Задачи:
- Активизировать употребление глаголов в речи учащихся настоящего времени (présent).
- Развивать умения употреблять изученный грамматический материал в упражнениях.
- Развивать внимание, память, наблюдательность, активность, языковую догадку у учащихся.
Средства обучения: наглядный, дидактический, раздаточный материал.
Ход урока
I. Введение в языковую атмосферу. Bonjоur! Asseyez vous! Ecoutez le conte.
В некотором царстве, в некотором государстве Глаголии жили-были король с королевой. Долго ли жили, коротко ли и родились у них сын Повелитель и две дочери Условность и Согласительность. И как все дети, были очень похожи на своих родителей, а родители в свою очередь не могли налюбоваться на них. Но время быстро пролетело и пришлось королю и королеве женить сына и выдать замуж своих дочерей. Разделили они своё царство-государство на равные части. Дочерей своих Условность и Согласительность поселили поближе к себе, а сына Повелителя на островах Impératif в безбрежном океане. Эти два острова имеют форму восклицательного знака, а как вы думаете почему?
Вот отсюда и начнём мы свой рассказ и поплывём на корабле к этим островам.
Et bien. Qui est le capitaine de notre équipe?
Faites le rapport!
Quelle date est-ce aujourd'hui?
Quel jour de la semaine est-ce aujourd'hui?
Quel saision de l'année est-ce?
Quel temps fait-il aujourd'hui?
Le thème de notre leçon s'appelle “L'impératif”
Ouvrez vos cahier et écrivez la date et le thème.
(Рисунок 1)
II. Повторение.
А пока мы плывём к острову мы должны с вами повторить как образуется настоящее время во французском языке, от которого образуется повелительное наклонение. А от этого зависит как мы быстро достигнем острова Impératif.
- Et bien, conjuguez, s'il vous plaît, le verbe parler au présent. C'est le verbe du premier groupe.
Ученик спрягает глагол у доски.
Je parle nous parlons
tu parles vous parlez
il(elle) parle ils(elles) parlent
Et les autres, nous jouons maintenant.
Остальные учащиеся принимают участие в игре “Найди ошибки” на спряжение глагола 1 группы в настоящем времени.
proposer
je propose nous proposez
tu proposes vous proposont
il(elle) proposent ils(elles) propose
Правильный вариант
je propose nous proposons
tu proposes vous proposez
il(elle) propose ils(elles) proposent
Lisez, s'il vous plaît, la conjugaison de ce verbe.
Учащиеся проверяют спряжение глагола parler.
- Et maintenant nous allons conjuguer le verbe finir au présent. C'est le verbe du deuxième groupe.
Ученик спрягает глагол у доски.
je finis nous finissons
tu finis vous finissez
il(elle) finit ils(elles) finissent
Остальные учащиеся принимают участие в игре “Найди ошибки” на спряжение глагола 2 группы в настоящем времени.
choiser
je choisissez nous choisissons
tu choisis vous choisissent
il(elle) choisit il(elles) choisis
Правильный вариант
je choisis nous choisissons
tu choisis vous choisissez
il(elle) choisit ils(elles) choisissent
Bon, nous allons conjuguer les verbes aller, prendre et partir au présent. Ces sont les verbes du III groupe.
Ученики спрягают глаголы у доски.
aller
je vais
tu vas
il(elle) va
nous allons
vous allez
ils(elles) vont
prendre
je prends
tu prends
il(elle) prend
nous prenons
vous prenez
ils(elles) prennent
partir
je pars
tu pars
il(elle) part
nous partons
vous partez
ils(elles) partent
Остальные учащиеся принимают участие в игре “Найди ошибки” на спряжение глагола 3 группы в настоящем времени.
lire
je lis | nous lisons |
tu lis | vous lisez |
il(elle) lisent | il(elles) lit |
Правильный вариант
je lis | nous lisons |
tu lis | vous lisez |
il(elle) lit | ils(elles) lisent |
Учащиеся читают спряжение глаголов aller, prendre, partir, а другие проверяют спряжение глаголов.
- Et maintenant nous allons conjuguer le verbe s'installer. (спряжение глагола в местоименной форме).
je m'installe | nous nous installons |
tu t'installes | vous vous installez |
il(elle) s'installe | ils(elles) s'installent |
А сейчас сделаем вывод, как образуется Présent во французском языке? И учащиеся делают следующие выводы:
Настоящее время (présent) образуется от основы глагола, к которой добавляются окончания:
Глаголы | Лицо | Ед. ч. Мн. ч. |
I группа |
1-e 2-e 3-e |
-e -ons
-es -ez -e -ent |
II группа |
1-e 2-e 3-e |
-is -issons -is -issez -it -issent |
III группа |
1-e 2-e 3-e |
-s -ons -s -ez -t -ent |
Не все глаголы III группы имеют окончания, приведённые в таблице. Большинство глаголов III группы изменяют основу инфинитива при образовании настоящего времени. А при спряжении глагола в местоименной форме изменяется частица se.
je — me | nous — nous |
tu — te | vous — vous |
il(elle) — se | ils(elles) — se |
III. Новый материал.
Ознакомление с повелительным наклонением.
Повторив образование présent, мы незаметно приближаемся к острову Impératif! И что же мы видим вокруг острова? Надписи. Давайте прочитаем эти слова.
Regarde! Finis! Allez! Soyez! Achetons! Couchons — nous!
Как вы думаете, почему все эти слова с восклицательным знаком?
Это повелительное наклонение C'est le mode impératif.
Повелительное наклонение выражает просьбу, совет, пожелание, приказ, распоряжение, требование, предложение, приглашение и т. д. Учащиеся ещё раз читают слова и переводят на русский язык.
Regarde! Смотри!
Finis! Заканчивай!
Allez! Идите!
Soyez! Будьте!
Achetons! Давайте купим!
Couchons — nous! Давайте спать!
А сейчас мы сделаем вывод о том, как все французские глаголы образуют повелительное наклонение.
(Рисунок 2)
Примерные выводы учащихся: Повелительное наклонение во французском языке образуется от 2 лица ед. ч. и мн. ч., а так же от первого лица мн. ч. настоящего времени путём опущения личного местоимения — подлежащего.
Для того чтобы нам очутиться на сказочном острове, мы должны выполнить задания, предложенные жителями этого острова. Это будет нашей визитной карточкой.
Работа по учебнику стр 168-169.
1. Чтение глаголов в повелительном наклонении про себя и вслух.
a) le verbe mettre
b) le verbe proposer
c) le verbe s'installer
d) les verbes: être et avoir.
2. Упражнение 1. Обратить внимание и образовать недостающие формы глаголов в повелительном наклонении (в утвердительной и отрицательной формах)
Например: Passe!__________! Passons!
Ne mets pas! Ne mettez pas!_______________!
Вывод. Все глаголы I группы, а так же глагол aller во II л. ед. ч. повелительного наклонения пишутся без s.
Обратить внимание на местоименные глаголы в утвердительной форме — tu t'installes. Installe — toi! В утвердительной форме повелительного наклонения возвратное местоимение — дополнение заменяется ударным местоимением toi. В отрицательной форме — tu t'installes ne t'installe pas! При отрицании у местоименных глаголов местоимение — дополнение остаётся такое - же, как и при спряжении в настоящем времени.
Практическое задание на закрепление изученного материала.
Образуйте от глагола три формы повелительного наклонения (утвердительные и отрицательные). Учащиеся работают самостоятельно по карточкам.
Carte №1.
Se dépêcher
Tu te dépêches
Nous nous dépêchons
Vous vous dépêchez
Правильный вариант.
Tu te dépêches Dépêches — toi! Ne te dépêche pas!
Nous nous dépêchons Dépêchons — nous! Ne nous dépêchons pas!
Vous vous dépêchez Dépêchez — vous! Ne vous dépêchez pas!
Carte №2.
Ouvrir
Tu ouvres
Vous ouvrez
Nous ouvrons
Правильный вариант
Tu ouvres Ouvre! N'ouvre pas!
Vous ouvrez Ouvrez! N'ouvrez pas!
Nous ouvrons Ouvrons! N'ouvrons pas!
IV. Итог урока.
1. С заданиями, которые предложили нам жители острова, мы хорошо справились. И на протяжении ещё какого-то времени мы будем находиться на острове Impératif. На следующих уроках мы выполним задания, которые помогут нам научиться правильно употреблять в речи повелительное наклонение.
2. Выставление оценок и их комментарий.
3. Домашнее задание. Le devoir. Ex 2 (a, b) p 169.
Merci pour la leçon, mes enfants!
Au revoir.