За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Реализация Концепции модернизации образования до 2010 года предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет - ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся, что предполагает наличие высокого уровня информационной культуры учителя как части его профессиональной культуры и соответствующее изменение образовательного пространства гимназии. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
-использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
-использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
-рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
-использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
-использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
-организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
-использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
По-настоящему использовать ИКТ можно только в том случае, когда учащиеся активно применяют их как непосредственно в образовательном процессе, так и при подготовке учебных заданий. За последние годы возросли возможности образовательных учреждений в информатизации школьной среды. Однако информационную среду гимназии характеризуют не столько установленные компьютеры и наличие другой техники, сколько эффективное применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе. С целью оптимизации информационно-технических ресурсов образовательного учреждения, создания условий для развития ИКТ - компетентности всех участников педагогического процесса, организации информационно насыщенной среды и разработана Программа информатизации МОУ «Гимназия». Программа информатизации гимназии как документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, позволит обеспечить новое качественное состояние образовательной системы ОУ.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа информатизации МОУ «Гимназия» г.Ефремова Тульской области на 2009 – 2012 годы |
Нормативно–правовая база программы |
|
Заказчик программы | Администрация МОУ «Гимназия» г.Ефремова Тульской области |
Разработчики программы | Печникова И.А. – зам.директора по УВР. |
Сроки реализации программы | 2009 г. – 2012 г. |
Контроль за исполнением программы | Зубков В.В. – директор МОУ «Гимназия» г.Ефремова Тульской области |
Цели программы | Формирование единой информационной среды МОУ «Гимназия» г.Ефремова Тульской области, обеспечивающей:
|
Задачи программы | Управленческие:
Методические:
Организационные:
|
Сроки и этапы реализации | Первый этап - 2009 – 2010 годы. Компьютерная грамотность, оснащение гимназии средствами ИКТ, установка и отладка работы локальной сети, создание регламентов работы сети, разработка структуры школьного образовательного электронного ресурса, накапливаемого в сети. Второй этап – 2010 – 2011 годы. Применение ИКТ при изучении различных дисциплин, интеграция ИКТ в учебный процесс, широкая межпредметная интеграция, создание электронных методических материалов переход от единичных электронных методических материалов к созданию электронных журналов, учебников, библиотек по всем образовательным областям. Третий этап – 2011 - 2012 годы. Создание единой информационной сети гимназии, которая включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен, а также требует нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения. |
Источники финансирования | Федеральный бюджет, областной и районный бюджеты, внебюджетные и иные средства |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | 1. Создание единой образовательной информационной среды гимназии, обеспечивающей доступ участников образовательного процесса к локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам, а так же к системе современных электронных учебных материалов по основным предметам гимназии; 2. Повышение эффективности образовательного процесса; 3. Автоматизация организационно-распорядительной деятельности гимназии; 4. Повышение уровня информационной культуры участников образовательного процесса, адекватной современному уровню развития информационно-коммуникационных технологий. |
Общие положения
Основная цель программы:
Создание условий для применения современных компьютерных технологий в образовательном процессе и управлении гимназией, повышение информационной культуры участников образовательного процесса, формирование в гимназии единого информационного образовательного пространства.
Задачи:
- обеспечение развития сложившейся методологии образования гимназии за счет использования преимуществ компьютерных технологий;
- внедрение информационных технологий в образовательную и управленческую деятельность;
- создание механизма управления процессом информатизации гимназии;
- обучение педагогических и руководящих кадров информационным технологиям;
- повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся;
- формирование у участников образовательного процесса навыков использования информационно-коммуникационных технологий для решения творческих образовательных программ;
- создание банка программно-педагогических средств, для использования компьютерной техники в учебном процессе;
- создание условий для персонального доступа к компьютеру обучающимся и сотрудникам школы.
В настоящее время МОУ «Гимназия» г. Ефремова Тульской области имеет следующее техническое оснащение:
- Количество оборудованных кабинетов – 1, в нем рабочих мест – 12, подключен к сети Интернет, оплачиваемой за счёт средств спонсоров, действует локальная сеть.
- комьютеров(всего)- 37
- ноутбуков - 2
- мультимедийных проекторов – 5.
- принтеров – 7.
- МФУ-2
- копировальный аппарат -2
- сканеров – 4.
- документ –камера – 1
- интерактивная доска( укомплектованная проектором) – 2
- флеш-память -4
Осуществлена поставка в гимназию лицензионных прикладных программных средств, необходимых для рационального и эффективного управления школой «1С: Хронограф. Школа.2.5», «1С: Хронограф. Мастер 3.0. Расписание», пакета программ «Помощь1» и «Помощь2», обучающих программных средств.
В гимназии систематически проводятся уроки с использованием ИКТ по всем предметным областям, наблюдается стремление к внедрению компьютерных технологий в учебную и воспитательную работу через введение интегрированных курсов, психологический мониторинг, новые методы обучения и интеллектуального развития, формы продуктивной деятельности. Растёт число учителей-предметников, обладающих знаниями в этой области, в рамках проекта ИСО прошли компьютерную подготовку 14 учителей – предметников и учителей начальной гимназии.
В нашей школе информатика изучается со 2-го класса по программам для общеобразовательных учреждений. Можно утверждать, что в настоящее время большинство выпускников гимназии обладают хорошей компетентностью в области информатики, что подтверждают результаты поступления наших выпускников в вузы и техникумы.
Компьютерное оборудование гимназии позволяет использовать современные технологии, накоплен определённый опыт обучения этим технологиям, применения их в преподавании различных предметов, школьном делопроизводстве. Гимназия имеет 2 доступа в сеть Интернет, одним из них оборудована учительская корпуса №1 -высокоскоростной широкополосный доступ в Интернет по технологии ADCL по ПНП «Образование», это даёт возможность использовать телекоммуникации в учебном процессе. В школе формируется определённый круг учителей, являющихся носителями компьютерных образовательных технологий, они готовы участвовать в телекоммуникационных проектах, олимпиадах. Свободный доступ учителей и учащихся в Интернет даёт возможность нашей гимназии организовать разнообразную учебную и творческую деятельность, использовать международные информационные ресурсы.
План действий по реализации программы информатизации МОУ «Гимназия» г. Ефремова Тульской области
Конкретные действия по решению задач | Сроки | Ответственные | Мониторинг |
Разработка квалиметрического инструментария.(Введение электронного документооборота) | 2008-2011 | Зам. директора по УВР | Отчеты классных руководителей и учителей-предметников |
Обновление и расширение материально-технической базы гимназии. | |||
Создание мобильных рабочих мест учителя предметника (ноутбук, проектор) в предметных кабинетах гимназии | 2009-2012 | Администрация, зам. директора по УВР | Наличие и функционирование |
Создание единой локальной сети гимназии | 2009-2012 | Администрация города | Наличие и функционирование |
Подключение к информационной сети предметных кабинетов гимназии | 2009-2012 | Зам. директора по УВР | Наличие и функционирование |
Создание мультимедийного центра (каб.21) | 2009-2011 | Администрация | Наличие и функционирование |
Приобретение компьютеров и проекторов для организации рабочего места учителя-предметника и учителя начальных классов | 2009-2012 | Администрация,зам. директора по УВР | Наличие и функционирование |
Создание и обновление библиотеки программного обеспечения | 2009-2012 | Зам. директора по НМР | Наличие и функционирование |
Приобретение и обновление антивирусных программных средств для надежного функционирования информационной сети гимназии. | 2009-2012 | Зам. директора по УВР | Наличие и функционирование |
Модернизация компьютеров | 2009-2012 | Директор | Наличие и функционирование |
Создание условий для систематического использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе | |||
Повышение ИКТ-компетентности педагогов гимназии через курсы в рамках проекта «ИСО» и работу мобильного сервисного компьютерного Центра при ИМЦ КО | 2009-2011 | Зам. директора по УВР, педагоги-предметники | Разработка и проведение открытых уроков и мероприятий с использованием ИКТ |
Апробация цифровых образовательных ресурсов в рамках проекта «ИСО» | 2009-2011 | Педагоги | Документация в виде календарно-тематического планирования, протоколов предметных методических объединений |
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках | 2009-2012 | Педагоги | Разработка и проведение открытых уроков и мероприятий с использованием ИКТ, опрос учащихся, систематическое отслеживание результатов и повышение эффективности образовательного процесса через использование квалиметрического инструментария |
Создание банка цифровых образовательных ресурсов по каждому предмету | 2009-2012 | Педагоги | Документация в виде перечня ЦОРов по всем предметным областям, формирование медиатеки |
Наполнение банка данных гимназии методическими материалами педагогов | 2009-2012 | Зам. директора по УВР, педагоги | Создание банка методических разработок и рекомендаций по использованию ИКТ на уроках |
Участие педагогов и учащихся гимназии в сетевых и дистанционных проектах образования | 2009-2012 | Зам. директора по УВР, педагоги | Тестирование |
Участие педагогов гимназии в конкурсах педагогических инициатив в рамках проекта ИСО | 2009-2012 | Зам. директора по УВР, педагоги | Наличие поощрительных и подтверждающих участие документов |
Сбор информации о различных пакетах программ автоматизации управленческой деятельности и внедрение их в школе | 2009-2012 | ММЦ, РМЦ | |
Апробация и внедрение информационной системы автоматизации гимназии «1С: Хронограф. Школа» | 2009-2011 | Администрация, педагоги | Систематическое использование информационной системы автоматизации гимназии «1С: Хронограф. Школа» |
Обучение классных руководителей работе с информационной системой автоматизации гимназии «1 С: Хронограф. Школа» |
2010-2012 | Классные руководители | Систематическое использование информационной системы автоматизации гимназии «1С: Хронограф. Школа» |
Обучение учителей-предметников работе с информационной системой автоматизации гимназии «1С: Хронограф. Школа» | 2010-2012 | Классные руководители | Систематическое использование информационной системы автоматизации гимназии «1С: Хронограф. Школа» |
Апробация программы автоматического составления расписания занятий | 2007 | Зам. директора по НМР | Наличие и функционирование |
Разработка и совершенствование внутри школьной базы данных «Учащиеся гимназии» | 2008-2010 | Зам. директора по УВР | Наличие и функционирование |
Внедрение в единое информационное пространство | |||
Создание единой информационной базы гимназии | 2009-2012 | Зам. директора по УВР | Наличие и функционирование |
Организация деятельности педагогов и учащихся по использованию информационных ресурсов сети Интернет для реализации образовательных и воспитательных целей | 2008-2012 | Зам. директора по УВР | Анализ результатов работы педагогов и учащихся на заседаниях предметных методических объединений и кафедр |
Обеспечение доступа к информационным ресурсам локальной и глобальной информационных сетей в гимназии | 2008-2012 | Зам. директора по УВР | Наличие и функционирование |
Создание и обновление сайта гимназии | 2009-2011 | Зам. директора по УВР | Наличие и функционирование |
После реализации данной программы мы ожидаем получить следующие результаты:
1. Повышения ИКТ-компетентности и информационной культуры всех участников образовательного процесса.
2. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и работы управляющей системы гимназии за счет внедрения ИКТ.
3. Создание цифровых образовательных ресурсов (в том числе и по реализации регионального компонента), активное взаимодействие с другими участниками образовательного и воспитательного процесса в едином информационном пространстве.