Корень в группе однокоренных слов (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  1. Закрепить понятие корня, однокоренных или родственных слов.
  2. Развивать умение находить корень в группе однокоренных слов.
  3. Воспитывать интерес к языкознанию, воспитание вежливости.

Приобретаемые навыки детей: подбор, распознавание однокоренных слов, выделение корня, образование однокоренных слов.

Используемое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, маркер, толковые словари С.И.Ожегова.

Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

Корень дерева и корень слова. Кто прав? Рассели жильцов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.

2. Актуализация знаний учащихся.

– Прочитайте слова, записанные на доске.

приставка суффикс окончание

– Что это за слова? (Части слова.)

3. Постановка проблемы, формулировка учебной задачи.

– А можем ли мы с вами составить слово, в котором будет приставка, суффикс, окончание?

Если дети затрудняются, учитель предлагает им составить слово, в котором (приставка ) на- (суффикс) -н- (окончание) -ый

– А все ли части слова здесь написаны? (Нет.)

– Какой части слова нам не достает? (Корня.)

На доску вывешивается корень слова -стол-

– И действительно, ребята, теперь попробуйте составить слово:

на + стол + н + ая (настольная)

– Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

4. Открытие темы урока.

(Дети формулируют тему, высказываются.)

– Мы повторим, что такое корень и однокоренные слова. Попутешествуем по владениям Корнея. Поучимся находить корень в группе однокоренных слов.

5. Решение учебной задачи.

а) Работа учащихся на интерактивной доске. (Приложение 1.)

– Дома вам надо было выучить правило. Проверить его нам помогут сказочные человечки. Появляются на экране: Буратино, Мальвина и Пьеро.

– Они дали определение корню и привели примеры однокоренных слов. Кто из них выполнил все правильно, поставим тому в тетрадку отметку “5”. Зачеркните ошибки в других работах (используется маркер для интерактивной доски).

б) Словарная работа. Работа в тетради.

Есть такое правило в стихах:
Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.

Дети открывают тетрадь, записывают число. Классная работа.

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клен, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!

Ответ: мороз.

– Подберите однокоренные слова к данному слову, выделите корень, поставьте ударение, подчеркнем опасные места.

Мороз, мороз-н-ый, мороз-и-ть, наморозить, изморозить, заморозить, мороз-ищ-е, мороз-ец.

– Почему можно эту цепочку назвать группой однокоренных слов?

(В них одинаковый корень/)

– От какого слова образовались все записанные нами слова?

Вывод: от одного слова могут образовываться другие слова с тем же корнем.

Двигательно-речевая физминутка.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видимо нашел,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.

в) Применение усвоенных знаний.

Упражнения в нахождении корня слова. Работа по учебнику.

Откройте учебник на стр. 75 , прочитайте задание к упр. 118.

Дети выполняют работу в тетради, один ученик вызывается к доске.

лист
листок
листочек
листопад
хвост
хвостатый
хвостик
 

– Почему эти слова однокоренные?

(Один корень, в котором заключен общий смысл этих слов.)

г) Проблемно-поисковая работа.

Игра: “Рассели жильцов”. (Приложение 2.)

Два домика стоят рядом, и в оба дома одновременно приехали родственники. Они потерялись и очень ждут вашей помощи.

Гора море

(гористый, заморский, морж, горький, морской, гореть, моряк, горка, столб)

– Какие слова остались на улице? Почему? (Они имеют другое лексическое значение, другой смысл.)

Слова: морж, горький, столб

(Учитель просит учеников найти значение слов в толковом словаре и прочитать.)

– Назовите два признака однокоренных слов.

(Общая часть слова и общее значение.)

– Над чем надо думать, когда ищешь в слове корень?

(Вдумываться в смысл слова.)

д) Учебная сценка.

Подготовленные учащиеся показывают сценку “Корень дерева и корень слова”

Встретились два слова Корень слова и Корень дерева.

– Я корень. А ты кто?
– И я корень!
– А где ты живешь?
– я живу в земле!
– А ты?
– Я живу в словах!
– Он живет в словах… Разве так бывает?
– Не смейся, от меня и от таких корней вырастают целые деревья слов. Посмотри, сколько новых слов выросло (стол, столовый, стольный, застольный, настольный…).

После сценки:

– О каких корнях шла речь в сказке?
– Какой корень из них нужнее людям?
– Какими корнями может гордиться человек?

6. Обобщение результатов урока.

– А зачем мы учимся находить в словах корень?
– Где в жизни вам это пригодится?

Рефлексия (Приложение 3)

Оцените свою активность, эффективность работы. (Ребята высказываются, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске)

7. Домашнее задание.