Программа профильного курса по истории

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

XX век – самый сложный в истории России и мира. Этот период истории насыщен многообразными событиями, среди которых немаловажное значение имеют войны. Войны разъединяли и соединяли людей, страны, эпохи. Поэтому курс “Войны XX века” посвящён войнам и конфликтам мира этого периода. На стандартных уроках истории не всегда из-за ограниченности времени удаётся раскрыть всю суть того или иного события, и тем более показать хроники военных действий, участников войны. Исходя из этого, учащимся довольно часто просто не интересно изучать эти моменты именно из-за “сухости” материала.

Данный курс рассчитан на то, чтобы как можно ярче показать историю войн и конфликтов. Дать определённые знания, которые помогут в 9 классе при изучении этих событий. Предпрофильный курс предполагает работу с компьютерным учебником “История России. ХХ век”, который имеется в медиотеке гимназии.

Необходимость проведения элективных курсов постоянно подчёркивается в современной педагогической и методической литературе, рассматривается как дополнительное средство расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроке.

В процессе освоения программы курса “Войны XX века” даётся учащимся возможность использовать различные справочники, энциклопедии, а также информационные технологии, Интернет и учебные компьютерные программы.

Цели и задачи курса

  1. Повысить интерес к исторической науке.
  2. Развивать чувства патриотизма и любви к истории своего Отечества.
  3. Реализовать свой интерес к истории, уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне.

Содержание курса (6 часов)

Тема 1. Русско-японская война. (1 час)

Причины войны. Интересы сторон. Причины поражения России.

Тема 2. Первая Мировая война. (1 часа)

Мир накануне войны. Военно-политические союзы. Новое оружие. Россия в Первой Мировой войне.

Тема 3. Вторая Мировая война. (1час)

Русско-финская война. Антигитлеровская коалиция. Итоги войны.

Тема 4. Великая Отечественная война. (1 час)

Причины войны. Важнейшие сражения. Героизм народа на фронте и в тылу. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов о послевоенном устройстве мира.

Тема 5. “Холодная война”. (1 час)

Военно-политические союзы в системе международных отношений. Карибский кризис. Гонка вооружений. Вьетнамская война. Афганская война. Война в Корее.

Повторение по курсу. Подведение итогов. (1 час)

Знания, умения, навыки

Уметь:

  • Выделять главные причины войны или локального конфликта.
  • Определять историческую значимость события.
  • Связывать события прошлого с настоящим временем.

Знать:

  • Основные войны и локальные конфликты XX века.
  • Роль и историческое значение события.
  • Героев войн Российской истории.

1. Информационная компетенция

  • Обучать восприятию и переработке информации.
  • Развивать критическое мышление,
  • Формировать умение находить, готовить, передавать требуемую информацию.
  • Делать обобщенные выводы при прослушивании текста, радио-, теле-, магнитофонных записей.
  • Подготовить доклад, тезисы выступления.
  • Уметь работать с критической литературой.
  • Подбирать книги по теме, пользуясь списками, каталогом, самостоятельно составлять перечень прочитанных книг.
  • Работать с дополнительными источниками информации (газеты, журналы, энциклопедии, Интернет и другие базы данных.)

2. Учебно-познавательная компетенция

  • Самостоятельно организовывать учебную деятельность (ставить цели, планировать. определять оптимальное соотношение цели и средств и др.).
  • Владеть навыками самоконтроля.
  • Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников, сравнивая ее с установленными нормами и деятельностью в прошлом.
  • Определять структуру объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого.
  • Уметь разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерные причинно-следственные связи.
  • Сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

3. Общекультурная компетенция

  • Понимать исторические причины и историческое значение событий и явлений современной жизни; высказывать собственные суждения об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснять исторически сложившиеся нормы социального поведения; использовать знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности,
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

4. Коммуникативная компетенция

  • Формировать интерес к самому процессу общения и сотрудничества, а не только к его результату.
  • Выступать публично, участвуя во всех формах активного диалога: дискуссии, беседе, полемике, диспуте, беседе.
  • Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, отстаивать собственную точку зрения, признавать право на иное мнение.
  • Рассказывать, рассуждать в связи с прочитанным, прослушанным текстом, используя аргументацию, достаточную для возрастных особенностей.

Ожидаемый результат

  • Уметь представлять результаты своей индивидуальной или групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, исторического сочинения, публичной презентации.
  • Научиться извлекать необходимую информацию из источников различного типа.
  • Развивать умение пользоваться различными справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами.

Методические рекомендации

Данный курс рекомендуется проводить при использовании компьютерного учебника фирмы Клио Софт “Россия XX век”. /Авторы: Антонова Т.С., Коновалов В.Е., Харитонов А.Л./. Целесообразно предложить учащимся в тетради составлять смысловой конспект по материалом войны, обращая внимание на позиции: причина войны, повод к войне, важные сражения, итоги войны и герои войны.

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Итогом работы может стать обзорная беседа с учащимися, представление презентаций или информационных докладов.

Примерные вопросы для итоговой беседы

  1. Япония и Россия: возникновение очага войны на Дальнем Востоке.
  2. Германия на пути подготовки к войне и крах идеи коллективной безопасности.
  3. Причины возникновения Второй Мировой войны.
  4. Формирование антифашистской коалиции и проблема второго фронта.
  5. Основные события и характеристика Великой Отечественной войны.
  6. Роль СССР во Второй Мировой войне.
  7. Основные итоги Второй Мировой войны.
  8. Создание и принципы деятельности ООН.
  9. Причины и основные этапы “холодной войны”.
  10. Локальные конфликты периода “холодной войны” и советско-американские отношения.
  11. Карибский кризис 1962г. И его значение.
  12. Революция на Кубе и её значение.
  13. Борьба за демократию в странах Восточной Европы.
  14. Проблемы миропорядка и роль России в мире конца XX века.

Рекомендуемая литература

  1. Компьютерный учебник фирмы Клио Софт “Россия XX век”. /Авторы: Антонова Т.С., Коновалов В.Е., Харитонов А.Л./
  2. А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. История России с древнейших времён до конца XX века. /Владивосток, 1999 г./
  3. Л.Н.Алексашкина. Новейшая история. XX век. /учебник для 9-го класса — М.: Мнемозина, 1999 г./
  4. А.А.Кредер. Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997гг.. /учебник для 9-го класса, М.: ЦГО, 2002 г./
  5. Б.Г.Пашков. История России. XX век. /учебник для 9-го класса – М.: Дрофа, 2000 г./