Цели:
- Закрепить знания о природе родного края и истории Древнего мира.
- Дать новые знания о состояние экосистемы – болота.
- Формировать навыки работы с дополнительной литературой.
Тип урока: Интегрированный урок-игра.
Методы обучения: Проблемный, частично-поисковый, творческий.
Форма организации учебной деятельности: Диалог.
Организация деятельности учащихся: Составление проблемных вопросов, повторение изученного материала, представление опережающих домашних заданий.
Оснащенность урока: Магнитофон, плакат “Счастливый случай”, записи песен голосов птиц, выставка книг и журналов о природе и об истории Древнего мира, выставка рисунков учащихся, два конверта – разных цветов (красный ,синий).
Структура урока.
- Актуализация знаний о природе родного края и истории Древнего мира.
- Закрепление полученных знаний на уроках природоведения и истории.
- Итог урока.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, на уроках истории вы начали знакомиться с древним миром. Жители всех мест на Земле, того времени, были очень зависимы от природы от ее “настроения”, “самочувствия”. Поэтому они относились к ней с особой бережливостью и любовью. Жители Древней Греции, Египта, Индии и т.д. хорошо понимали человека и природа понятия не разделимые. Они хорошо сохранили природу для нас. Чтобы сохранить природу для наших потомков, мы должны отлично знать ее и хозяйствовать на земле разумно.
Что значит ты без трав, без птиц
И без пчелы в цветах дрожащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
Вгрызаясь в горные породы,
О, человек – венец природы! –
Что без природы твой конец?
2. Начало игры.
Играют две команды по 6–7 человек.
Ведущий представляет членов жюри и предоставляет слово участникам команд (название, девиз). Игра проходит в 6 геймов.
Перед началом игры – жеребьевка, конверт какого цвета будет у команд.
Ход игры.
1-й ГЕЙМ. “Самый, Самый..”
Ведущий задает по 6 вопросов каждой команде.
Правильный ответ – 1 балл.
Вопросы – смотреть Приложение 1 – первая команда,
Приложение 2 – вторая команда.
2-й ГЕЙМ. “Ты мне – я тебе”
Домашнее задание. Каждая команда дома готовила два вопроса каждой другой команде.
Правильный ответ – 3 балла. За самый интересный вопрос – один дополнительный балл..
Жюри подводит итог, в это время звучит музыка – голоса птиц.
3-й ГЕЙМ. “Болельщик помоги!”
Ведущий задает вопросы болельщикам, правильный ответ – 1 балл в счет
команды, за которую болеет участник.
Вопросы – смотреть (Приложение № 3)
4-й ГЕЙМ. “Видео-вопрос”
В течение 1 минуты команды рассматривают предлагаемые им картинки, гербарии, спилы деревьев, побеги деревьев и др. называют, что на них изображено.
Правильный ответ – 2 балла.
Рекламная пауза. Слово представителям фитобара (см. Приложение 4)
Жюри подводит итог и объявляет промежуточный результат.
5-й ГЕЙМ “Гонка за лидером”
В течение 1 минуты ребята отвечают на вопросы об экологии, земли, истории
Правильный ответ – 1балл.
6-й ГЕЙМ. “Счастливый случай”
Ведущий предлагает капитанам команд три конверта на выбор, в одном из них карточка “СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ”, кому она досталась – счастливчик, его команда получает два дополнительных балла к общему счету за игру.
Жюри подводит итог. В это время выступление экологической группы, инсценировка “Болото” (см. Приложение 5)
Приложение 1.
- Что означает крылатое выражение “Нить Ариадны”?
- Какому дереву принадлежит данная ветка. (Тополь)
- Драгоценный металл ценившийся в Египте выше золота? (Серебро)
- На какие группы делятся горные породы по происхождению (осадочные, метаморфические, магматические)
- Сколько букв в финикийском алфавите ? (22 б)
- Что такое Вселенная? (Космическое пространство и все, что его заполняет.)
Приложение 2.
- Планета получившая свое название в честь Римской богини любви и красоты. (Венера)
- Высечена из скалы существо с головой человека и тело льва. (Сфинкс)
- Сколько планет входит в состав солнечной системы. (9)
- В какой стране стали выращивать чай и как его употребляли
- К какому кустарнику принадлежит данный лист (малина), (использовать гербарный материал).
- Что означает крылатое выражение “Троянский конь”
Приложение 3.
Метограммы
1. Я с буквой “Б” свирепый и ужасный
Не подходи, на части разорву!
А с буквой “М” планетою прекрасной
В пространстве звездном я плыву. (Барс – Марс)
2. С “К” я в школе на стене,
Горы, реки, есть на мне
С “П” от вас я не таю,
В классе каждом я стою. (Карта – Парта)
Анограммы
1. Я сибирская река
Широка и глубока
Букву “Е” на “У” смени
Стану спутницей земли. (Лена– Луна)
2. Я дерево, в родной стране
Найдешь меня в лесах по всюду
Но слоги переставь во мне
И воду подавать я буду. (Сосна – насос)
Приложение 4.
Завари себе чай:
Чай – это водный экстракт из частей растения, биологически активные вещества которого растворяются в горячей жидкости. Твердые части растения сначала можно замочить в холодной воде, а уж потом заварить кипятком.
Чай от простуды:
Реклама чая от простуды предложить попробовать чай.
Чаще всего находят применения чаи из ромашки, малины.
Чай из крапивы попил – силы утроил.
Весной, когда природа просыпается, человек чувствует себя очень не важно – это весенняя усталость. Чем же поддержать организм весной. В первую очередь это чай из крапивы. Крапива содержит вещества: белки, железо, магний, серу, витамины.
Чай из листьев березы:
У славянских племен в старину существовал праздник – “Русалка”. Березу столько что появившимися зелеными листочками украшали разноцветными лентами и устраивали во круг нее танцы, ночью веселились при свете костров. А почки и молодые листочки шли на приготовление напитка.
Одуванчик очищает печень:
Одну чайную ложку мелко нарезанного сырья заварить кипятком, настаивать 20
мин., и применяют по одной четвертой 3–4 раза в день.
Реклама кофе из корней одуванчика. Угостить этим кофеем посетителей фитобара.
Приложение 5.
Приложение 6.
- Естественный спутник Земли. (Луна)
- Планеты гиганты это: (Юпитер ,Сатурн, Уран, Нептун)
- Кто изобрел стекло?
- Грабница фараона ? (Пирамида)
- На чем писали в Двуречие? (Глиняные таблички)
- Экология это…?(наука о доме)
- Что у Земли в нутрии? (Ядро, мантия..)
- Самая маленькая планета солнечной системы. (Плутон)
- Где изобрели компас. (Китай)
- Какой стране мы обязаны открытием пурпурной краски?
- Гидросфера это…?
- Сколько материков на Земле? (6)
- Перемещение воздуха в горизонтальном направление это…? (Ветер)
- Греческий герой, царь Итаки, участник троянской войны ? (Одиссей)
Приложение 7.
- Воздушная оболочка Земли? (Атмосфера)
- Богиня любви и красоты в Древней Греции ? (Афродита)
- Сколько океанов на земной поверхности ? (4)
- Самый большой материк? (Евразия)
- Излившаяся на поверхность магма – это..? (Лава)
- Из какой страны к нам пришла игра в шахматы и арабские цифры?
- Растениея материал для письма в Египте? (Папирус)
- Река дающая жизнь Египту ? (Нил)
- Бог морей? (Посейдон)
- Самый большой океан? (Тихий)
- Ближайшая к нам звезда? (Солнце)
- Почему страна носит название Двуречье ? (Территория между двумя реками)
- Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)
- Планета с кольцами, названная в честь древнеримского бога земледелия7 (Сатурн)