Будущее человечества

Разделы: Общепедагогические технологии


Актуализация занятия: современному специалисту необходимо быть конкурентоспособным, владеть не только профессиональными компетенциями, но и коммуникативными

Цели:

– расширить понятие и представление студентов о проектах идеального устройства общества в истории философии;

– сформировать понятие о футурологии, её месте в системе знаний, об альтернативных моделях человеческого развития;

– формировать способность к доказательному мышлению, используя учебную, дополнительную литературу, интернет-ресурсы;

– используя материал темы выйти на связь с литературой (современные антиутопии), киноискусством;

– побуждать делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты;

– при работе в группе (созданы ещё на предыдущих занятиях) осознавать общую цель, взаимную зависимость и контроль.

Студенты должны:

– знать понятия: утопия, футурология, сциентизм, антисциентизм.

– уметь работать с литературой, интернет-ресурсами, составлять логическую схему, работать в группе.

Технология: проблемное обучение с элементами групповой деятельности.

Тип урока: интeгрировaнный.

Оборудование: презентация из 27 файлов (Приложение 1) или карточки-тесты, карточки – схемы, карточки-термины, портреты Платона, Т. Мора, К. Маркс, учебная и справочная литература.

ПЛАН

1. Тема и цели занятия.

2. Проверка домашнего задания по теме “Человек и религия”.

3. Изучение нового материала:

3.1. Проекты идеального общества в истории философии (рассказ с элементами беседы).

3.2. Футурология и ее место в системе современных научных знаний (рассказ, работа со словарем).

3.3.Альтернативные модели человеческого развития (групповая работа).

(Рассказ с элементами беседы).

4. Проверка усвоения – обсуждение задания.

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов урока.

Советы по оформлению доски (если нет презентации).

1.При объявлении темы и цели занятия – все написано на доске, в центре.

2.При проверке домашнего задания по теме “Человек и религия”: (тест из 5 вопросов в 2-х вариантах) – на карточках и взаимоконтроль – ответы на обратной стороне доски.

3.При изучении нового материала:  на левом крыле доски – портреты Платона, Т. Мора, К. Маркса, в центре: тема, проблемное задание, план занятия.

Проблемный вопрос: не погибнет ли человечество от разума?

Текст для рассказа:

3.1. Проекты идеального общества в истории философии

Будущее... “Будущее требует к себе внимательного и осторожного отношения” Э. Тоффлер. Человечество издавна мечтало о лучшем будущем. Мы рассмотрим только три из очень многих представлений о будущем трех известных мыслителей: “идеальное” государство Платона, гармоническое общество Томаса Mopа, живущее в “Утопии”, коммунистическое общество Карла Маркса, которое, по его мнению, должно стать началом подлинной истории человечества. Но прежде попробуем узнать этих мыслителей по их кратким характеристикам:

– значительную часть своей жизни провел в странствиях по своей родине (Греции) и другим странам. Однажды один из правителей (тиран Сицилии) продал его в рабство, но друзья философа сумели выкупить его. По возвращению в свой родной город (Афины) открыл философскую школу – “академию”, которая просуществовала свыше 900 лет. Над входом в школу висела надпись: “Не геометр да не войдет!”, что подчеркивало большое значение точного знания для философии. Умер на брачном пиру в возрасте 80 лет. Ученик известного философа Сократа. Его имя означает “широкоплечий”, “полный”. – Это Платон.

– выходец из семьи лондонского юриста, избирался членом парламента и был спикером (председателем) палаты общин, лорд-канцлером. Имел трех дочерей и сына. Он был обвинен в государственной измене и приговорен к жестокой казни. Приговор требовал: “... повесить его так, чтобы он замучился до полусмерти, снять с петли, пока еще он не умер, отрезать половые органы, вспороть живот, вырвать и сжечь внутренности...”. Но всё же король Генрих VIII проявил милость: ему просто отрубили голову. – Это Томас Мор

– Сформулировал свое жизненное кредо еще в школьном возрасте: “Трудиться для человечества”. В выпускном гимназическом сочинении “Размышления юноши” он писал, что “...главным руководителем, который должен нас направлять при выборе профессии, является благо человечества, наше собственное совершенствование...”. Этому нравственному принципу он следовал всю жизнь. Имел трех дочерей и красавицу жену. По национальности еврей, очень часто жил на деньги, бескорыстно отдаваемые ему другом Ф. Энгельсом. – Это Карл Маркс

Платон хорошо известен нам своим учением об идеальном государстве (“Государство”). По его убеждению, в государстве должны быть представлены три социальные группы: мудрые правители – философы, мужественные воины (страгеги) со страстной, яростной душой и земледельцы и ремесленники. Каждый занимается своим делом, не мешая другим. В этом и есть социальная справедливость, так было создано богами. Особое внимание – воспитанию детей: гимнастика, искусство, поэзия, математика. Претенденты на государственную службу должны с детства изучать философию. Отрицательно относился к демократии.

Т. Мор в своем романе “Утопия” (остров, которого нет) создал образ государства, в котором нет частной собственности. Участие в труде обязательно для всех (6 часов), но труд творческий, свободный. Изобилие, много свободного времени, которое граждане посвящают самообразованию и гармоническому развитию. Все равны и образуют единую дружную семью. У них нет золота и серебра как денег. Из этих металлов они делают ночные горшки, цепи для рабов и кандалы для преступников.

К. Маркс в “Манифесте Коммунистической партии” обосновал, что история общества наполнена классовой борьбой, которая приведет к революции и к установлению диктатуры (власти) пролетариата. Эта власть построит бесклассовое коммунистическое общество, где свободное развитие каждого индивида является условием свободного развития всех, где творческий труд, всестороннее развитие способностей человека.

У каждого философа были свои последователи, которые пытались осуществить эти проекты. Например, Р. Оуэн практически пытался воплотить идею Т. Мора о трудовых коммунах (общинах), но не добился успеха. Идеи К. Маркса, очень упрощенные, практически так же воплощались на 1/6 части нашей планеты, у нас и также не имели результата.

3.2. Футурология и ее место в системе современных научных знаний.

Человек всегда стремился предугадать свое будущее. При этом замечено, что тяга к предвидению особенно усиливается в переломные моменты истории. В XX веке зародилась целая наука, которая разрабатывает концепции будущего, анализирует возможные перспективы социальных процессов. Название этой науки было предложено в 1943 году социологом О. Флехтхеймом – футурология (от греческого futurum – будущее, logos – слово). Футурология – наука о будущем, занимающаяся систематизированным изучением прогнозируемых процессов, происходящих как в практической жизни, так и в сфере НТП. Футурология – прогностика, прогнозирование. В 60-х годах XX в. поднялся своеобразный прогностический бум, появилось много организаций, научных центров по изучении будущего. Одной из авторитетных международных организаций стал Римский клуб, основателем которого был Аурелио Печчеи. В одном из первых докладов Римскому клубу был сделан вывод о том, что при сохранении существующих тенденций экономического развития в первой половине XXI века ожидается глобальная катастрофа. Авторам удалось привлечь внимание мира к острым проблемам современности и к будущему человечества.

В прогностике принято различать три периода:

– ближайшее будущее (25-30 лет), где можно высказать вполне достоверные суждения. Например, численность населения на планете, запасы природного сырья;

– обозримое будущее (79-80 лет) – это уже вероятные, возможные прогнозы;

– отдаленное (фантастическое) будущее – это некоторые гипотетические предположения.

А возможно ли приоткрыть завесу будущего, заглянуть в него? Футурология предлагает многообразный арсенал методов и средств социального прогнозирования, которые позволяют сделать предсказания более верными. К ним относятся:

– метод экстраполяции (от лат. extra – сверх, вне; polio – выправляю, изменяю) – продолжение в будущее тенденции настоящего. Ученые Римского клуба Д. Медоуз и Дж. Форрестер пришли к выводу, что сохранение тенденций развития достигло критических пределов, поэтому необходимо ограничить рост – иначе катастрофа.

– метод моделирования (от лат. modulus – мера, образ, норма) – замена реального процесса или объекта его теоретическим аналогом, схемой, моделью. Изучение модели позволяет делать выводы о самом оригинале. Различают:

– модели – проекты, ориентированные на достижение целей, желаемых состояний общества. А у различных социальных групп они неодинаковы, поэтому существует множество проектов будущего.

– модели – сценарии, то есть определение того, что будет, если предпринимать что-то сегодня. Примером прогноза-сценария можно считать наступление “ядерной зимы” в случае возникновения в мире ядерного конфликта.

Футурологи используют эти методы одновременно, поскольку в ситуации ускорения общественных процессов, их быстрых и радикальных изменений, очень трудно дать надежные прогнозы. Существенную роль в прогнозировании играют информационные технологии.

3.3. Альтернативные модели человеческого развития (работа в группах). При работе над заданием вы должны не забывать о проблемном вопросе: “Не погибнет ли человечество от разума?”.

Задание:

  1. Прочитать тексты из предложенной литературы;
  2. Заполнить и дополнить следующую схему:

3. Не забудьте подобрать цитаты, высказывания для подтверждения; не забудьте посмотреть в словаре и дать краткую аннотацию авторам теорий.

4. Подготовьте ответ на проблемный вопрос занятия, аргументируя полученными знаниями.

4. Проверка усвоения: обсуждение моделей будущего человечества обязательно соблюдая правила диспута). Студенты анализируют, высказывают свои мысли, делают выводы. Желательно, чтобы выступили все студенты, а не один от группы. Они могут привести примеры из романов-антиутопий, фантастических фильмов и т. п. В ходе групповой работы у студентов должны в тетрадях появиться следующие (примерно) записи:

Оптимистические модели:

  • индустриальное общество (Р. Арон, Д. Белл, Е. Масуда; конец XIX– 60-е годы XX века; не следует сокращать темпы экономического развития, “никаких ограничений ПРОГРЕССУ, НАУКА – непосредственная производительная сила общества.
  • постиндустриальное общество (Д, Белл, З. Бжезинский, Э. Тоффлер, 50-60-е XX века; НТП ведёт к всеобщему благоденствию и процветанию, новый виток НТР (“третья волна”) создаст единую социокультурную общность без существенного изменения системы политической власти; идея передачи власти людям науки и техники (технократия).
  • теория конвергенции (сближения) – П. А. Сорокин, А. Д. Сахаров; 50-90-е годы XX века; сближение двух систем: капиталистической и социалистической; 70-е годы; конкретные программы борьбы с голодом; В. Леонтьев – модель “мирового хозяйства”.
  • космическая, “ноосферная” модель – 30-40-е годы XX века; Н. Ф. Фёдоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский (русский космизм), Т. де Шарден; биосфера с помощью человека (науки) преобразовывается сферу разума, возникает планетарное мышление.

Пессимистические модели:

теория глобальной катастрофы – Римский клуб; 60-е годы XX века; в результате НТП произойдёт обострение экологических и других глобальных проблем, что приведёт к катастрофе; два подхода: первый – теория “пределы роста” (Дж. Форрестер, Дж. Медоуз); необходимость экономического равновесия, ограничения роста населения, контроль за загрязнением окружающей среды; человечество – регулятор жизни на планете и второй – теория культурно-исторических типов (А, Тойнби); упадок и разложение цивилизации в результате исчерпания ресурсов, не позволяющих давать ответы на вызовы Логоса.

нанотехнологическая катастрофа – конец XX века– н. вр.; сценарий “серая слизь”.

история человечества – история его гибели (И. С. Шкловский, наш современник), человечество одиноко во Вселенной; наука деформирует человека, он утрачивает цели своего существования, не реализует себя как личность.

Какие же варианты возможного будущего человечества получили сегодня наиболее широкое распространение? Это социально-оптимистические и эко-пессимистические. Появление этих направлений связано с развитием научно-технической революции, с модернизацией общества. Возможны и другие варианты.

Во всех этих моделях просматривается две причины, благодаря которым возможна та или иная модель: наука и техника (НТП) и человек как венец эволюции, homo sapiens.

Погибнет ли человечество от разума? Нет однозначного ответа на этот вопрос. Как сказал А. Пиччеи: “истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в этот мир”. И наш современник, и соотечественник М. Моисеев как бы продолжает: “Умение искать компромиссы, уважение к чужим жизненным стандартам, умение ценить природу, подавлять собственную агрессию, ... обретение чувства общепланетарной общности – это те же атрибуты нравственности, которые необходимы уже в самом ближайшем будущем”. Думается, что новая гуманистическая культура – это сочетание высокой квалификации, виртуозное владение техникой и нравственные ценности. Но ко всему нужно учесть, что за пределами теоретического сознания, т.е. в массовом сознании, не изжиты и даже преобладают не научные, а мифологические, религиозные представления о неизбежности конца истории.

TOUT EST POUR LE MIEUX DANS LE MEILLEUR DES MONDES POSSIBLES – Всё к лучшему в этом лучшем из миров (Вольтер).

5. Домашнее задание: подобрать материал к семинарскому занятию “Глобальные проблемы человечества и пути их возможного решения”.

6.Подведение итогов, выставление оценок (оценок должно быть две: за тест и за выступления).

Презентация