Цели: формирование у детей фонетической стороны речи.
Задачи:
- Постановка звука Р, автоматизация звука Ж , в слогах, словах, фразах.
- Развитие и автоматизация моторики артикуляционного аппарата.
- Формирование просодической стороны речи.
- Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, воображения.
- Развитие мимических мышц.
- Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование:
Компьютер, проектор, игрушка (заяц), материал для развития мелкой моторики (шнурки, картонное изображение: зайца, яблока, груши), зеркала.
Ход занятия
1.
Сегодня на занятие к нам пришел необычный гость- это зайчик, давай посмотрим, что он нам приготовил. И вместе с ним изобразим то, что он показывает.
(Слайд № 1). На экране один за другим появляются изображения различных эмоций и чувств.
Мимическая гимнастика.
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем удивляться,
Мы умеем огорчаться,
И умеем мы грустить.
2. Артикуляционная гимнастика “ Веселая полянка”.
Наш сейчас наш гость нам расскажет свою историю, а мы будем ему помогать. (Слайд № 2)
Рано-рано по утру проснулся любопытный зайчонок.
По подушке скакал его друг - солнечный зайчик, светило ласковое солнышко, весело улыбаясь ( упр. “Улыбка”) зайчонок широко открыл окошечко (упр. “Окошечко”) и увидел как вдалеке скачет лошадка ( упр. “Лошадка”), услышал как где-то рядом стучит дятел ( упр. “Дятел”), напившись чаю из любимой кружки зайчонок (упр. “Чашечка”), отправился в лес за грибами (упр.“Грибок”) где очень скоро он набрал целую корзину разных полезных и вкусных грибов.
3. Постановка звука “Р”
1. Показ нормальной установки артикуляционного аппарата при произнесении твердого звука Р с использованием зеркал.
Губы открыты, зубы разомкнуты. Кончик языка поднят к небу (альвеолам), боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.
Звук Р звонкий.
2.Постановка звука от звукосочетания ТР (“трыканье”). (Слайд № 3)
У Зайчика есть любимая машинка, но вот незадача, у нее что-то сломалось внутри и она не ездит. Давай поможем зайке и починим машинку.
Порядок выполнения: поднять язык к небу, до предела растянув “уздечку”. Затем плотно прижать к небу боковые края языка, срединная часть языка и “уздечка” удерживаются у неба. Глубоко вздохнув, с силой выдувается воздух с включением голоса. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается вначале короткое ТР-ТР, затем увеличивая напор выдыхаемой воздушной струи, удлиняется произнесение звукосочетания ТР-ТР (“заводим моторчик”).
3.Проговаривание звукосочетаний: тра, тро, тру, тры.
4. Игра “Поймай звук” (Слайд №4).
Сейчас тебе нужно выбрать только те предметы, в названии которых стоит согласный звук в начале слова. Ребенок называет, если предмет подобран правильно, то этот предмет при нажатии кружится.
5. Автоматизация звука Ж. (слайд №5).
Закрепление звука в слогах, словах, фразах (по слоговым дорожкам и в чистоговорках)
6. Шнуровка “ Зайчик и фрукты”.
Сейчас мы с тобой подарим нашему зайчику подарки.
Возьмем изображения яблока, груши и будем их зашнуровать.
7. Итог. Давай попрощаемся с нашим гостем.
Приходи к нам, мы будем рады новой встрече.
Скажи, пожалуйста, тебе понравилось наше занятие? Что больше тебе понравилось? Расскажи.