Цели урока:
- узнать исторические сведения о дроби;
- попробовать свои силы в решении старинных задач с дробями;
- развивать речь, логику, познавательные интересы;
- развивать навыки самоконтроля и самоанализа;
- систематизировать групповую работу.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
а) Устные вычисления.
Рисунок 1
б) Единицы измерения.
Соединим одинаковые промежутки времени:
Рисунок 2
в) Решение задачи.
5 ящиков со сливами весят 35 кг, а 4 ящика с виноградом – 48 кг. На сколько килограммов ящик со сливами легче, чем ящик с виноградом?
(48 : 4 – 35 : 5 = 5 (кг))
- О чем говорили на прошлом уроке?
- Что такое дробь?
- Что мы узнали о дроби?
- Сегодня на уроке перед нами задача узнать больше о дробях, использовать свои знания в практических задачах.
3. Открытие нового.
а) Решение задач.
Буханка хлеба стоит 5 руб. Сколько стоит половина буханки?
Буханка хлеба весит полкилограмма и полбуханки. Сколько весит целая буханка?
- Что значит половина?
- Что значит полкилограмма?
- Что значит полбуханки?
- Значит, слово ПОЛОВИНА может заменяться на ПОЛ.
Что означают слова «полуфинал», «полукруг»?
- Как вы думаете, как называли половину в Древней Руси?
- Ну, а кто прав, мы узнаем, прочитав статью на с.61 учебника (1 абзац)
- Как называли половину в Древней Руси? (ПОЛТИНА)
- Как называли четвертую часть в Древней Руси? (ЧЕШЬ)
- Как сейчас называют четвертую часть? (ЧЕТВЕРТЬ)
- А хотите узнать систему дробей в Древней Руси?
- Прочитайте 2 абзац.
- Что значит слово УНЦИЯ? (12 часть)
Чтение теста учебника 3 и 4 часть.
- Кто в Древней Руси пользовался особым почетом и уважением? (знаток дробей)
- Прочитайте о системе дробей в Древней Руси.
- Где была создана современная запись дроби? (в Индии)
б) Из истории дробей.
- Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и ЧАСТИ, ДОЛИ МЕРЫ. Так появились ДРОБИ.
В русском языке слово ДРОБЬ появилось в ХIII веке. Оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в XVII век) дроби так и назывались – ломаные числа.
У других народов название дроби также связано с глаголами – ломать, разбивать, раздроблять. Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии, стали использовать его и арабы, а от них в XII – XIV в.в. оно было заимствовано европейцами.
Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта, т.е. число .
Черта дроби стала постоянно использоваться лишь только около 300 лет назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи – ЛЕОНАРДО ПИЗАНСКИЙ. В 1202 году он ввел слово «дробь». Название ЧИСЛИТЕЬ и ЗНАМЕНАТЕЛЬ ввел в XII в. МАКСИМ ПЛАНУД – греческий монах, ученый-математик.
В) Решение практических задач.
№ 1, с.63 – работа с классом.
№ 2, с.63 – работа с классом.
4. Закрепление пройденного материала.
а) Единицы времени.
№ 11, с.60 – с комментированием.
1 ч – 60 мин
1 мин = 60 с
б) Вычислительные навыки.
№ 10, с.60 – литературная викторина «В мире животных» (работа в группе или паре).
5. Итог урока
- Что узнали нового?
- Что вас заинтересовало?
- Проанализируйте свою работу.
- Что показалось интересным?
- О чем хотели бы еще узнать?
Д/З: №№ 3, 4, 5, с.63-64.
Найти задачи, стихи, ребусы с дробями.