Доминантное музыкальное занятие по развитию музыкально-ритмических движений в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • продолжать знакомить детей с музыкальной культурой разных народов;
  • продолжать учить детей правильно выполнять характерные музыкально-ритмические движения разных музыкальных культур;
  • развивать музыкальные способности детей с учётом индивидуальных особенностей, коммуникативные качества;
  • продолжать формировать навыки исполнения хороводного шага, шага с каблучка (пружинистый), шаг «лошадки», бокового галопа, подскоки, бег за хлестом ног  назад, выбрасывание ног вперёд с продвижением по ходу танца, крадущийся шаг;
  • добиваться правильного, чёткого, согласованного, пластичного, мягкого исполнения  танцевальных элементов танцев различных народов;
  • закреплять умение детей различать жанры музыки;
  • закреплять умение быстро перестраиваться в пространстве;
  • воспитывать интерес к музыкальной культуре других народов, толерантное отношение.

Предварительная работа:

  1. беседа о коренном населении Крайнего Севера и его многонациональном     составе народов, населяющих эту территорию;
  2. знакомство детей с жанрами национальных танцев; «Барыня»,   «Коломыйка», народов Севера, башкирским, татарским;
  3. слушание музыкальных произведений характерных для разных    музыкальных культур;
  4. освоение шагов, танцевальных элементов танца;
  5. рисование эскизов костюмов;
  6. рассматривание иллюстраций, открыток по данной теме.

Оборудование:
музыкальный центр, диски СД с записью музыки разных народов, мольберт, картинки с изображением кукол в национальных костюмах, медали с надписью «Лучший танцор».

Литература

  1. Бурениа А.И. Ритмическая мозаика. – СПб., Ленинградский областной  институт развития образования, 2000.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальные игры и пляски в детском саду. – М.:  Просвещение, 1956.
  3. Агапова И.А.Развивающие музыкальные игры.- М.: Рипол классик дом, 2008.
  4. Роот З.Я.  «Ах, какая осень»,// «Музыкальная палитра» №3 //, 2002.

Ход занятия

 Под  музыку песню «Вместе весело шагать» В. Шаинского, дети заходят в зал и образуют полукруг, лицом к музыкальному руководителю
Музыкальный руководитель: 
Здравствуйте, ребята.
Дети:
Здравствуйте!

Музыкальный руководитель:
Музыка – удивительная страна, где много красивых мелодий. А мелодии эти соответствуют «трём китам» – трём основным жанрам. Назовите этих «Трёх китов»
Дети:
Три жанра – песня, танец, марш
.
Музыкальный руководитель:
Молодцы ребята! А сейчас внимательно послушайте музыку и назовите к какому жанру относятся эти музыкальные произведения?  (Музыкальный руководитель исполняет 1 часть «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И. Чайковского).
Дети:
Это «Марш деревянных солдатиков», музыка чёткая, лёгкая, игрушечная, под эту музыку можно маршировать.

Музыкальный руководитель:
Прослушайте следующее музыкальное произведение. К какому жанру оно относится? (Музыкальный руководитель поёт первый куплет песни «Ах, какая осень» м. Роот З.Я.).
Дети:
Это песня.
Музыкальный руководитель:
Сейчас вы прослушаете музыкальное произведение и  определите его по жанру?
( Музыкальный руководитель исполняет 1 часть «Полька» Вл.Золотарёва)

Дети:
Это танец.
Музыкальный руководитель:
Правильно ребята! И наше занятие начнётся с музыкально-ритмической композиции «Антошка».( Музыкальный руководитель предлагает детям рассыпаться «горошком» по залу, выбрать для себя удобное место для выполнения музыкально-ритмической композиции). Будьте внимательны, примите правильную исходную позицию, слушайте музыку и она вам подскажет, как правильно, ритмично, с характером выполнять движения.
Дети выполняют музыкально-ритмическую композицию «Атношка» м. Шаинского, авт. А.И.Буренина. Музыкальный руководитель следит за выразительностью выполнения движений, подбадривает, отмечает правильное исполнение движений у детей, может показать условными жестами последующее движение композиции.
По окончании выполнения композиции дети выстраиваются по кругу друг за другом, музыкальный руководитель предлагает промаршировать под инструментальный «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского и одновременно спеть песню под эту музыку.
Дети шагают, пропевая текст под музыку. Далее останавливаются перед зеркалом, выстраиваются  в три линии на небольшом расстоянии друг от друг, соблюдая дистанцию.
Перед детьми стоит мольберт, на нём расставлены картинки с изображением кукол в национальных костюмах разных народов.
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на эти картинки, предлагает рассмотреть и рассказать, кто изображён на картинках.

Музыкальный руководитель:
На Севере крайнем большою семьёй
Ребята всех наций живут
Гордятся своею богатой землёй
О ней свои песни и танцы слагают.
Мы сейчас с вами выполним музыкально-ритмическую композицию «Северный мотив». Какие танцевальные элементы встречаются в этой композиции, назовите.

Дети:
«Легкокрылая чайка», «уточка», «чум» «рога оленя».

Музыкальный руководитель:
  Правильно. Выпрямите спины, правильно встаньте в исходную позицию, внимательно слушайте музыку, и она вам подскажет, какой характер вы должны отобразить в движении. У кого движения получатся лучше всех, тот получит медаль «Лучший танцор детского сада».
  Дети выполняют музыкально-ритмическую композицию «Северный мотив» муз. М.Афанасьева, композиция движений И.А.Агафоновой. (музыкальный руководитель следит за правильным выполнением движений, предлагает еще раз повторить правильно движение «легкокрылой чайки» или движение, которое не получилось у детей, вручает медаль).

 Описание движений музыкально-ритмической композиции «Северный мотив»
И.п. – дети стоят в 6 позиции ног, руки опущены вниз.
1-4 такты Медленная часть  стоят в исходной позиции слушают музыку.
8-16 такты – выполняют на 4 раз движение «белокрылой чайки» вверх и на 4 раз плавно опускают руки вниз через стороны, движение повторяется 4 раза.
16-24 такты – на 8 раз выполняют движение «чум» в правую сторону, это же движение в левую сторону.
24-32 такты  - на 4 раза выполняют движение «уточки» вправо, затем влево.
Быстрая часть музыки.
1 фигура. – «хозяйка чума приглашает гостей».
2 фигура – выполняют движение «рога оленя», на 16 раз, 2 часть музыки - «бьём копытом» правой ногой на 4 раза, левой, повторить движение 2 раза.
3 фигура – выполняют движение «лошадка», 2 часть музыки – «ручейки».

Музыкальный руководитель:
  Молодцы ребята! Движения старались выполнять правильно, ритмично. А теперь мы с вами выполним элементы танца русского народа. Вспомните названия движений и их последовательность.

Дети:
«Воротики», «Звонарики», приставной шаг с выставлением ноги на пятку, «Ковырялочка», «Гармошка», и т.д.

Музыкальный руководитель:
Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка», я буду показывать вам движения, а вы отвечайте, как называется это движение или наоборот.
Музыкальный руководитель проводит игру «Угадай-ка»
   Примите правильную исходную позицию. Мы будем выполнять элементы танцевальных движений русского народа под музыку.
 Дети выполняют последовательность движений под музыку по показу одного из солистов группы. М. русская народная мелодия «Улица» обр. С.Разорёнова.
 Музыкальный руководитель следит за правильным исполнением, предлагает детям вспомнить название того или иного движения, солисты группы исполняют его перед детьми. После исполнения последовательностей движений, отрабатывается приставной шаг с припаданием вправо, затем влево, т.е. движение повторяется 2-3 раза. Вручает медали детям, которые старались.
Затем музыкальный руководитель провоцирует детей. (Показывает движение, а название говорит неправильное)

Музыкальный руководитель:
 А еще мы с вами учили танцевальные элементы танца татарского народа. Вспомните и покажите, как правильно их выполнять. (По показу одного ребёнка из группы дети выполняют движения, в начале под счёт, затем под музыку).
 На каждую сильную долю музыкальной фразы дети выполняют танцевальный элемент:
Вступление - руки в положении «моторчик», ноги в 6 позиции.
1 фраза – Руки выполняют движение «моторчик» на 3 раза, 4- пауза, одновременно выполняется три притопа в полуоборот направо, с разворотом затем налево.

Музыкальный руководитель:
Послушайте внимательно музыку. Определите, к  танцу, какого народа относится мелодия? Какое движение мы выполняли под эту музыку.
   (Дети называют башкирский танец, и показывают движения). Примите правильную исходную позицию, слушаем вступление, и движение начинаем сразу после вступления.
Дети вместе с музыкальным руководителем выполняют танцевальные элементы танца башкирского народа.
Вступление – исходная позиция; руки на поясе, ноги стоят в 1 позиции.
На 1 часть музыки – выставляем пятку вперёд в строну правой ногой, это же движение левой ногой. Затем возвращаемся в исходную позицию с носка  правой, затем левой ноги.
На 2 часть музыки – пластичные движения руками «смотримся в зеркало», в правую сторону, затем в левую, одновременно выполняем лёгкую «пружинку».
Повторяем движения под 1 часть музыки, затем под 2 часть музыки.

Музыкальный руководитель:
Дети покажите шаги, бег которые мы  с вами учили на прошлых занятиях.
(Дети выполняют последовательность движений «Танцевальная дорожка» м. А Новикова «Кадриль».

Последовательность выполнения движений «Танцевальной дорожки»
1 фраза – хороводный шаг
2 фраза – пружинистый шаг
3 фраза – шаг «лошадка»
4 фраза – боковой галоп
5 фраза – подскоки
6 фраза – бег с «захлёстом»
7 фраза – выбрасывание ног вперёд с продвижение  по ходу танца
8 фраза крадущийся шаг.
 По окончании выполнения движений, музыкальный руководитель предлагает детям – солистам, выполнить движения под счёт, отмечает правильность выполнения.

Музыкальный руководитель:
В конце нашего занятия, я предлагаю поиграть в русскую  народную игру «Плетень». (м. русская народная песня «Сеяли девушки» Обр. А.Лядова. Игра  проводится 2-3 раза). Музыкальный руководитель предлагает отметить детей, которые очень старались и надеть элементы национального костюма (кушак, платочек). Дети выполняют движения – остальные хлопают в ритм танца.

Описание и ход игры.
Дети стоят шеренгами у четырёх стен комнаты. Взявшись за руки «корзиночкой».
На первую музыкальную фразу одна шеренга идёт вперёд к стоящей напротив её шеренге, с концом фразы останавливаются и кланяются. На повторении первой фразы первая шеренга, идя спиной, отходит обратно на своё место.
На вторую фразу и повторение её тоже исполняет вторая шеренга.
На повторение песни то же исполняют третья и четвёртая шеренги, стоящие у стен.
Затем исполняется весёлая плясовая мелодия, и дети, отпустив руки. Свободно пляшут по всей комнате врассыпную, выполняя различные элементы танцевальных движений. С прекращением музыки дети бегут на свои места, строятся шеренгами и берутся за руки «корзиночкой». Выигрывает та шеренга, которая построилась и взялась за руки первой.
Игра повторяется несколько раз.

Музыкальный руководитель: Наше занятие  окончено, сегодня мы с вами выполняли танцевальные движения разных народов. Скажите, каких народов? (Ответы детей). Молодцы, до свидание ребята!
Дети:
До свидания!
(Звучит марш В.Шаинского «Вместе весело шагать», дети выходят из зала).