Интегрированное внеклассное занятие: “Геометрия + психология”
Цели:
- Образовательная – закрепление и обобщение полученных знаний, привитие интереса к математике, навыков самостоятельного поиска новых знаний, умения сопоставлять исторические факты, делать выводы, развивать культуру коллективного умственного труда.
- Развивающая – развивать личностные качества учащихся, расширять кругозор и пополнять словарный запас, развивать творческую самостоятельность учащихся, творческое мышление, умение работать с различными источниками информации.
- Воспитательная – осознание личностных качеств как центральных характеристик человека; формирование интереса к предмету; ответственности за результаты своей работы и учебы.
Работая в 7–9-х классах, я часто замечаю, что ученики – подростки, даже зная правильный ответ, не торопятся отвечать, робеют, боятся ошибиться, рассуждая, видимо так: “Лучше промолчу, чем окажусь неправым...”. Как помочь ребятам преодолеть робость, помочь поверить в себя, стать решительнее, не бояться насмешек одноклассников, воспитать в себе личность, умеющую отстаивать свое мнение? С этим вопросом я обратилась к школьному психологу. Вместе мы разработали план внеклассного мероприятия.
Учитывая психологические особенности данного возраста, острое восприятие своих индивидуально-психологических особенностей; настороженное, недоверчивое отношение к взрослым, мы пришли к решению, что информация будет полноценнее воспринята, если она будет исходить от тех, кто еще недавно сам переживал трудности данного возраста. С этой целью, нами были подготовлены старшеклассники – тьюторы, изучающих психологию на элективных курсах. С их помощь был проведен опрос в 7-м классе. На предварительном этапе ребята провели анонимное анкетирование семиклассников. Обучающимся предлагалось ответить на следующие вопросы – “Что такое личность?” “Каждый ли человек является личностью?”, “Ты – личность?”.
Мы не случайно, выбрали данную тему для разговора. Всем хорошо известно, что именно в подростковый период, происходит “второе рождение” личности. Личности – способной осознавать мотивы своих действий и поступков.
Естественно, при выборе темы мы учитывали специфику классного коллектива: у обучающихся этого класса особый интерес вызывала математика и с некоторой прохладцей и иронией ребята относились ко всему, что не связано с этим предметом. Именно поэтому, мы решили привязать разговор о личности и важности поступка в формировании личности к математике. В данный момент, ребята изучали на уроках геометрии тему “Параллельные прямые”, вот на нее мы и решили опереться.
Мы попросили тьюторов подготовить материал об открытии Н. И. Лобачевского (неевклидова геометрия или геометрия Лобачевского) в виде презентации (Приложение).
Именно старшеклассники рассказали ребятам о том, что задолго до Лобачевского к такому же открытию пришел К. Ф. Гаусс. Гаусс первым построил неевклидову геометрию и поверил в ее реальность, но был вынужден держать свои исследования в секрете (вероятно, из-за того, что они шли вразрез с догматом евклидовости пространства в доминирующей в то время Кантовской философии). Тем не менее, сохранилось письмо Гаусса к Лобачевскому, в котором ясно выражено его чувство солидарности, а в личных письмах, опубликованных после его смерти, Гаусс восхищается работами Лобачевского. Лобачевский в работе “О началах геометрии”, первой его печатной работе по неевклидовой геометрии, ясно заявил, что V постулат не может быть доказан на основе других посылок евклидовой геометрии, и что допущение постулата, противоположного постулату Евклида, позволяет построить геометрию столь же содержательную, как и евклидова, и свободную от противоречий. Одновременно и независимо к аналогичным выводам пришел Янош Бойяи, Однако труды Бойяи не привлекли внимания, и, не встретив одобрения и поддержки, он прекратил борьбу.
Лобачевский же, встретив непонимание и даже издевательство, не прекратил
своих исследований. После работы 1829–1830 гг. "О начала геометрии" Лобачевский
печатает в "Ученых записках":
в 1835 г. "Воображаемую геометрию";
в 1836 г. "Применение воображаемой геометрии к некоторым интегралам".
В 1846 г. Лобачевский оказался фактически отстраненным от работы в университете. Внешне он получил повышение – был назначен помощником попечителя (однако жалованья ему за эту работу не назначили), но при этом он лишился кафедры и ректорства.
Но, лишившись кафедры и ректорства и оказавшись в должности помощника попечителя, Лобачевский потерял возможность не только руководить университетом, но и вообще действенно участвовать в жизни университета. Насильственное отстранение от деятельности, которой он посвятил свою жизнь, ухудшение материального положения, а затем и семейное несчастье (в 1852 г. у него умер старший сын) разрушающе отразилось на его здоровье; он сильно одряхлел и стал слепнуть. Но и лишенный зрения, Лобачевский не переставал приходить на экзамены, на торжественные собрания, присутствовал на ученых диспутах и не прекращал научных трудов. Непонимание значения его новой геометрии, жестокая неблагодарность современников, материальные невзгоды, семейное несчастье и, наконец, слепота не сломили его мужественного духа.
В ходе занятия, изучая историю создания и развития неевклидовой геометрии, ребята одновременно отвечали на вопросы, поставленные перед ними: о личности, о важности поступка в формировании личности, о роли личности в развитии науки.
ЛИТЕРАТУРА
- Вахтин Б.М. Великий русский математик Н.И. Лобачевский. М., 1956
- Смышляев В.К. О математике и математиках. – Йошкар-Ола: Наука, 1977.
- Каган В.Ф. Лобачевский. М., 1948
- Википедия
- И.В. Дубровина Практическая психология образования – Москва: ТЦ “Сфера”, 1997.
- А.В. Петровский Хрестоматия по психологии – Москва: Просвещение, 1987