Цели урока:
- Закрепить, обобщить и углубить знания по теме в ходе решения задач. Учащиеся овладевают алгоритмом решения задач по статике, приобретают навыки решения экспериментальных и расчетных задач по статике.
- Развитие общеучебных навыков: проведения эксперимента, оформления решения задачи, развитие культуры речи.
- Воспитание коллективизма, умения работать в группе, терпимости к чужому мнению, взаимоуважения; воспитание добросовестного отношения к учебному труду, трудолюбия, аккуратности.
Структура урока:
Ход урока
1. Фронтальный опрос
2. Решение задач
Класс делится на три группы: практики, инженеры, теоретики.
Каждой группе дается свое задание:
- Для инженеров: определить центр тяжести тела, представляющего собой совокупность тел правильной формы (рисунок 1).
- Для практиков: определить центр тяжести такой же пластины, используя нить, груз, иголочку.
- Для теоретиков: решить задачу:
У всех однородных фигур, имеющих центр симметрии, центр тяжести совпадает с этим центром. Определив положения центров тяжести отдельных частей тела сложной формы, заменяют тело системой материальных точек, каждая из которых помещается в центре тяжести соответствующей части тела и имеет массу этой части. Выбрав двухмерную систему отсчета, помещают туда фигуру, определяют координаты всех материальных точек. Координаты центра тяжести определяют по формуле:
За основу определения масс материальных точек можно взять массу треугольника – принять ее за единицу. Тогда масса квадрата 2 единицы, масса прямоугольника – 4 единицы, масса всего тела – 7 единиц.
Если плоскую пластину подвесить в какой-либо точке, она расположится так, что вертикальная прямая, проведенная через точку подвеса, пройдет через центр тяжести пластины. Подвешивая пластину в разных точках, находят точку пересечения вертикальных прямых – центр тяжести пластины. Можно также уравновесить пластину на острие булавки. Пластина будет находиться в равновесии, если точка опоры совпадает с центром тяжести.
Стержень длиной 1 м изготовлен наполовину из свинца, наполовину из железа. Где находится центр тяжести С этого стержня? Плотность свинца 11200 кг/м3, плотность железа 7800 кг/м3. Составить алгоритм решения задач по статике.
После самостоятельной работы каждая группа отчитывается по проделанной работе.
Теоретики проверяют работу практиков, практики проверяют работу инженеров.
Если фигуры для инженеров и практиков сделать одинаковые, то совместив две фигуры, можно проверить, совпали или нет центры тяжести. Если есть небольшое несоответствие, можно задать учащимся вопрос: почему так получилось. Как правило, учащиеся называют причину – погрешность измерения.
Трудностей в составлении алгоритма решения задач по статике обычно не бывает, т.к. учащиеся хорошо знакомы с алгоритмом решения задач по динамике. Алгоритм решения задач по статике готовлю заранее и в конце урока раздаю детям в качестве памятки (Приложение 1)
Оформляем решение задачи в тетради (Приложение 2)
3. Подведение итогов. Запись домашнего задания. Глава 8, упр.15 (3,4)
Список использованной литературы.
- Физика. Механика. 10 кл.: учебник для углубленного изучения физики /М. М. Балашов, А. И. Гомонова, А. Б. Долицкий и др.; под ред. Г. Я. Мякишева. – М.: Дрофа, 2005.
- Касаткина И. Л. Репетитор по физике. Механика. Молекулярная физика. Термодинамика. Под ред. Т. В. Шкиль. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Кабардин О. Ф., Кабардина С. И. Физика. Лабораторные работы. 7 – 9 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО “Издательство Астрель”, ООО “Издательство АСТ”, 2000.
- Горбушин Ш. А. Азбука физики. Опорные конспекты для изучения физики за курс средней общеобразовательной школы: Экспериментальные материалы. – Ижевск: Удмуртия, 1992.