Внеклассное мероприятие по физике "Тепловые явления в окружающем мире"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Цели:

  • повторить виды теплопередач;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся: через сообщения, проведения опытов, вопросы викторины, видеосалон;
  • способствовать обогащению и развитию субъективных представлений учащихся о природе теплоты;
  • повышать интерес к физике.

Оборудование:

  • компьютер;
  • картинки;
  • таблицы;
  • оборудование для проведения опытов;
  • портрет Ломоносова М.В.

Эпиграф: “Истина это то, что выдерживает проверку опытом”. (А.Энштейн)

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя.

Мероприятие будет проходить в форме устного журнала. Его страницы расскажут нам о причине тепловых явлений, наглядно продемонстрируют, как происходит теплопроводность, конвекция, излучение. Знание видов теплопередач поможет ответить на вопросы, встречающиеся в жизни.

План проведения:

  • 1 страница. Исторические факты.
  • 2 страница. Теория
  • 3 страница. Видеофильм: “Виды теплопередач”.
  • 4 страница. Вопросы в картинках.
  • 5 страница. Фокус.
  • 6 страница. Опыт.
  • 7 страница. “Конкурс-викторина”.

1 страница. Исторические факты.

Сообщение ученицы: “О природе теплоты”.

Уже в 18 веке некоторые учёные не соглашались с общепринятым воззрением на теплоту как на невесомую жидкость – теплород. К числу таких учёных принадлежал М.В. Ломоносов. Он пришёл к мысли о том, что причиной тепловых явлений служит движение мельчайших частиц тепла, т.е. молекул. “Очень хорошо известно, - писал он, - что теплота возбуждается движением: от взаимного трения руки согреваются; дерево загорается пламенем; при ударе кремния об огниво появляются искры и т.д.”

- Потрём руки.

- Что ощущаем?

- Тепло.

Из этих наблюдений Ломоносов сделал вывод, что видимое движение превращается во вращение молекул, которое и представляет собой теплоту.

В воззрениях на природу теплоты Ломоносов намного опередил своё время. К его идее, не понятной большинством его современников, физики вернулись только после опытов Бенджамина Томпсона, получившего за свои исследования титул графа Румфорда (1753–1814).Присутствуя при сверлении стволов пушек, Румфорд наблюдал, что получавшиеся стальные стружки были очень горячими. Чтобы решить вопрос о причине возникновения теплоты, Румфорд поставил специальные опыты. Он взял стальной цилиндр с высверленным каналом и ввёл в него тупое сверло, заполнившее канал цилиндра. Сверло силой двух лошадей приводилось в быстрое вращение, и за короткий промежуток времени ствол нагревался до 700С. Объяснить появление такого большого количества теплоты на основе теории теплорода было невозможно.

Ещё больше поразили опыты английского учёного Гемфри Дэви (1778–1829). Он помести два куска льда под колокол , из которого воздушным насосом откачан воздух. Оба куска льда можно было тереть друг о друга с помощью специального механизма. Лёд таял, причём температура воды была на несколько градусов выше 00. Повышение температуры было необъяснимым. Откуда мог взяться избыток теплорода? Дэви пришёл к выводу. Что приток теплорода не мог явиться причиной повышения температуры воды. Теплота могла появиться только при движении.

Опыты Румфорда и Гемфри Дэви теории теплорода нанесли сокрушительный удар и положили начало коренному пересмотру основных представлений о теплоте.

Учитель: К идее Ломоносова вернулись, но теплородные идеи изгнаны были позже, через много лет.

2 страница. Теория

1. Какие явления называют тепловыми?

2. Какую энергию называют внутренней?

3. Способы передачи внутренней энергии?

4. Какой процесс называется теплопередачей?

5. Назовите виды теплопередач.

6.Какой процесс называется конвекцией?

7. Каким видом теплопередачи солнечная энергия передаётся на Землю?

8. Какие тела поглощают излучение лучше? Хуже?

9. Что является источником теплового излучения?

10. Дайте определение количества теплоты?

3 страница. Видеофильм: “Виды теплопередач”.

4 страница. Вопросы в картинках.

Рисунки по просьбе учителя выполняют учащиеся других классов. Например, к рисунку человека в шубе ставится вопрос: “ Верно ли высказывание, что шуба греет?”.

5 страница. Фокус.

Учитель: Ребята, я взяла в руки термометр, посмотрите, что происходит со столбиком жидкости?

- Поднимается вверх.

- Почему?

- Человек теплокровное существо. От рук человека воздух в термометре нагрелся, и столбик жидкости поднялся вверх до температуры человека.

- Какой вид теплопередачи наблюдаем?

6 страница. Опыт.

Опыт 1

Уравновесили весы и поднесли пламя к чаше весов снизу на расстоянии 10-12 см. Почему весы выходят из равновесия?

Вывод: Восходящие конвенционные потоки вызывают подъём чаши весов.

Опыт 2 “Несгораемая бумага”.

Достаточно массивный металлический цилиндр обхватить полоской бумаги в один слой и введите пламя спиртовки.

Бумага не горит.

Вывод: обладая хорошей теплопроводностью, металлы обеспечивают быстрый отвод тепла от бумаги.

Опыт 3.

Вначале урока мы взяли два кусочка льда и положили на тарелку. Один кусочек накрыли шерстяной тряпочкой, а другой оставили так.

Вывод: кусочек, не накрытый шерстяной тряпочкой, растаял, а под тряпочкой ещё не растаял, потому что шерсть обладает плохой теплопроводностью.

7 страница. “Конкурс-викторина”.

1. Почему пила нагревается, если ею пилят дрова?

2. В какой обуви больше мёрзнут ноги зимой: в просторной или тесной? Почему?

3. Почему птицы в холодную погоду сидят нахохлившись?

4. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?

5. Зачем канализационные и водопроводные трубы зарывают на значительную глубину?

6. В каком случае кусок льда, внесённый в комнату, растает быстрее: когда его просто положат на стол или когда его положат на стол, а сверху накроют шерстяным платком?

7. Почему тяга зимой в печных трубах сильнее, чем летом?

8. Почему чистое оконное стекло под действием солнечных лучей почти не нагревается, а закопчённое стекло нагревается?

9. Каким способом осуществляется теплопередача от Солнца к Земле?

10. Зачем оболочку стратостата покрывают серебряной краской?

11. Почему глубокий рыхлый снег предохраняет озимые хлеба от вымерзания?

Рефлексия.

  • Что узнали нового?
  • Что было интересного?

Заключение.

Ребята, знайте, что печка не горит и дым из трубы не идёт, это ненечистая сила там сидит, а сажа забила дымоходы и её надо чистить. Учите физику, и многие явления, происходящие в природе, станут вам понятны.

Литература.

1. Марк Колтун “Мир физики”, Москва “Детская литература”. 1987 г.

2. Ф.М.Дягилев. Из истории и жизни её творцов. Москва. Просвещение. 1986 г.

3. Физика и опыт. Изд-во “Просвещение” Москва 1970 г.

4. Журнал “Физика в школе”№6 2003 год. “Использование зачётов на первых этапах обучения физике”.