Цели:
- проверить усвоение таблицы умножения и деления, умение находить значение выражений, содержащих действия разных ступеней, решать составные задачи, находить периметр многоугольника, сравнивать выражения;
- развивать логику, мышление, наблюдательность, память, внимание;
- воспитывать стойкий интерес к предмету и учебной деятельности.
Оборудование:
- карта “Острова Сокровищ”,
- таблицы с математическими выражениями,
- ключи с деформированными примерами,
- сундучок с отметками,
- учебник “Математика 2 класс, часть2” (И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская)
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Чтоб было настроение
И отвечали бодро,
Друг другу улыбнитесь-ка
И сядьте вы спокойно.
2. Сообщение темы и цели урока.
На прошлых уроках вы познакомились с таблицей умножения и деления. Сегодня вам эти знания пригодятся, потому что мы отправляемся в путешествие на “Остров Сокровищ”. Путь наш будет нелегким, но для того, чтобы справиться со всеми трудностями и найти сокровище, нам понадобятся внимание, смекалка и конечно же знания. Итак, путешествие начинается.
3. Устный счет.
- Ребята, чего нам не хватает для настоящего путешествия? (Карты.)
- Чтобы добыть карту, надо справиться со следующими заданиями:
- Делимое 12. делитель 6. чему равно частное? (2)
- Какое число надо умножить на 5, чтобы получилось 20? (4)
- Уменьшите число 18 в 2 раза. (9)
- Задача. Дима в 4 раза старше Ирины. Диме 16 лет. Сколько лет Ирине? (4 года)
- Ребята, вот так выглядит наш сундучок с сокровищами. Посмотрите внимательно и скажите, сколько в нем спряталось прямоугольников? (9)
- Молодцы! Справились со всеми заданиями и получаете карту. (Учитель вывешивает карту на доску.)
4. Работа над пройденным материалом.
Работа в тетрадях.
- А сейчас откройте тетради и отметьте день нашего путешествия.
Ребята, посмотрите на карту и скажите, какое испытание нам предстоит преодолеть? (Надо пройти через дремучий лес.)
- Этот лес волшебный. Чтобы пройти через него, нам надо узнать два числа. Для этого давайте вспомним, какие числа называются четными и нечетными. (Числа, которые делятся на 2, называются четными. Числа, которые не делятся на 2, называются нечетными.)
- Угадываем первое число: это наименьшее однозначное четное число. (2)
- Угадываем второе число: это наибольшее однозначное нечетное число. (9)
- Выложите в своих тетрадях тропинку через лес из этих чисел. (2 9 2 9 2 9…)
- Поодиночке в лесу ходить опасно, поэтому составьте из этих чисел двузначные числа. (29 22 99 92)
- Идти мы будем так: старшие впереди, а младшие позади. Как же нам надо расположить эти числа? (В порядке убывания: от большего к меньшему).
- Запишите их. (99 92 29 22)
Решение сложных выражений.
- Посмотрите, ребята, куда привела нас тропинка? (К горе.)
- Нам надо преодолеть эту гору, решив сложные выражения. Подниматься на гору очень тяжело, поэтому давайте вместе решим выражения с действиями разных ступеней.
- 9*3-19=27-19=6
- 69+21:7=69+3=72
- Спускаться с горы легче. Самостоятельно решите оставшиеся выражения.
- 28:4*2=7*2=14
- 4*2*3=8*3=24
-Я надеюсь, что с горы спустились все.
Решение задачи.
- С каждым шагом мы все ближе к тому месту, где спрятаны сокровища. Но трудности еще впереди. Где мы оказались? (У реки.)
- Нам надо перебраться на другой берег. Лодки есть, но мы не сможем ими воспользоваться до тех пор, пока не решим задачу.
Задача. В путешествие отправились 13 мальчиков и 11 девочек. Сколько потребуется лодок, чтобы перебраться на другой берег реки, если в одной лодке помещается 4 человека?
Анализ задачи:
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему? (Не можем, потому что не знаем, сколько всего было человек.)
- Как нам узнать, сколько ребят отправилось в путешествие? (Сложением. Надо к мальчикам прибавить девочек.)
- Теперь можем ответить на вопрос задачи? Что для этого надо сделать? (Надо всех ребят разделить на количество человек, которое помещается в одной лодке, то есть на 4.)
- Запишите решение задачи и ответ.
- Молодцы! Теперь мы все переправимся на другой берег.
- Ребята, куда мы с вами попали? (На поляну.)
- Вот здесь мы отдохнем.
Физминутка.
В путешествие пошли, (Ходьба на месте)
Сразу карту мы нашли. (Наклоны вперед)
Посмотрели влево, вправо, (Повороты туловища вправо и влево.)
Где-то ждет нас переправа. (Круговые вращения головы.)
Мы надули все шары (Имитируют надувание шаров.)
И взлетаем, как они. (Поднять на носки. Руки вверх.)
Будем в небе мы кружиться (Кружимся.)
Как прекрасная Жар-птица. (Дыхательные упражнения.)
Работа с учебником.
- Мы уже близки к нашей цели. Поляна, на которой мы отдыхали необычная. Какую геометрическую фигуру она напоминает? (Пятиугольник.)
- Какое задание вы предложили бы путешественникам, которые оказались на такой поляне? (Найти периметр.)
- Что такое периметр? (Периметр – это сумма длин всех сторон многоугольника.)
- Итак, следующее испытание – нахождение периметра. Число, которое получится в результате, укажет нам количество шагов, которое необходимо сделать, чтобы найти клад. Выполнить это задание вам поможет книга путешественника – учебник. Откройте с. 121 и выполните №293.
- Какое же количество шагов нам надо сделать? (13)
Задание на логическое мышление.
- Ребята, почему же мы стоим на месте? (Не знаем, откуда надо отсчитывать шаги.)
- Посмотрите на поляну. Что на ней растет? (Цветы.)
- Не простые цветы, а числовые. Каждый цветок имеет свое число. От одного из цветов мы и должны отсчитать 13 шагов. А чтобы найти этот цветок, надо решить задачу и найти правильный ответ.
Задача. Два путешественника шли 4 часа. Сколько времени шел каждый путешественник? (4 часа)
- От какого цветка будем идти? (От цветка с числом 4.)
Задание на сравнение двух выражений.
- Теперь мы можем начать отсчет шагов? (Нет. Не знаем, в какую сторону идти.)
- Посмотрите на карту. На этой полянке две дорожки. Между ними лежит камень. На нем написано несколько выражений. Вам необходимо их сравнить и идти в ту сторону, куда укажет знак сравнения. Будьте внимательны! Только один знак покажет верное направление.
- 5*3…3*7
- 36:6…42:7
- В какую сторону нам надо идти? (Влево.)
Работа с деформированными примерами.
- Вот мы и пришли. Посмотрите, лежит камень. Неужели здесь спрятан клад? Давайте отодвинем камень и посмотрим, верно ли мы пришли.
- Да! Это клад! Но сундучок с сокровищами закрыт. Мы не можем узнать, что там внутри. Надо подобрать ключ. У нас четыре ключа с выражениями без знаков действий. Вам необходимо расставить знаки действий и выбрать подходящий ключ.
- 76…4=72
- 57…5=62
- 5…8=40
- 18…2=9
- А теперь посмотрите внимательно на замочную скважину и скажите, какой ключик нам нужен и почему. (Ключ с примером 5*8=40. Так как замочная скважина похожа на знак умножения.)
- Совершенно верно!
5. Оценивание учащихся.
- Давайте откроем наш сундучок и посмотрим, какие сокровища мы нашли.
- Да это отметки, самые хорошие, “4” и “5”, которые сегодня получают следующие ребята…(фамилии учащихся).
6. Домашнее задание.
- Вот и подошло к концу наше путешествие по “Острову Сокровищ”, но путешествие по стране Математике не заканчивается. Для того, чтобы дальнейшее путешествие было необычным и интересным, домой я вам задаю загадочные равенства, которые находятся на с. 121 под №294.
Разгадав эти равенства, каждый из вас найдет свой клад – клад знаний.
7. Итог урока.
Вы сегодня так старались
Эти трудности пройти.
Вы считали и мечтали
Поскорее клад найти.
Вот конец всех испытаний
И волненье позади.
С математикой всегда мы
Будем только впереди!