Разработка учебных заданий при обучении грамматике английского языка

Разделы: Иностранные языки


Обучению грамматике иностранного языка в средней школе традиционно уделяется особое внимание, однако не всегда результатом этого изучения есть способность грамматически корректно оформлять устную и письменную речь. Упражнения, как ведущий практический метод обучения, занимают особое место в обучении грамматике, так как в учебном процессе большое значение имеет выработка у учащихся умений и навыков применения полученных грамматических знаний на практике. Именно адекватно подобранные упражнения - основной фактор, обусловливающий успех обучения речевой деятельности.
Несмотря на большое количество упражнений по грамматике, предлагаемых современными УМК по английскому языку, проблема разработки грамматических упражнений остаётся одной из актуальных проблем методики обучения иностранным языкам. Учителю приходится самостоятельно разрабатывать необходимые упражнения для обучения грамматике английского языка. Это может быть обусловлено следующими факторами:

  • возрастными особенностями обучаемых;
  • индивидуальными характеристиками учащихся;
  • учётом возможностей каждой отдельной группы учащихся;
  • наличием речевого опыта у обучаемых;
  • этапом обучения;
  • характером изучаемой грамматической структуры;
  • степенью совпадения значения данной структуры с соответствующей в родном языке.

     При разработке грамматических упражнений, помимо рассмотренных ранее общих педагогических требований, следует учитывать такие требования к ним:

  • упражнения обеспечивают многократное разнообразное повторение изучаемой формы в вариативных ситуативных условиях;
  • упражнения строятся на усвоенной лексике и не должны содержать дополнительных грамматических трудностей;
  • последовательность выполнения упражнений соответствует стадиям формирования грамматических навыков;
  • содержание высказываний должно быть информативно, интересно и значимо для обучаемых;
  • каждая фраза является коммуникативно ценной, сочетание реплик должно быть разнообразным и естественным.

    Учитывая всё вышесказанное, предлагаю следующую схему разработки упражнений при обучении грамматике:

Данная схема применительна к разработке отдельного грамматического упражнения, поэтому отобразить в ней, как учителю учитывать рассмотренные ранее дидактические принципы обучения тяжело. Но, как правило, каждое конкретное упражнение не используется изолированно, а является составляющей частью системы или подсистемы упражнений, поэтому на то, как реализуются педагогические принципы, следует обратить внимание при построении именно системы грамматических упражнений. Необходимо определить условия построения системы или подсистемы грамматических упражнений, которые бы учитывали реализацию того или иного принципа. Предлагаем следующие условия  их реализации:     

  • принципа связи обучения с жизнью, теории с практикой:
    • обеспечение демонстрации того, как изучаемый грамматический материал может быть использован в реальных условиях общения;
  • принципа научности:
    • обеспечение индуктивного подхода к обучению грамматике, в зависимости от специфики грамматического материала;
  • принципа преемственности, последовательности и систематичности обучения:
    • учёт стадии формирования грамматического навыка при подборе и разработке адекватных упражнений и при определении их последовательности;
    • учёт цели и грамматического материала при определении обязательного набора упражнений;
    • обеспечение регулярной повторяемости грамматического материала в целях поддержания необходимого уровня грамматического навыка; 
  • принципа сознательности и творческой активности обучаемых:
    • обеспечение осмысления усваиваемого материала всеми возможными приёмами, включая родной язык;
    • обеспечение ситуативной обусловленности предлагаемого грамматического материала;
    • учёт трудностей в усвоении грамматического материала;
    • включение упражнений проблемного творческого характера, активизирующие умственные и эмоциональные усилия учащихся, стимулирующие свободное употребление языка;
  • принципа доступности обучения при достаточном уровне его трудности:
    • чёткое следование от простого к сложному;
    • лексический материал, на основе которого строится грамматическое упражнение, должен быть усвоен учащимися и не создавать дополнительных трудностей при его выполнении; 
  • принципа прочности результатов обучения:
    • организация цикличного усвоения грамматического материала, в процессе чего в каждом последующем цикле грамматический материал усложняется;
    • обеспечение многообразия упражнений;
    • обеспечение согласования работы в классе и дома;
  • принципа рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы (принципа единства группового и индивидуального обучения):
    • использование разнообразных типов и видов упражнений и учебного взаимодействия;
  • принципа наглядности:
    • использование иллюстративного материала, способствующего повышению мотивации учащихся в выполнении упражнения;
  • принципа соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых:
    • учёт опыта и интеллектуальных возможностей обучаемых, в том числе навыков и умений в родном языке.  

  Исходя из объективных и субъективных условий обучения, учитель всегда имеет возможность доработать систему упражнений учебника или разработать собственную, обязательно учитывая при этом требования к грамматическим упражнениям и выделенные условия реализации дидактических принципов.