный вариант ответа: (верные ответы выделены курсивом)
3.1. Обмен между клетками и кровью происходит в:
а) капиллярах;
б) венах;
в) артериях.
3.2. Малый круг кровообращения заканчивается в:
а) правом предсердии;
б) правом желудочке;
в) левом предсердии;
г) левом желудочке.
3.3. В правое предсердие впадают:
а) легочные вены;
б) верхняя и нижняя полые вены;
в) легочные артерии.
3.4. Венозные клапаны:
а) изменяют направление движения крови;
б) подталкивают кровь к сердцу;
в) регулируют просвет сосудов;
г) препятствуют обратному току крови.
3.5. Кровь в аорту поступает из:
а) правого желудочка;
б) левого желудочка;
в) правого предсердия;
г) левого предсердия.
3.6. Наименьшая скорость течения крови в:
а) капиллярах;
б) артериях;
в) венах.
3.7. Створчатые клапаны препятствуют току крови:
а) из предсердий в желудочки;
б) из желудочков в предсердия;
в) из желудочков в артерии;
г) из предсердий в вены.
3.8. Сердце человека
а) трехкамерное со смешанной кровью в желудочке;
б) четырехкамерное с неполной перегородкой между желудочками;
в) четырехкамерное с полной перегородкой между желудочками.
Задания проверяются сразу же по их выполнению с комментариями учителя, учащиеся меняются тетрадями, каждый учащийся проверяет работу соседа, отмечает ошибки и выставляет оценку (по указанным критериям) карандашом на полях. Тетради возвращают владельцам.
В) третья часть – работа в паре – 5 минут с учетом проверки
Раздаются карточки с единственным вопросом – Почему при волнении учащается сердцебиение? Необходимо составить схему процессов, происходящих в организме в ответ на стрессовую ситуацию.
(Примерный ответ: Рецепторы – центростремительный путь – ЦНС – центробежный путь – надпочечники – выработка адреналина – кровь – учащение сердцебиения)
Учитель проходит по рядам и ту пару, которая дала самый верный ответ, вызывает к доске. Им необходимо прикрепить на доске карточки с указанными звеньями. Остальные пары проверяют свою работу (самоконтроль) и выставляют себе оценку карандашом.
III. Новый материал:
А) Рассказ учителя. – 5 минут
Немного статистики: по данным Всемирной организации здравоохранения Россия занимает первое место по числу смертей от сердечно-сосудистых заболеваний. Из 100 тысяч человек только от инфаркта миокарда у нас ежегодно умирает 330 мужчин и 154 женщины.
Основными “сердечно-сосудистыми убийцами” являются:
Инфаркт миокарда – не заболевание, а результат многих тяжелых поражений сердца и сосудов. Острый недостаток кровоснабжения сердечной мышцы и ее омертвление. Может привести к смерти или инвалидности.
Стенокардия – приступы резкой давящей боли в груди. Причина – недостаток кровоснабжения сердечной мышцы. Чаще всего стенокардия и инфаркт миокарда – симптомы ишемической болезни сердца.
Гипертония – стойкое повышение артериального давления, часто ведет к инфарктам, инсультам.
Атеросклероз – изменения внутренних стеной аорты и артерий. Уменьшается эластичность стенки, возрастает ее плотность, сужается просвет сосудов. Может привести к аритмиям, инфаркту миокарда.
Аритмии – нарушения нормального ритма работы сердца. Возникают при поражениях миокарда, нервной системы, проводящей системы сердца. Могут привести к инфаркту миокарда. Различают:
– Тахикардию – учащение сердцебиения,
– Брадикардию – урежение сердцебиения,
– Экстрасистолия – преждевременное сокращение сердца (перебои, замирание сердца)
Б) Отчего же сердце перестает выполнять свою работу? Просмотр презентации. – 3 минуты.
IV. Дополнение и закрепление изученного материала. – 12 минут.
Учащиеся изучают материал учебника и дополнительный раздаточный материал. Затем каждый в тетради составляет пять вопросов по прочитанному и увиденному в презентации. Соседи по парте меняются тетрадями.
Каждый отвечает на вопросы соседа, а затем ставит соседу оценку за качество вопросов (понятность, правильность формулировки, степень сложности). Учащиеся вновь меняются тетрадями, каждый проверяет работу соседа и выставляет оценку за качество в тетрадь соседа. Примерная формулировка – Оценка Иванову за ответы “4”, смотри ответы в тетради Петрова. Проверил Петров.
Учащиеся складывают полученные оценки, находят среднее арифметическое – оно и будет являться оценкой за работу на уроке. Данную оценку выставляют в тетрадь и рядом пишут, адекватной ли кажется им данная оценка и почему.
Некоторые мнения заслушиваются, учитель выставляет в журнал на уроке только тем, кто отвечал устно на первом этапе урока. Остальные получают оценку после перепроверки тетрадей. На следующем уроке тех, кто оценивал беспристрастно, объективно необходимо выделить и поощрить. Домашнее задание – Сделать опорный конспект, схему ответа по теме урока. Критерии оценки – правильность, оформление, количество материала и его скомпанованность. – 3 минуты