Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи на этапе постановки звука [р] с применением компьютерных технологий

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели: формирование у детей фонетической стороны речи.

Задачи:

  1. Постановка звука Р, автоматизация звука Ж , в слогах, словах, фразах.
  2. Развитие и автоматизация моторики артикуляционного аппарата.
  3. Формирование просодической стороны речи.
  4. Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, воображения.
  5. Развитие мимических мышц.
  6. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование:

Компьютер, проектор, игрушка (заяц), материал для развития мелкой моторики (шнурки, картонное изображение: зайца, яблока, груши), зеркала.

Ход занятия

1.

Сегодня на занятие к нам пришел необычный гость- это зайчик, давай посмотрим, что он нам приготовил. И вместе с ним изобразим то, что он показывает.

    (Слайд № 1). На экране один за другим появляются изображения различных эмоций и чувств.

    Мимическая гимнастика.
    Мы умеем улыбаться,
    Мы умеем удивляться,
    Мы умеем огорчаться,
    И умеем мы грустить.

2. Артикуляционная гимнастика “ Веселая полянка”.

Наш сейчас наш гость нам расскажет свою историю, а мы будем ему помогать. (Слайд № 2)

Рано-рано по утру проснулся любопытный зайчонок.

По подушке скакал его друг - солнечный зайчик, светило ласковое солнышко, весело улыбаясь ( упр. “Улыбка”) зайчонок широко открыл окошечко (упр. “Окошечко”) и увидел как вдалеке скачет лошадка ( упр. “Лошадка”), услышал как где-то рядом стучит дятел ( упр. “Дятел”), напившись чаю из любимой кружки зайчонок (упр. “Чашечка”), отправился в лес за грибами (упр.“Грибок”) где очень скоро он набрал целую корзину разных полезных и вкусных грибов.

3. Постановка звука “Р”

1. Показ нормальной установки артикуляционного аппарата при произнесении твердого звука Р с использованием зеркал.

Губы открыты, зубы разомкнуты. Кончик языка поднят к небу (альвеолам), боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

Звук Р звонкий.

2.Постановка звука от звукосочетания ТР (“трыканье”). (Слайд № 3)

У Зайчика есть любимая машинка, но вот незадача, у нее что-то сломалось внутри и она не ездит. Давай поможем зайке и починим машинку.

Порядок выполнения: поднять язык к небу, до предела растянув “уздечку”. Затем плотно прижать к небу боковые края языка, срединная часть языка и “уздечка” удерживаются у неба. Глубоко вздохнув, с силой выдувается воздух с включением голоса. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается вначале короткое ТР-ТР, затем увеличивая напор выдыхаемой воздушной струи, удлиняется произнесение звукосочетания ТР-ТР (“заводим моторчик”).

3.Проговаривание звукосочетаний: тра, тро, тру, тры.

4. Игра “Поймай звук” (Слайд №4).

Сейчас тебе нужно выбрать только те предметы, в названии которых стоит согласный звук в начале слова. Ребенок называет, если предмет подобран правильно, то этот предмет при нажатии кружится.

5. Автоматизация звука Ж. (слайд №5).

Закрепление звука в слогах, словах, фразах (по слоговым дорожкам и в чистоговорках)

6. Шнуровка “ Зайчик и фрукты”.

Сейчас мы с тобой подарим нашему зайчику подарки.

Возьмем изображения яблока, груши и будем их зашнуровать.

7. Итог. Давай попрощаемся с нашим гостем.

Приходи к нам, мы будем рады новой встрече.

Скажи, пожалуйста, тебе понравилось наше занятие? Что больше тебе понравилось? Расскажи.

Презентация