Цели урока:
- познакомить с предпосылками и причинами, этапами Гражданской войны в России и Якутии;
- охарактеризовать внутриполитическую обстановку в стране;
- сформировать отношение к понятию “гражданская война” как великой трагедии народа.
Задачи урока:
- обучающая: Раскрытие причины гражданской войны, в частности, причины участия в бандитском движении местного населения.
- развивающая: Развитие умений и навыков самостоятельной работы с исторической литературой, умение обобщать материал.
- воспитательная: Формирование умения рассматривать ситуацию с позиции противоборствующих сторон (белые - красные); повышения интереса к истории своего края,
Тип урока: урок-практикум с использованием ИКТ (работа с источниками, проблемные задания и решение их на основе КР – коллективная работа) Основные понятия и идеи урока: гражданская война; национально-освободительная борьба или бандитизм; чекисты; амнистия; трагедия гражданской войны.
Оборудование:
- Карта, атлас “История России в годы гражданской войны и интервеции””,
- видиомы "Гибель Семи чекистов в Суол-Билииляхе"
- видеопроектор, видеопрезентация “Трагедия в Суол Билиляхе”
Раздаточный материал:
- тексты из книг "Горький и Якутия", "История Якутии" (уч. пособие), "Якутские друзья Горького", "Крушение антисоветского подполья в СССР" том 1.
Межкурсовая интеграция:
- Гражданская война 1918-1920 гг. в России – Якутия в годы гражданской войны – Местный компонент (трагедия в Суол-Билииляхе) – История России + история Якутии
- Подготовка к уроку:
- Опережающее задание: прочитать рекомендованные учителем литературу и найти дополнительные материалы по изучаемой теме.
- Оформление двух групп: готовят краткие сообщения: отчет о проделанной работе в виде мини – видеопрезентаций, допускается форма традиционных сообщений
Основные этапы урока:
Организационный момент
1. Вступительная часть урока
- Вводное слово учителя
- Постановка проблемного вопроса;
2.Практическая часть урока
- Изучение нового материала (информация учителя, работа с картой, атласом, текстом, документами, демонстрация результатов работы, обсуждение проблемных вопросов и задание – КР – коллективная работа);
- Записи в тетрадях, КР, выводы;
3. Итоговая часть
- Общие выводы, заключения
- Домашнее задание.
4. Рекомендации учителя (заранее написано на доске)
Книга Андрея Кривошапкина “Дьыл5ам кытыла”
Книга наших земляков “Торообут туолбэм”
5. ИКТ-презентация: слайды включают по ходу прохождения темы
Ход урока
I. Вступительная часть урока
Вводное слово учителя: Несмотря на то, что прошло много лет со времен Гражданской войны интерес к событиям тех времен не ослабевает. В истории Гражданской войны еще не мало “белых пятен”, вопросов, которые требуют новых подходов. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим тему Гражданской войны, являющейся величайшей народной трагедией в которой нет победителей и побежденных. Эту тему мы рассмотрим в контексте событий, произошедших в местности Суол-Билилях (п.Сеген-Кюель). Таким образом,
Словарная работа: Гражданская война – это … Интервенция – это…
II. Задание. Перечислите предпосылки Гражданской войны 1918-1920 гг. (Поиск предпосылок войны на основе , используя материалы темы “Гражданская война в России 1918-1920гг.”) Работа с группами, заполнения пунктов по ответам учащихся.
1.Социальные предпосылки (противостояние богатых и бедных)
2. Психологические предпосылки (I мировая война, революционные события 1917 г. настроила людей решать все вопросы с помощью насилия и военной силы)
3. Политические предпосылки (Нежелание господствующих классов уходить из политической арены, борьба большевиков и других партий за власть в стране, насильственное вмешательство иностранных государств во внутреннюю политику России)
4. Экономические предпосылки (продовольственный кризис в стране, отсутствие у властей реальной программы выхода из кризиса)
Задание – работа с атласом и картой (районы, охваченные гражданской войной и иностранной интервенцией). Заполнение таблицы “Иностранная интервеция” (работа в группах)
Вопрос учителя: В чем, по вашему мнению, состоят причины изменения настроения народных масс по отношению к правительству Советской России (поиск причин на основе КР используя тексты из книг “Крушение антисоветского подполья в СССР” и учебного пособия “История России”).
Запись в тетради в ходе ответов учащихся:
- нарастающий экономический, социальный и политический кризис, который вызвал недовольство народных масс правительством;
- голод 1918 года;
- жесткая централизация управления в ходе реализации ленинского “госкапитализма”, политика военного коммунизма;
- применение репрессивных методов для введения новых порядков;
- введение в мае 1918 года продовольственной диктатуры (создание продармии и продразверстки)
Резюме учителя: Гражданская война в Якутии связана с Гражданской войной в России. Причины участия местного населения в белобандитском движении такие же, как в центре с небольшой разницей.
Запись в тетради:
- безвозмездная конфискация властями центральных улусов сенокосных угодий и пахотных земель у тойонов и средняков
- конфискация земли у казачества и церкви
- введение насильственной продразверстки
- репрессивные методы введения новых порядков
Проблемные вопросы. Обсуждение по группам:
- причины участия Ламынхинских ламутов в белобандитском движении;
- являются ли чекисты героями;
- почему правительство Якутии объявило всем добровольно сдавшимся белобандитам амнистию
- можем ли мы называть события в Суол-Билииляхе трагедией для обеих сторон
Задание (из опережающего): знакомство с материалами гибели чекистов в Суол-Билииляхе (тексты из книги “Торообут туолбэ”, видиома “Гибель семи чекистов” - см. приложение ); сделайте свой вывод к схеме Чекисты — > Эндыбал <— Белобандиты. Видеопрезентация
Информация учителя: об отряде И.Я.Строда и разгроме им отрядов Канина и Никифорова в районе Вилюйска. Предположение о возможности отхода Канина с остатком своих войск в сторону Верхоянска через Сегян-Кюель. Факт – свидетельство А.Семенова о том, что дорога Сегян-Кюель – Эндыбал была закрыта в 1921-1922 годах. Он предполагал, что данная дорога контролировалась белогвардейцами. Свидетельство Кралина. (видеопрезентация)
Вопрос: Какую роль в Гражданской войне в Якутии сыграла амнистия ревкома ЯАССР от 30 апреля 1922 года (добровольно сдавшиеся участники белобандитского движения могли вернуться к мирной жизни и имели право пользоваться всеми политическими и гражданскими правами советских людей). Факт – Кривошапкин С.П., первый председатель Себян-Кюеля – участник белобандитского движения.
III. Обсуждение. о причинах участия местного населения Себян-Кюеля и Сегян-Кюеля в белобандитском движении, используя материалы текстов и знаний, полученных на этом уроке. Выступления по группам: краткие тезисы.
Вопрос: На чьей стороне правда, кто прав – белые или красные.
Выступают с краткими тезисами представители групп. В итого формируются выводы, которые записываются в тетради.
Выводы, запись в тетради.
- Гражданская война является национальной трагедией, бедствием народа.
- В гражданской войне не может быть победителей.
- Высшей ценностью являются не идеи, не власть, а человеческая жизнь
IV. Домашнее задание.
Политические силы и движения в период Гражданской войны
Причины победы большевиков в Гражданской войне, прочитать параграфы 16-19 “Гражданская война в России 1918-1920 гг.” (учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г.).
V. Примечание: видеомы нарисованы учащимися 10 класса.
Литература.
- Голинков Д.Л. Крушение антисоветского подполья в СССР. Книга 1. -М.: 1986
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX век -М.: 2005
- История России XX век / А.Н.Боханов и др. -М.: 2001
- Кривошапкин А.В. Дьыл5ам кытыла. - Якутскай 1988
- Якутские друзья А.М.Горького. Сост. Тимшин А.Т. Якутск 1988