Доминантное музыкальное занятие "В мире театральных образов" в средней группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • способствовать развитию музыкальных способностей, мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти;
  • развивать и укреплять дыхательную систему, расширять диапазон голоса;
  • формировать первоначальные навыки песенной импровизации на предлагаемый текст;
  • продолжать учить определять средства музыкальной выразительности;
  • учить передавать в движениях образы сказочных героев и их действия, формировать элементарные навыки драматизации;
  • закреплять умение петь выразительно, с характером;
  • воспитывать любовь и доброе отношение к животным, любовь к музыке, желание петь друг с другом;
  • воспитывать культуру общения, интерес к устному народному творчеству.

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки “Снегурочка”, беседа о содержании сказки, о быте русского народа, слушание музыкального произведения “Колыбельная песенка” Г.Свиридова, разучивание песен, игры, музыкально-ритмической композиции.

Музыкальный репертуар

  • “Колыбельная песенка” Г.Свиридов.
  • “Цветы полевые” Г.Вихарева
  • “Андрей-воробей” Русская народная прибаутка обр. Ю.Слонова.
  • “Весенняя” Г.Вихарева.

Оборудование

Музыкальный центр, СД диски с записью музыки для музыкально-ритмических движений, пробуждения весны, настольный театр, искусственные цветы на каждого ребёнка, красочная книга со сказкой, палочка со снежинками на ниточке.

Литература

  1. Вихарева Г. Песенка звени, Из опыта педагога “Детство-пресс” СПб –2002.
  2. Радынова О. Музыкальное развитие детей. “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС” Москва – 1997.
  3. Гербова В. Хрестоматия для дошкольников 4-5 лет, Издательство АСТ Москва – 1997.
  4. Лейдякина Е. Чудеса для малышей, Академия развития Ярославль – 2007.
  5. Бекина С. Орлова Т., Учите детей петь Москва “Просвещение” 1988.

Ход занятия

Дети свободно входят в музыкальный зал, рассаживаются на стульчики. Музыкальный руководитель предлагает прочитать сказку.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Я прочитаю сегодня вам сказку, а вы мне поможете. (Показывает красочную книжку с русскими народными сказками, поворачивает книжку детям, где на одной странице изображены ноты, на другой иллюстрация с изображением персонажей сказки “Снегурочка”). Посмотрите на картинку и скажите, как называется эта сказка?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: А что же я вижу на второй странице, какие-то знаки? Кто может ответить, что это за знаки?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята это ноты и сказка наша будет необычная – музыкальная. Как начиналась сказка?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Вот они - Дед и Баба. (Выставляет фигурки из настольного театра). Не было у них детей, горевали они долго, долго. Смастерили куколку из дерева, завернули в пелёнку и стали колыбельную напевать. (Воспитатель заворачивает куклу и укладывает на кровать) Послушайте.

Музыкальный руководитель исполняет “Колыбельную песенку” Г.Свиридова.

Музыкальный руководитель: Какой характер мелодии?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Правильно ребята, музыка спокойная, ласковая, нежная, исполняется в медленном темпе. Чтобы спеть колыбельную песенку, мы сначала поиграем.

Музыкальный руководитель предлагает выполнить упражнение на выработку правильного дыхания.

И.П. – стоя, ноги на ширине плеч.

Музыкальный руководитель. Я превращаю вас всех в деревья, покачаемся, как дерево на ветру; в одну сторону – в другую, “кач-кач”, вдох – выдох, вдох-выдох и т.д. Затем предлагает подуть на снежинки. (Снежинки на ниточке висят на горизонтальной палочке).

Музыкальный руководитель. Ветер бывает сильный, сильный, затем холодный, холодный и еле заметный. (Дети выполняют задание).

Далее музыкальный руководитель предлагает ребятам по желанию исполнить “свою” колыбельную, на заданный текст:

Ой, баюшки, баюшки,
В огороде заюшки.
Травушку щипают,
Деток забавляют.

Музыкальный руководитель: Но вот, проснулось солнышко на небе, первый лучик разбудил деда и бабу. Они зевнули, (дети зевают), потянулись, (дети потягиваются), протёрли глаза, оделись быстро (выполняют имитацию одевания.) Вышли во двор и стали из снега себе внучку лепить. (Дети выходят на середину зала, изображая походку деда и бабы). Как лепили Дед и Баба Снегурочку? Мы сейчас дружно покажем.

Исполняется музыкально-ритмическая композиция “Мы катаем снежный ком” муз. Русская народная песня обр. Ломова С.Н. “Журавель”, композиция движений Агафонова И.А.

Описание последовательности движений музыкально-ритмической композиции “Мы катаем снежный ком”.

Дети стоят в кругу, на определённом расстоянии друг от друга, ноги в 6 позиции, руки опущены внизу вдоль корпуса.

  1. Музыка А – “Падают снежинки” - взмах руками через стороны на каждую долю такта, одновременно выполняют “пружинку”.
  2. Музыка Б – “Разметаем дорожки” - наклон корпуса вперёд, руки внизу перед собой. Отводим руки вправо, влево на каждую долю такта, при этом двигаются вперёд.
  3. Музыка В – “Греем руки” - выполняют ритмические хлопки, повернувшись в круг, стоя в 6 позиции. На каждую долю по одному хлопку, затем по два хлопка, вправо влево, вверх и на пояс.
  4. Музыка Г – “Греем ножки” - выполняют дробный шаг с поворотом вправо, вокруг себя за рукой, которая находится впереди себя, затем это же движение выполняется влево.

В заключительной части композиции музыкальный руководитель поёт вместе с детьми слова песни, дети выполняют движения по содержанию текста.

Музыкальный руководитель.

Давай, дружок, смелей, дружок, (изображают, как катают ком)
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком (рисуют двумя руками ком)
Снегурочкою станет ком.
Её улыбка так светла! (показывают улыбку)

Косичка, карие глаза и носик маленький слегка. (Плетут косу, покачать головой вправо, влево и показать нос указательным пальцем). Дети рассаживаются на стульчики.

Музыкальный руководитель: Обрадовались Дед и Баба, (дети изображают радость), уж такая красивая у них внучка получилась. Назвали её Снегурочкой, привели в избу. Не нарадуются старики на дочку, души в неё не чают (показывают объятие души). Растёт дочка и умная, и смышлёная, и весёлая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоёт - заслушаешься. Давайте познакомимся со Снегурочкой.

Музыкальный руководитель проводит речевую ритмо-интонационную игру “Имена”

Музыкальный руководитель. Споём Снегурочке свою весеннюю песенку, ребята.

Дети исполняют песню “Весенняя” муз. Г.Вихареваой.

Музыкальный руководитель: Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинках, по-весеннему зачирикал воробей. Покажите, как ходит воробей? (дети изображают походку воробья). Вот какую дразнилку ребята знают про воробья.

Дети исполняют русскую народную прибаутку “Андрей-воробей” обр. Ю.Слонова. Музыкальный руководитель предлагает прохлопать ритмический рисунок мелодии с сопровождением музыки и без неё, затем предлагает одному из детей на металлофоне исполнить песню, следит за дыханием и артикуляцией звуков.

Музыкальный руководитель: Снегурочка вдруг запечалилась.(Дети показывают печаль). От солнца прячется. За весной пришло лето. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку. Пришли в лес. Девушки пошли цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. (Дети идут по залу и собирают цветы, становятся по кругу).

Исполняется хоровод “Полевые цветы” Г.Вихарева. Композиция движений Агафоновой И.А.

Музыкальный руководитель: Весной и летом не только хороводы водили, но и в игры играли.

Проводится игра “Заря-заряница” русская народная.

Описание и ход игры “Заря-заряница”

Один из ребят держит шест с прикреплёнными на колесе лентами. Один из участников – водящий, он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи непростые, ленты голубые.
Раз, два – не воронь, А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоём бегут в в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется ещё один раз.

Музыкальный руководитель: А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костёр и давай все друг за другом через огонь прыгать. Побежала Снегурочка в свой черёд за подружками. Прыгнула над огнём и растаяла, обратилась в белое облачко. Стали кликать Снегурочку: - Ау, ау, Снегурочка!

Проводится музыкально-дидактическая игра “Эхо” Е.Тиличеева.

Задание к игре “Эхо”

Дети делятся на две группы.

  • первая произносит громко “Снегурочка, ау-ау”, вторая – как эхо, произносит тихо;
  • первая произносит и хлопает одновременно, вторая произносит и шлёпает по коленкам (можно поменяться ролями);
  • первая только произносит текст, вторая только хлопает;
  • обе группы исполняют текст только в звучащих жестах без произнесения.

Музыкальный руководитель: Только эхо им в лесу откликнулось…. Вот мы с вами и рассказали музыкальную сказку “Снегурочка”, что же происходило в нашей сказке? Какие задания выполняли? Что вам больше всего понравилось в нашей сказке?

Ответы детей.

Под спокойную музыку дети выходят из зала.