Цели и задачи:
- Раскрыть значение слов: «гражданин», «государство», «конституция».
- Перечислить права и обязанности граждан.
- Уметь начертить схему «Органы государственной власти».
- Рассказывать о государственной символике.
Оборудование: карта РФ, флаг, герб, гимн, схема органов управления государственной власти, портрет президента России.
Эпиграф: «Любит Родину не тот, кто о ней говорит, а тот, кто для неё действует».
План урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного. Тест «Священная война».
III. Постановка учебной задачи.
IV. Решение учебной задачи.
- Кто такое «гражданин»?
- Права и свободы граждан.
- Конституция – Главный Закон нашего государства.
- Что такое «государство»?
- Органы управления.
- Государственная символика.
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
Оформление доски: приложение 1.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
- Сегодня на уроке мы должны многое вспомнить, повторить, закрепить, а также познакомиться с новыми понятиями. Я обещаю вам, что вас ждут много интересного при условии, что вы будете активными участниками нашего урока.
Итак:
Москва,
Как много в этом звуке
Для сердца русского, слилось
Как много в нем отозвалось!
- Почему такие сокровенные чувства мы испытываем, видя этот город или читая о нем? (Обсуждение).
Дети: Это самый главный город России.
- Это любимый город.
- Это столица нашей Родины.
- А что такое Родина?
Дети: Государство, где ты родился, учился, живешь.
- Как называется наша Родина?
Дети: Россия, Отечество, Русь (карта России).
Учитель: - Наша страна сейчас готовится к важной дате, которую мы будет отмечать в 2010 году. О какой дате идет речь?
Дети: 65-тилетие Победы в Великой Отечественной войне.
Учитель: Не так давно мы с вами изучали ВОВ, многое узнали. Мы должны помнить о событиях тех лет, не забывать, какой ценой была завоевана победа.
II. Тест «Священная война» (выполняется на листочках).
Ключ:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
а |
б |
в |
а |
б |
а |
а |
б,в |
а |
б |
1. |
Начало ВОВ. |
|
А) 22 июня 1941 г.; Б) 22 июня 1940 г. |
2. |
Где впервые «непобедимая германская армия» потерпела крупное поражение? |
|
А) под Ленинградом; Б) под Москвой; В) под Ростовом-на-Дону |
3. |
Кто совершил первый ночной таран в небе над Москвой? |
|
А) В.П. Чкалов; Б) Г.Ф. Байдуков; В) В.В.Талилихин |
4. |
Какой город оказался в августе 1941 г. в чудовищной блокаде? |
|
А) Ленинград; Б) Москва; В) Сталинград |
5. |
Как называли дорогу через Ладожское озеро? |
|
А) Дорога смерти; Б) Дорога жизни |
6. |
Как дети помогали взрослым во время войны? |
|
А) Работали на заводах и фабриках; Б) Лечили раненых; В) Делали взрыватели к минам |
7. |
Кто был заместителем Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина в годы ВОВ? |
|
А) Г.В. Жуков; Б) А.В. Василевский; В) С.К. Тимошенко |
8. |
Каких высших наград был удостоен маршал Г.В. Жуков? |
|
А) Ордена Славы; Б) Ордена Победы; В) Ордена Суворова I степени |
9. |
Когда закончилась ВОВ? |
|
А) 9 мая 1945 г. Б) 1 сентября 1945 г. В) 22 июня 1945 г. |
10. |
В каком городе войска окончательно уничтожили армию Гитлера и провозгласили Победу? |
|
А) в Москве; Б) в Берлине; В) в Париже |
III. Постановка учебной задачи.
- Продолжая говорить о нашей Родине, я хочу предложить эпиграф урока: «Любит Родину не тот, кто о ней говорит, а тот, кто для неё действует». (Обсуждение, примеры.)
(Гражданин Минин, Пётр I, Екатерина Великая и т. д.)
- За что удостоили такой памяти гражданина Кузьму Минина?
(Он не щадил своей жизни, чтобы спасти Отечество, Россию).
IV. Решение учебной задачи.
1. – Чем же гражданин отличается от человека?
(Обсуждение.)
- Человек – это широкое понятие, относящееся к нам с вами. (родился человек, болеет человек, учит человек, трудится человек, наслаждается музыкой и т.д.) А если мы поставим вместо этого слова «гражданин» будет звучать как-то не так.
Вывод: Гражданин – это не все то, что вмещает в себя человек.
- Так за что называют гражданином Кузьму Минина?
- За то, что он встал на защиту Родины, за общее дело. Таким образом, он ощутил свое право стать спасителем Отечества, т. е. право гражданского участия в решении главных вопросов в жизни страны. Он выполнил одну из главных обязанностей – встал на защиту Отечества.
2. Учитель: - Много лет назад, когда появились на Земле люди, одновременно с ними появились главные вопросы:
- Что люди могут делать, а что нет?
- Что они обязаны делать, а что нет?
- На что они имеют право, а на что нет? и т.д.
Без ясного ответа жизнь их превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И тогда люди взялись за решение главных вопросов.
В обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах. И конечно поиск ответов на главные вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу. Многие герои ваших любимых сказок и произведений занялись решением вопросов о правах человека (выступление детей).
Гражданин – это лицо, обладающее определенными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами.
Но пользоваться правами, не имея обязанностей просто невозможно.
Какие могут быть обязанности? (Обсуждение).
3. Все права и обязанности гражданина описаны в Главном Законе нашей страны – это Конституция.
- А какие еще законы вы знаете?
- Закон об образовании, закон о труде, уголовные законы (объяснение).
Главная мысль Конституции – это человек, его права и свободы, являющийся высшей ценностью.
Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года.
Учитель: Мы имеем право на труд, а на отдых?
(Физкультминутка.)
4. – Говоря о правах, надо добавить, что гражданин имеет право избирать и быть избранным (с 18 лет) с 21 года.
- В начале урока вы сказали, что страна – государство (имея в виду его территорию).
Однако у слова «государство» есть и другое значение – это организация, осуществляющая власть в стране. Государство принимает законы, охраняет права граждан. Его основная задача – организовывать жизнь людей в обществе, следить за порядком, выполнением принятых законов.
5. Главой государства является президент.
Президент – Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил Российской Федерации.
Парламент – законодательный орган.
Правительство – исполнительная власть.
6. - Каждый человек, живущий на нашей планете, независимо от расовой принадлежности, цвета кожи, религии испытывают чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа важное значение. Символы вызывают у нас определенные представления (например, говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню, о США – статую Свободы, небоскребы и т.д.)
Символы Родины - что это такое для нас? (бескрайние просторы полей, белые березы, Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного Солдата в Москве или в другом городе – это тоже символы России.)
Но есть главные символы, о которых должен знать каждый гражданин – Герб, Флаг, Гимн. (Выступление детей, исполнение гимна.)
Вывод: К государственным символам всех стран нужно относиться уважительно, чтить их. Посягательство на Герб, Флаг во всех странах мира воспринимается как знак неуважения и враждебности к стране, ее населению.
V. Рефлексия.
1. Какая дата в 2010 году? (65-летие Победы).
2. Кто такой «гражданин»?
3. Главный закон – Конституция.
4. Главные символы - Герб, Флаг, Гимн. К ним надо относиться уважительно, чтить их.
Возвращаясь к эпиграфу урока: «Любит Родину не тот, кто о ней говорит, а тот, кто для нее действует» (то есть защищает, является гражданином, чтит и уважает символы государства).
Вывод урока: Героем можешь ты не быть, а гражданином быть обязан.
VI. Домашнее задание. Беседа 20.