Цель:
- Закрепить понятие корня, однокоренных или родственных слов.
- Развивать умение находить корень в группе однокоренных слов.
- Воспитывать интерес к языкознанию, воспитание вежливости.
Приобретаемые навыки детей: подбор, распознавание однокоренных слов, выделение корня, образование однокоренных слов.
Используемое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, маркер, толковые словари С.И.Ожегова.
Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
Корень дерева и корень слова. Кто прав? Рассели жильцов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.
2. Актуализация знаний учащихся.
– Прочитайте слова, записанные на доске.
приставка суффикс окончание
– Что это за слова? (Части слова.)
3. Постановка проблемы, формулировка учебной задачи.
– А можем ли мы с вами составить слово, в котором будет приставка, суффикс, окончание?
Если дети затрудняются, учитель предлагает им составить слово, в котором (приставка ) на- (суффикс) -н- (окончание) -ый
– А все ли части слова здесь написаны? (Нет.)
– Какой части слова нам не достает? (Корня.)
На доску вывешивается корень слова -стол-
– И действительно, ребята, теперь попробуйте составить слово:
на + стол + н + ая (настольная)
– Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
4. Открытие темы урока.
(Дети формулируют тему, высказываются.)
– Мы повторим, что такое корень и однокоренные слова. Попутешествуем по владениям Корнея. Поучимся находить корень в группе однокоренных слов.
5. Решение учебной задачи.
а) Работа учащихся на интерактивной доске. (Приложение 1.)
– Дома вам надо было выучить правило. Проверить его нам помогут сказочные человечки. Появляются на экране: Буратино, Мальвина и Пьеро.
– Они дали определение корню и привели примеры однокоренных слов. Кто из них выполнил все правильно, поставим тому в тетрадку отметку “5”. Зачеркните ошибки в других работах (используется маркер для интерактивной доски).
б) Словарная работа. Работа в тетради.
Есть такое правило в стихах:
Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
Дети открывают тетрадь, записывают число. Классная работа.
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клен, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Ответ: мороз.
– Подберите однокоренные слова к данному слову, выделите корень, поставьте ударение, подчеркнем опасные места.
Мороз, мороз-н-ый, мороз-и-ть, наморозить, изморозить, заморозить, мороз-ищ-е, мороз-ец.
– Почему можно эту цепочку назвать группой однокоренных слов?
(В них одинаковый корень/)
– От какого слова образовались все записанные нами слова?
Вывод: от одного слова могут образовываться другие слова с тем же корнем.
Двигательно-речевая физминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видимо нашел,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
в) Применение усвоенных знаний.
Упражнения в нахождении корня слова. Работа по учебнику.
Откройте учебник на стр. 75 , прочитайте задание к упр. 118.
Дети выполняют работу в тетради, один ученик вызывается к доске.
лист листок листочек листопад |
хвост хвостатый хвостик |
– Почему эти слова однокоренные?
(Один корень, в котором заключен общий смысл этих слов.)
г) Проблемно-поисковая работа.
Игра: “Рассели жильцов”. (Приложение 2.)
Два домика стоят рядом, и в оба дома одновременно приехали родственники. Они потерялись и очень ждут вашей помощи.
Гора море
(гористый, заморский, морж, горький, морской, гореть, моряк, горка, столб)
– Какие слова остались на улице? Почему? (Они имеют другое лексическое значение, другой смысл.)
Слова: морж, горький, столб
(Учитель просит учеников найти значение слов в толковом словаре и прочитать.)
– Назовите два признака однокоренных слов.
(Общая часть слова и общее значение.)
– Над чем надо думать, когда ищешь в слове корень?
(Вдумываться в смысл слова.)
д) Учебная сценка.
Подготовленные учащиеся показывают сценку “Корень дерева и корень слова”
Встретились два слова Корень слова и Корень дерева.
– Я корень. А ты кто?
– И я корень!
– А где ты живешь?
– я живу в земле!
– А ты?
– Я живу в словах!
– Он живет в словах… Разве так бывает?
– Не смейся, от меня и от таких корней вырастают целые деревья слов. Посмотри,
сколько новых слов выросло (стол, столовый, стольный, застольный,
настольный…).
После сценки:
– О каких корнях шла речь в сказке?
– Какой корень из них нужнее людям?
– Какими корнями может гордиться человек?
6. Обобщение результатов урока.
– А зачем мы учимся находить в словах корень?
– Где в жизни вам это пригодится?
Рефлексия (Приложение 3)
Оцените свою активность, эффективность работы. (Ребята высказываются, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске)
7. Домашнее задание.