Использование театрализованных досугов в процессе формирования природоведческих представлений у старших дошкольников с детским церебральным параличом

Разделы: Работа с дошкольниками


Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.

В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанная чарующим светом, наполненном звуками и запахами; крошечный кузовок, доверху наполненный земляникой… Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни, соединяя тонкими, невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты.

А если ничего этого не было и вы никогда не бродили по шелковистым травам, не видели разноцветья лугов, не слышали трели соловья, потому что детство было отгорожено от природы дефицитом жизненного пространства, строгим распорядком дня, безразличным отношением к ней взрослых?[4, с.3]

В последние несколько лет в специальной педагогике стали подниматься вопросы воспитания и обучения детей с ДЦП, особенно с тяжелыми проявлениями этого заболевания. Появились научные и методические работы, в которых рассматриваются современные технологии обучения и воспитания детей с ДЦП. Однако на сегодняшний день не существуют программ дошкольного воспитания и обучения детей с ДЦП, что затрудняет организацию дошкольного образования данной категории детей. Одним из направлений работы с дошкольниками является знакомство с природой. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Особенно велика роль природы в воспитании и обучении как детей с нормальным развитием, так и с различными отклонениями в развитии.

Дошкольники изучают природу, происходящие в ней изменения. На основе приобретенных знаний у них формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношений к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у дошкольников лучших черт характера, таких как трудолюбие, уважение к труду взрослых; формирует познавательный интерес к окружающему миру.

Для ребенка с церебральным параличом “исследование” мира в первые годы жизни крайне ограничено, определенная бедность впечатлений сохраняется вследствие двигательного дефекта, интеллектуальных и речевых нарушений. Развитие и коррекция имеющихся представлений о природе у детей с ДЦП, учет индивидуальных особенностей дошкольника с отклонениями в развитии при формировании представлений о природе – залог успешности обучения и воспитания ребенка, наиболее полной социальной интеграции в общество, достижения максимального возможного уровня образованности. Проблемами обучения и воспитания детей с ДЦП занимаются Шипицына Л.М., Мамайчук И.И., Приходько О.Г., Левченко И.Ю., Смирнова И.А., Титова О.В. и другие исследователи.

Результаты изучения особенностей природоведческих представлений у старших дошкольников с ДЦП, проведенного на базе дошкольного отделения ЦПМСС “Раменки”, [3] показали, что для дошкольников данной категории характерна недифференцированность представлений о живой и неживой природе; сложности словесного описания признаков и действий объектов и предметов окружающего мира; превышение уровня пассивного природоведческого словаря над активным; несистематизированность представлений о природе, которые представляют собой сумму невзаимосвязанных между собой фактов.

Это обуславливается сложной структурой дефекта детей с ДЦП, включающей в себя в первую очередь нарушение двигательной сферы детей, дисгармоничное развитие психических функций, выраженные астенические проявления, сниженный запас знаний об окружающем мире, особенности речевой и эмоционально-волевой сферы.

Таким образом, встает вопрос о необходимости разработки приемов коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование представлений о природе у старших дошкольников с ДЦП с учетом уровня их речевого, познавательного, эмоционально-волевого и двигательного развития на основе интегрированного подхода. Нами предлагается в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с церебральным параличом использовать элементы театрализованных игр (проведение театрализованных досугов), так как “…влияние театрализованного образца на мотивационную сферу детей велико, поскольку взрослый не просто демонстрирует его пассивно-созерцающему ребёнку, а организует драматизацию, в ходе которой он ориентирует детей на достижение результатов, полезных для окружающих, на гуманное отношение к людям и животным. Моделируя различные ситуации, педагог обучает детей операционально-технической стороне деятельности, формирует базовые психологические структуры… С помощью театрализованных игр мы расширяем содержательный компонент деятельности, то есть, не только знакомим детей с деятельностью человека, но и рассматриваем его во взаимодействии с окружающим миром природы…” [1, с.24]

Учитывая выявленные особенности, мы разработали серию театрализованных досугов для формирования представлений о природе у старших дошкольников с ДЦП, направленных на решение следующих задач:

  • обогащение чувственного опыта детей, посредством активного взаимодействия с предметами и объектами окружающей природы;
  • формирование полноценных представлений ребенка о явлениях, объектах живой и неживой природы;
  • расширение природоведческого словаря детей с ДЦП;
  • развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), развитие творческих способностей;
  • развитие моторной сферы, обогащение двигательного опыта детей;
  • формирование экологической культуры детей с ДЦП;
  • воспитание нравственно-этических чувств (доброты, чуткости, сострадания, сопереживания);
  • воспитание эстетических чувств (ощущения красоты окружающего мира и желания преумножить ее; индивидуального отношения к окружающему миру в эмоциях, чувствах, переживаниях и практической деятельности).

Мы предлагаем конспект театрализованного досуга для детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом.

Конспект досуга с детьми старшего дошкольного возраста c ДЦП.

Тема: Путешествие Гномика в осенний лес (Как дикие животные готовятся к зиме).

Цель: Обобщить представления детей о том, как некоторые дикие животные (заяц, белка, еж, полевая мышь) приготовились к зиме.

Задачи: Обогащение словарного запаса, установка взаимосвязи между наступающим временем года, сезонными изменениями в природе и подготовкой некоторых диких животных к зиме; воспитание умения работать в коллективе, воспитание интереса к занятиям по ознакомлению с окружающим миром; совершенствование связной речи (грамматически правильное оформление речевого высказывания).

Материалы и оборудование: Театральная ширма <Рисунок 1>, набор мягких игрушек (гном, еж, белка, гуси, заяц, полевая мышь); мобильный демонстрационный материал: дупло белки с орешками и грибами, норка, в которой изображён спящий на листьях ёж, норка мышей с колосьями злаков), ткань для моделирования, корзинка, вазы, природные материалы (шишки, орехи, листья и т.п.), шумовые инструменты, загадки, “волшебная книга” по теме занятия, кроссворд.

Литература: стихи И. Пивоваровой, загадки по теме досуга.

Ход досуга

1. Оргмомент. Дети рассаживаются по местам.

2. Актуализация знаний.

Педагог предлагает детям рассмотреть театральную ширму, определить какое время года представлено на ней, указать, какие признаки позволили им сделать эти выводы.

– Дверь в природу отворим, с лесом мы поговорим.

3. Основная часть.

а). Вдруг из-за театральной ширмы “появляются” пролетающие гуси, слышится шум падающего предмета. Появляется сказочный персонаж (Гном).

Гном: – Ой, что это? (обращает внимание Гномик на театральную ширму) Кто это? (Детям).

Педагог привлекает внимание детей к появившемуся персонажу, дети узнают гнома.

– Как же ты Гномик здесь оказался?

– Я летел с гусями в тёплые края и читал книгу, но вот зачитался и упал. Ой, а что это случилось с лесом? Почему листья на земле? (Ответы детей). Почему мне так зябко (поёживается)? (Ответы детей). Ребята, а почему так тихо в лесу? Никого не видно, никого не слышно. (Ответы детей). Долго ли это продлится? (Ответы детей).

– Гномик, посмотри книга в лесу…

– Так это же моя книга, она и поможет нам найти моих друзей в лесу.

б). Путешествие Гномика. Гномик путешествует по лесу (театральная ширма), рассматривая всё (прямая речь в стихах), что встречает на своём пути: траву, деревья, птиц, животных. После каждого стихотворения, дети рассказывают Гномику, как изменилась природа поздней осенью, как птицы (перелётные) и некоторые дикие животные приспособились к зиме. Игрушки-персонажи не видны на театральной ширме, они появляются только после того, как о них прочитают стихотворение. Детям показываются на мобильном демонстрационном материале, как приготовились некоторые дикие животные к зиме. Чтение стихов от лица персонажей-животных происходит в свойственной данному персонажу манере. Персонажи (дикие животные) дают Гномику “подарки”: еж – листья, белка – орешки и т.д. Гномик складывает “подарки” в кузовок.

А). – Скажи-ка, что ты шепчешь, увядшая трава?

– Шепчу тебе я тихие, морозные слова. (Игра на шумовом инструменте. Педагог привлекает внимание детей к “шелесту травы”).

Б). – Вы зачем засвиристели, сойки, славки, коростели?

– Рипи-типи-типи-пиц! Репетиция у птиц. (Какая репетиция у птиц? Куда они собираются улетать? Почему они улетают?)

В).

– Ветер, ветер, где бывал?
– Птичьим гамом торговал.
Облака подбрасывал,
С листьями приплясывал.
Днём улёгся на траве,
А проснулся на заре. (Игра с шёлковым платком – дети дуют на платок – “ветер”).

Г).

– Где живешь ты белка?
– В домике высоком;
Заходи-ка в гости,
Дам орехов горсти. (Белка “рассказывает” о том, как она готовится к зиме, беседа с детьми проводится на основе работы с мобильным демонстрационным материалом).

Д).

Заяц лёг на бугорок,
Подремать решил часок.
А пока он сладко спал,
Первый снег на землю пал.
Вот, проснулся заяц серый,
Удивился: в чём же дело?
Был я сер, а стал я бел.
Кто меня переодел? (Заяц по мере прочтения стихотворения меняется с серого на белого).

Ж).

Под осиной на пригорке
Старый Еж устроил норку.
Он тащил лесной тропинкой,
То листочек, то травинку. (Беседа с детьми проводится на основе работы с мобильным демонстрационным материалом).

Е).

– Эй, мышонок – быстроножка,
Потолкуй со мной немножко.
А мышонок на бегу:
– Извини, я не могу. Пи-Пи – несу зерно,
В норке нужно мне оно. (Беседа с детьми проводится на основе работы с мобильным демонстрационным материалом).

в). – Сколько интересного мы увидели в лесу. Как много подарков в моём кузовке. Вспомните, кто подарил мне орешки (листья, колосок)? Зачем зимой они нужны будут животным? (Ответы детей). В моём кузовке есть подарки и для вас, ребята. Это осенние листья (Гномик “раздаёт” детям листья), рассмотрите их. Какие они? (Ответы детей). Давайте поиграем с ними.

4. Физкультминутка.

Листочки в руках у детей. Гномик показывает упражнение – дети его выполняют.

– Вот листочек высоко (Дети поднимают руку с листочком вверх),

– Вот листочек низко (Опускают руку вниз).

– Вот листочек далеко (Прячут руку с листочком за спину).

– Вот листочек близко (Вытягивают руку с листочком перед собой).

– Листочком мы помашем, помашем,

– А потом листочек спрячем (прячут его спину).

– Где же он? Вот он! (Подбрасывают его вверх).

– Листья желтые летят. Получился Листопад.

– Листопад, листопад. Листья под ноги летят. (Дети перебирают ногами листья, шелестят ими).

– Вам понравилась игра? По-моему моя “волшебная книга” приготовила для вас какой-то подарок…(Открывается кроссворд, в листах “волшебной книги” дети находят загадки). Это загадки! Давайте их отгадаем, а ответы вы можете записать в клеточки кроссворда.

5. Закрепление пройденного материала.

а). Загадки из “Волшебной книги”. Разгадывание кроссворда. Загадки из “Волшебной книги”, дети обосновывают свои ответы при отгадывании загадок.

Пушистый хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко,
Ну, конечно, это… (белка).
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся? (зайка)
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
Что же это за малышка?
Отвечайте: (мышка).
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (ёжик).

б). Изготовление детьми аппликации в технике мобиле (кузовок с подарками от животных: орешек от белки, колосок от мышки, лист от ежа)(кузовок с подарками от животных: нике мобиле. . .

6. Итог досуга. Рассказ-обобщение для Гномика. Дети по цепочке рассказывают о том, как некоторые дикие животные подготовились к зиме (проводится дифференциация животных, впадающих в спячку (еж) и делающих запасы на зиму (белка, мыши), дети могут привести свои примеры подготовки диких животных к зиме). После рассказа детей Гномик “улетает” на юг с гусями, подарками от животных в кузовке и “волшебной книгой”, обещая вернуться с подарками из тёплых краёв весной.

– Вот и закончилось наше путешествие в волшебный лес. Вам понравилось наше путешествие? Как животные приготовились к зиме? Все, что вы сегодня узнали, поможет вам лучше понять нашу родную природу.

На наш взгляд, предложенная нами форма проведения досуга расширяет арсенал материалов педагогов-дефектологов, которые можно использовать в коррекционно-педагогической работе при развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с ДЦП.

Литература:

  1. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками… Под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. – СПб.: КАРО, 2007.
  2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.
  3. Титова О.В., Карева В.Н. К вопросу изучения природоведческих представлений у старших дошкольников с ДЦП // Коррекционная педагогика– № 6-2007.
  4. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу: Учебно–метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.–М., 2003.
  5. “Добро пожаловать в экологию”. Демонстрационные картины и динамические модели.– СПб.: “Детство-Пресс”, 2007.