Литературно-музыкальная композиция "Каждый год накануне Победы мы солдатские песни поем"

Разделы: Внеклассная работа


1-ый ведущий. Война и музы. Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Вспомним старинное изречение: “Когда говорят пушки, умолкают музы”. Но в годы суровых испытаний, в годы Великой Отечественной войны, музы не могли молчать, они вели в бой, становились оружием, разящим врагов.

1-ый чтец.

Когда на смерть идут – поют,
А перед этим можно плакать, –
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг.
И почернел от пыли минной.
Разрыв – и умирает друг
И значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед
За мной одним идет пехота.
Будь проклят сорок первый год,
Та измерзшая в снегах пехота!

(С. Гудзенко)

2-ой ведущий. Песни, написанные в годы войны, сопровождали солдата везде: в походе и на привале, а иногда и в бою.

2-ой чтец.

От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.

1-ый ведущий. Песни были необходимы солдатам на войне. Поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных, хранились блокноты с записями фронтовых песен.

3-ий ведущий. Уже на третий день войны была создана песня “Священная война”, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом.

Вот что вспоминает Борис Александров, сын композитора, из истории создания этой песни:

“Утром 24 июня 1941 года к Александрову подошёл политработник с газетой “Известия” в руках.

- Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева-Кумача, может, напишете песню?

Отец взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всём, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов ансамбля и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили её.

Утром следующего дня песня “Священная война” начала исполнять свой солдатский долг. На Белорусском вокзале её голос зазвучал подобно набату.

В записи звучит начало песни “Священная война”.

1-ый ведущий. Песенное творчество в годы войны пережило невиданный расцвет. Песни многих талантливых мастеров навсегда вписались в музыкальную летопись войны. Без них нельзя в полной мере представить себе тех памятных дней. Путь к лирической песне был совсем не простым.

2-ой чтец.

Я эти песни написал не сразу.
Я с ними по осенней мерзлоте
С неначатыми, по-пластунски лазил
Сквозь черные поля на животе.
Мне эти песни подсказали ноги,
Уставшие в походах от дорог.
Я с тяжким потом добытые строки,
Как и себя от смерти не берёг.

(Евгений Винокуров)

2-ой ведущий. Песня “Бьётся в тесной печурке огонь” стала чуть ли не первой лирической песней, рождённой в пламени войны. Алексей Сурков написал стихи в конце ноября 1941 года после тяжёлого боя под Истрой, когда ему пришлось вместе с гвардейским полком пробиваться ночью из окружения. И были они частью письма жене. Может быть, эти шестнадцать строк так бы и остались неизвестными. Но где-то в феврале 1942 года на просьбу композитора Константина Листова, поэт разыскал их в своём альбоме, переписал начисто, а через неделю - песня зазвучала. Песня “В землянке”

3-ий ведущий. Стихи Константина Симонова “Жди меня” были также адресованы любимой женщине актрисе, В. Серовой.

И поэт считал, что они являются личным делом только их двоих. Но потом, несколько месяцев спустя, на далёком Севере, когда метели и непогоды заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке и читать людям эти стихи, он понял, в чём их притягательная сила. Люди глубоко верили, что их ждут, и это ожидание смягчает для них тяготы войны, а подчас спасает их.

1-ый чтец.

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не жалей добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня.
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло. –
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

1-ый ведущий. В ответ на это стихотворение молодые девушки писали искренние послания, полные верности и любви.

2-ой чтец.

Этот маленький белый листок
Посылаю в землянку к тебе,
Чтобы строчками этими мог
Часто думать в бою обо мне
Не давая пощады врагу,
Чтоб в землянке порой находясь
Знал: любовь я твою берегу
Вспоминаю тебя каждый час
Ветер песню мою унесёт
Чтоб тебе помогала в бою
Помни, девушка верит и ждёт
И любовь, и победу твою.

2-ой ведущий. Символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского “Катюша” олицетворяющая всё лучшее, что пытался разрушить фашизм. Мелодия этой песни стала гимном итальянских партизан. В дни войны Катюшей бойцы прозвали гвардейский многоствольный миномёт.

Песня “Катюша”.

2-ой ведущий. Не менее популярными среди фронтовиков были песни Михаила Исаковского “Услышь меня, хорошая”, “Лучше нету того цвету”, “Снова замерло всё до рассвета”, “Огонёк”

Исполняется песня “Огонёк”.

Инсценирование стихотворения.

На сцену выходит 2 студента. Звучит музыка:

Сын.

Отец? Что ты грустный такой?
Чем так сердце твоё растревожено?

Отец.

Слышишь музыку, сын? За живое задела.
Я жив. Но перед лицом ушедших былей
Не вправе я кривить душой.
Ведь эти были оплатили мы платой самою большой.
Ты не знаешь, мой сын, что такое война?
Это вовсе не дымное поле сраженья
Это даже не смерть и отвага,
Она в каждой капле находит своё выражение.
Это изо дня в день лишь блиндажный песок,
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела,
Это – грязных, разбитых дорог колеи,
Бесприютные звёзды окопных ночёвок,
Это кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок,
Это – в жизни короткий последний рассвет
Над изрытой землёй.
И лишь как завершение –
Под разрывы снарядов,
При вспышках гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья.

(В. Занадворов Война)

Песня. Письмо отца

3-ий ведуший. Очень популярной в годы Великой Отечественной войны на стихи К. Симонова, музыка М. Блантера “Песенка военных корреспондентов”.

О том, как создавалась эта песня, Симонов рассказывает в своей книге “Разные дни войны”. В январе 1943 года ему пришлось проделать долгий путь на машине с незнакомым водителем с Северо-Кавказкого фронта на Южный. “Ехали через стык двух фронтов ненаезженной, непроторенной дорогой. За два дня пути почти никого не встречали, как это часто бывает на таких стыках. Водитель боялся случайностей. И я тоже. Чтобы переломить себя, в дороге стал сочинять “Корреспондентскую песню” и присочинял её всю дорогу – почти двое суток. “Виллис” был открытый, было холодно и сыро. Сидя рядом с водителем, я запутался в бурку, и вытаскивать из-под бурки руку не хотелось, поэтому песню сочинял на память. Написав в уме строфу, начинал твердить её в слух, пока не запомню. Потом начинал сочинять следующую и, сочинив, чтобы не забыть предыдущую, повторял несколько раз подряд в слух обе. И так до конца песни. Наконец добрались до штаба фронта. В корреспондентском пункте Симонова радушно встретили его друзья. Только сели за стол, как в хате появился военврач из санитарной части штаба и стал придирчиво расспрашивать писателя о здоровье, чем поверг его в крайнее изумление.

Как потом под общий смех выяснилось, мой хмурый водитель, всю дорогу не проронивший ни слова и мрачно наблюдавший процесс рождения новой песни, явился в санчасть с сообщением, что с ним с Северо-Кавказского фронта ехал сюда ненормальный подполковник, который всю дорогу громко разговаривал сам с собой”.

Все посмеялись над этим забавным происшествием и заставили Симонова спеть сочинённую им в дороге песню:

От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли

Звучит песня “Военных корреспондентов”.

1-ый ведущий. И уже, конечно, в годы войны нельзя было обойтись без частушки, звонкой, хлесткой, озорной.

Автором многих частушек был Алексей Фатьянов. Он постоянно выступает со сцены, участвует в фронтовых агитбригадах. Всякий раз восторженно принимали бойцы сатирические частушки его сочинения.

Не раз Алексей Фатьянов слышал, как его частушки распевали красноармейцы в теплушках, отправлялись на фронт:

Исполнение частушек на слова А. Фатьянова.

Говорили немцу так:
Победишь, как свистнет рак.
Гитлер рака дрессирует –
Не свистит проклятый рак
Гитлер Геббельса спросил:
Как успехи наших сил?
Геббельс Гитлеру ответил:
Мы стремительны, как ветер,
Даже сидя в кабинете,
В миг сегодня на рассвете
Десять танков, сто машин
Уничтожил я один.

2-ой ведущий. Сегодня у нас необычный праздник. Мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника – Дня Победы над фашистской Германией.

В эти дни, когда оживает природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь! С чувством глубокой благодарности мы обращаемся к тем, кому мы обязаны жизнью, к ветеранам Великой Отечественной войны.

1-ый чтец.

Пусть былое ворвется в беседы…
Хоть оно порастает быльем,
Каждый год накануне Победы,
Мы солдатские песни поем.
Не случайно совсем, не впервые,
До поры отложивши дела,
Соберутся твои рядовые
У накрытого другом стола.
Снова песню военную грянув,
Словно новый возьмут перевал…

Песня “Берёзовые сны”

  1. Земля снегов и лебединых облаков
  2. Земля берёзовых закатов.
    С печалью светлой молча смотрят на меня
    России синие глаза.

    Припев:

    Земля моя, я сын твоих берёз
    Я землю русскую от недругов сберёг
    Я отдал всё, чтоб в рощах золотых
    Во век не замолкали соловьи.

  3. Солдатом шёл я по обугленной земле
  4. Пылали дымные закаты
    Сухие трещины натруженных дорог
    Как руки матери моей.

  5. Когда уйду в края, откуда нет дорог
    Я сам на век Россией стану.
    Ночами росными в стволах твоих берёз
    Струиться будет кровь моя.

Литература

  1. Быков Л.П., Зашихин Е.С. Долгое эхо войны Екатеринбург, Сократ, 2005.
  2. Красильников С. “Музы вели в бой” М., 1985, Издательство Агентство печати Новости,
  3. М.Ф. Пьяных Ради жизни на земле М., 1985, Издательство “Просвещение”.
  4. Сборник Ради жизни на земле. Стихотворения о Великой Отечественной войне М., Современник, 1975.
  5. Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек. Выпуск 2 М, 2002.